• Вера. Надежда… Нью-Йорк

    Итоги

    16.09.10 23:07

    Вера. Надежда… Нью-Йорк - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    На протяжении двух недель, пока в Йью-Йорке проходил заключительный из четырех турниров «Большого шлема» — Открытый чемпионат США по теннису, российских болельщиков бросало то в жар, то в холод. Поражения наших главных надежд, порой следовавшие одно за другим в течение нескольких часов, сменялись приятными моментами. Такими, например, как выход Михаила Южного в полуфинал US Open. Или участие Веры Звонаревой и Надежды Петровой в финалах женского одиночного и парного разрядов соответственно.

    «Наглость» для Рафы

    Не первый год российские любители тенниса по мере приближения любого из четырех турниров Большого шлема с особым нетерпением ждут жеребьевки в женском одиночном разряде. Ведь здесь наши надежды на завоевание титула подкреплены и качественным, и количественным составом передового отряда славных российских девушек с ракетками. То Мария Шарапова «Уимблдон» выиграет, то Светлана Кузнецова на «Ролан Гаррос» ярче всех блеснет.

    А то и вовсе внутрироссийский междусобойчик в финале устроят, на зависть сестрам Уильямс.

    Мужчинам нашим о подобных кренделях небесных, казалось бы, только мечтать и остается — особенно после годичной давности отставки главного российского теннисного революционера Марата. По фамилии Сафин. С тех пор как в январе 2005-го пересилил наш Марат в финале Australian Open самого Роджера Федерера, не то что титулы, просто появления в финалах турниров «Большого шлема» для наших теннисистов превратились в мечту несбыточную и вроде бы бесконечно далекую.

    Три недели назад, накануне старта US Open, особого оптимизма в высказываниях специалистов относительно шансов россиян на кортах Flashing Meadows не наблюдалось. Список ожидаемых фаворитов ограничивался уже набившими оскомину фамилиями Федерера, Надаля, Джоковича, Маррея и иже с ними. О лучших же представителях России — Николае Давыденко и Михаиле Южном — высказывались немногословно и осторожно, даже несмотря на достаточно высокие номера посева (шестой — у Николая и 12-й — у Михаила).

    Осторожные прогнозы относительно Давыденко, к сожалению, подтвердились: борьбу на US Open он прекратил уже во втором круге, уступив в трех сетах французу Ришару Гаске. Справедливости ради следует отметить, что весь нынешний сезон Николая преследовали травмы, и в Нью-Йорк он приехал не в лучшем состоянии, не полностью восстановившись после перелома запястья.

    А вот Южный на американском харде прижился, словно магнолия на побережье Черного моря. Весьма уверенно обыграв казахстанца Андрея Голубева и израильтянина Дуди Селу, Михаил в третьем круге вышел на местного монстра ракетки Джона Изнера, прославившегося участием в сверхмарафонском поединке против француза Николя Маю на недавнем Уимблдоне. К счастью, Михаилу 11-часовой матч, разложенный на три игровых дня, явно не грозил: на нынешнем US Open даже в решающем, пятом сете организаторы сердобольно предусмотрели тай-брейк, дабы избежать повторения многосерийного теннисного «фильма ужасов», приключившегося на британском травяном чемпионате мира. Тем более что Южный предпочел справиться с Изнером в четырех партиях.

    Дальше было интереснее, хотя и сложнее. В 1/8 финала Михаил одолел испанца Томми Робредо, получив в качестве следующего соперника швейцарца Станисласа Вавринку. Скромный 25-й номер посева, ранее больше известный как брат жены самого Федерера, на нынешнем US Open явно не захотел пребывать в тени своего знаменитого родственника, обыграв в третьем круге четвертую ракетку турнира Энди Маррея. Пламя четвертьфинального противостояния Южный — Вавринка разгоралось еще сильнее благодаря сильному порывистому ветру, гулявшему над кортом имени Артура Эша. Соперникам пришлось сыграть пять сетов, причем швейцарец постоянно выходил вперед. Однако Михаил не дрогнул, взял две заключительные партии со счетом 6:3 и открыл себе дорогу в полуфинал.

    Четыре года назад Южный уже добирался до этой стадии на US Open. Тогда, в 2006-м, непреодолимой преградой на его пути встал американец Энди Роддик. Теперь же и вовсе предстояло вырвать пропуск в финал из рук первого сеяного Рафаэля Надаля. Старался Михаил изо всех сил, в третьем сете ему даже удалось сделать брейк — а подобную «наглость» Рафа на тот момент по ходу турниру позволил только раз, да и то соотечественнику Фернандо Вердаско в четвертьфинале. Даже арифметически счет матча отражал растущую способность Южного навязать более серьезную борьбу Надалю — 2:6, 3:6, 4:6. Увы, испанец явно не был расположен ждать, пока россиянин хотя бы сможет довести партию до тай-брейка.

    «Не соглашусь с теми, кто считает, будто против Надаля у Михаила вообще не было никаких шансов, — говорит известный в прошлом российский теннисист, а ныне тренер Андрей Ольховский. — Судя по предыдущим матчам в Нью-Йорке, физически Южный был готов хорошо. Психологическая устойчивость — это вообще один из его козырей. И если бы Михаилу удалось долгими розыгрышами “зацепиться” за игру, затащить Надаля в четвертый, а затем и в пятый сет, его шансы против измотанного соперника заметно возросли бы. Впрочем, и выход в полуфинал турнира “Большого шлема” — очень достойный результат для любого российского теннисиста».

