• Владимир Быстров: Я воспитывался во времена, когда нельзя было отворачиваться от мяча. И говорю на ТВ, что думаю

    Новый эксперт «Матч ТВ» высек немало искр в эксклюзивном интервью «Спорту день за Днем»

    16.05.19 12:39

    Владимир Быстров: Я воспитывался во времена, когда нельзя было отворачиваться от мяча. И говорю на ТВ, что думаю - фото

    Фото: Myseldon.ru

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548
    Бывший игрок «Зенита», «Спартака», «Анжи», «Краснодара», «Тосно», сборной России освоился в роли эксперта  на главном спортивном телеканале страны. Но это не значит, что он сказал свое последнее слово в большом футболе. Ниже – мнения Быстрова по поводу злободневных тем, волнующих болельщиков. Из интервью вы узнаете, почему все завидуют «Зениту», что происходит со «Спартаком», как должен был поступить Пак, которого ударили стулом, в каких отношениях Хавчик (так называли Быстрова) с Артемом Дзюбой после всего, что между ними случилось, и многое другое.

    Черчесов вызвал игроков, чтобы они не ковыряли в носу

    – Станислав Черчесов объявил расширенный список игроков для подготовки к матчам отборочного турнира чемпионата Европы – 2020 с Сан-Марино и Кипром. Там – десять новых фамилий. Подходящее время, чтобы ставить эксперименты?
    – Никаких экспериментов нет. Это расширенный список. Наоборот, хорошо для ребят, для тех, кто первый раз попал в сборную. Для них большой стимул – туда попасть. Сейчас они в расширенном списке, следующая цель – пробиться в основной.

    – Если бы в соперниках были Германия или Голландия, может, столько новичков не было бы?
    – Было. Но вызовут в окончательный вариант не всех, поймите. Расширенный список включает 37 фамилий, потом его сократят до 20 с лишним.

    – Хорошо. Мы видим новые фамилии для сборной. Значит ли это, что нынешний сезон открыл новые имена?
    – Они только открываются, так скажем. У ребят все впереди. То есть на уровне чемпионата России молодые футболисты себя проявили. Теперь надо проявлять себя на уровне сборной. Главный тренер все делает правильно: дает игрокам сигнал, чтобы они были готовы. Чтоб на диване не сидели, в носу не ковыряли, а были готовы. Всегда есть шанс. Может, кто-то «сломается» – потребуется замена.

    – Я немного о другом. Спроси сейчас прохожего на улице, кого из новичков сборной он знает, вряд ли кто назовет хотя бы половину фамилий. А раньше, если Аршавин блеснет, все кричали: «В сборную его!»  Сразу было видно, что за люди.

    – Ну, естественно, не так ярко, как хотелось бы всем, это поколение себя проявляет. Но ничего. Они работают, стараются. Нужно ждать.


     

    – Открытие весны – тульский «Арсенал». Команда рвется в еврокубки, отлично проявляют себя Бакаев, Мирзов, Джорджевич. Почему того же Мирзова, с которым вы пересекались в «Тосно», например, «Зенит» не пригласил? Мало ведь техничных игроков с дриблингом.
    – Значит, на тот момент он играл не так стабильно, чтобы «Зенит» его позвал. Сейчас нашел свою команду, выглядит стабильнее.

    – А в целом уровень РПЛ растет или падает? Александр Самедов говорит: падает. Но уровень сопротивления всех команд, я бы сказал, растет.
    – Я не любитель говорить, что вот мы играли лучше, турнир был сильнее. Надеюсь, уровень чемпионата все же растет. Да, уехали сильные легионеры. Но появляется наша молодежь, ей нужно время. В целом футбол развивается. После чемпионата мира остались красивые стадионы. Уже редко где встретишь плохие поля. Я на многих аренах сейчас бываю. Все удобно. Пешочком прогулялся, зашел-вышел, комфортно, очередей нет. 

    – Осталось увидеть хороший футбол. Но вот «Динамо» и «Ростов» играли. Потом Игоря Гамулу спросили: что вам запомнилось в матче? Он говорит: песня Лещенко про День Победы.
    – Ну, это две закрытые команды. В других чемпионатах тоже достаточно таких матчей. Ничего удивительного. 