    Рыбка для Веры

    В женской половине US Open шансы россиянок на завоевание титула котировались по традиции весьма высоко. Особенно в отсутствие первой ракетки мира Серены Уильямс, пропускавшей домашний турнир из-за травмы. Поначалу наши соотечественницы действительно стройными рядами преодолевали раунд за раундом, и даже досадные потери в лице Динары Сафиной, уступившей в первом круге 24-й сеяной словачке Даниэле Гантуховой, и Алисы Клейбановой, не совладавшей в своем втором матче с итальянкой Сарой Эррани, общей благополучной картины не портили. Ведь до 1/8 финала добрались сразу пять россиянок!

    Но именно на этой стадии почти все они как одна были вынуждены сложить ракетки. Правда, и соперницы им достались как на подбор. Мария Шарапова, например, уступила дорогу первой ракетке турнира датчанке Каролин Возняцки, Елена Дементьева и Анастасия Павлюченкова — соответственно Саманте Стосур из Австралии и итальянке Франческе Скьявоне, финалистке и победительнице «Ролан Гаррос» — 2010. Светлана Кузнецова не сумела совладать с напором словачки Доминики Цибулковой.

    И только Вера Звонарева, кстати, ранее никогда не проходившая в Нью-Йорке далее четвертого круга, продолжала штамповать победы в двухсетовых поединках. Причем встречу против Андреа Петкович из Германии в 1/8 финала Вера проводила в свой день рождения — 7 сентября. И тоже сумела поломать неприятную традицию, впервые порадовав себя победой в столь знаменательный день.

    Затем был непростой четвертьфинал против эстонки Кайи Канепи, выигранный Звонаревой под аккомпанемент порывистого ветра. И блистательно проведенный матч с Возняцки, в котором преимущество россиянки не вызывало сомнений — 6:3, 6:4.

    — Честно говоря, я не ожидала, что Вера дойдет в США до финала, — признается «Спорту» Наталья Звонарева, мама теннисистки. (Между прочим, Наталья Викторовна — бронзовый призер московской Олимпиады-80 в составе сборной СССР по хоккею на траве.) — Думала, что четвертьфинал ей точно по плечу, но матч за титул… Это для меня приятный сюрприз! Хотя сама Вера наверняка была готова и настраивала себя на самый высокий результат.

    — Во время US Open постоянно поддерживали связь с дочерью, звонили ей?
    — Часто созванивались мы накануне турнира, а по его ходу — ни разу. Мы уже давно придерживаемся такой схемы. У Веры — серьезное соревнование, матчи идут один за другим, к каждому нужно готовиться. Зачем же ее отвлекать?

    — Неужели и с днем рождения не поздравили?
    — Ну что вы! Как же без поздравлений в такой день? Я ей эсэмэску отправила — и с днем рождения поздравила, и с победой. Вера ведь раньше в этот день всегда проигрывала — прямо злой рок какой-то!..

    — Зато после поражения была возможность быстренько сесть в самолет — и в Москву, к праздничному столу! А теперь пришлось задержаться еще на несколько дней…
    — Так не каждый день выпадает шанс в финале турнира «Большого шлема» сыграть! Ради этого и день рождения можно отложить. А вообще, конечно, всегда стараемся отметить этот праздник в семейном кругу. И стол я обязательно накрываю. Есть у нас и еще одна традиция: за праздничным столом говорим о чем угодно, только не о теннисе!

    — А как насчет традиционного блюда? Что Вера предпочитает в вашем исполнении?
    — Любит она, когда я рыбку готовлю. Естественно, не жареную, без масла, а на пару. Вера строго следит за питанием и не допускает, как говорится, ничего лишнего.

    — Пока вы не за столом, давайте снова поговорим о теннисе. Трансляции матчей Веры из Америки наверняка смотрели?
    — Смотрела, только не в прямом эфире. Это тоже что-то вроде приметы: Вера постоянно проигрывала матчи, за которыми я наблюдала в реальном времени. Так что теперь смотрю только в записи (смеется).

    — Наверное, игра против Возняцки понравилась вам особенно?
    — Да, так оно и есть. Но не только потому, что Вера обыграла первую ракетку турнира. Это был очень красивый матч, с длинными розыгрышами, девочки действовали на корте разнообразно. Стараюсь быть объективной, и мне кажется, что по красоте этот матч превзошел другой полуфинал между Винус Уильямс и Ким Клайстерс.

    — Расстроены, что Клайстерс в финале не оставила Вере шансов, отдав в двух сетах лишь три гейма — 6:2, 6:1?
    — Конечно, переживала за дочку и желала ей победы. Но, видимо, она слишком много эмоций потратила в полуфинале, и на финал ей их попросту не хватило. К тому же Вера успела мне сообщить, что в поединке с Возняцки повредила спину. Так что те несколько часов, что она проведет в Москве перед отлетом на следующий турнир, возможно, придется провести не за праздничным столом, а у известного доктора Богданова из центра Дикуля…


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»