    Мне Паредес не нравился

    – Многие чемпионство «Зенита» с таких позиций оценивают: что, мол, было не выиграть? «Спартак» – слабый, «Локомотив» – не тот, «Краснодар» – как всегда, ЦСКА строится. Конкуренты слабые, одним словом.
    – Это просто зависть людей, которые не стали чемпионами. Любое чемпионство, даже если кто-то кривой, косой, – это все равно чемпионство. Что ж они тогда сами не выиграли титул, если все вокруг кривые и косые? «Зенит» играл достойно, хорошо, поэтому стал чемпионом.

    – Я помню, еще Лучано Спаллетти говорил: в России, может, не играют так ярко, как в Испании или Англии, но уровень сопротивления высокий, и побеждать тут непросто. 
    – Конечно. У нас в моде оборонительный футбол. Пять защитников. Вперед никто не бежит. Поэтому тяжело выиграть.

    – Так зрителей на стадион не заманишь. Цель одна – удержаться в Высшей лиге, чтобы не лишиться финансирования? Любыми способами?
    – Каждый хочет удержаться на своем месте, да. Если не будет результата, команда вылетит, кого-то выгонят. Поэтому так. Играют «от заду», как говорил Петржела.

    – В студии «Матч ТВ» по итогам последнего тура сидели Игорь Шалимов и Вадим Евсеев, тренеры. Они говорили о том, что многие хотели бы ставить атакующий футбол, да футболистов не хватает.
    – Вы поймите, если уровень футболистов не позволяет ставить атакующий футбол, тренер будет искать более рациональные, надежные варианты. Не хочется же проигрывать всем подряд.

    – Какие факторы позволили «Зениту» победить в этом чемпионате?
    – Доверили руководство Семаку. Это главное. Сделали правильный выбор в этом плане. Хорошо, что русский тренер привел команду к чемпионству. А не те великие иностранные, которых «Зенит», если верить СМИ, пытался пригласить.  Футболисты выполняли его требования.

    – Вы с Семаком и на поле, и в жизни пересекались. Какие черты помогли ему стать тренером? 
    – Он боец. Настоящий боец. Трудолюбивый.

    – Надо еще, чтобы голове много чего было, чтобы быть главным тренером?
    – Ну это в любом деле надо – не только чтобы быть главным тренером (улыбается).

    – Как-то вы про Акселя Витселя сказали: он не стоит тех денег, за какие его купил «Зенит». Типа, если человека покупают за 40 миллионов евро, он должен и отбирать, и отдавать, и забивать. Не знаю, разубедил он вас впоследствии или нет, но про кого-то из тех игроков, которых приобрел по ходу этого сезона «Зенит», можно сказать, что он не стоит таких денег?
    – Вы про Азмуна, Ракицкого, Барриоса? Я не оцениваю их с точки зрения того, сколько за них заплатил клуб. Вижу, что это качественные футболисты. Мне до лампочки, сколько на них денег потратили. Могу говорить про некачественных игроков, которых за дорого купили – это да. А когда приобретения на пользу команде, игроки идут «под» тренера, который в них заинтересован, то неважно, за сколько их купили. Это не наше дело.

    – Не всегда «Зенит» угадывал с покупками.
    – Если человек приобретается за большие деньги и не вписывается в команду, это, наверное, провал. Как еще сказать?

    – Вы Паредеса имеете в виду?
    – Мне Паредес вообще не нравился. Может, он сильный футболист, но мне не нравился. Так играл, что «Зенит» с ним ничего не выиграл. Может, для какого-то тренера он хороший игрок. Не знаю.

    – В раздевалке ПСЖ Паредесом тоже недовольны, сообщает парижская пресса.
    – Видите, какой «Зенит» молодец. Продал человека за такие деньги.



    В «Спартаке» решения принимают все, ответственность не несет никто  

    – А что со «Спартаком», еще одной бывшей вашей командой?
    – Все как обычно. Скандалы, интриги, расследования. 

    – Почему так всегда в «Спартаке»?
    – Потому что у клуба огромная армия болельщиков самого разного ранга. Подводные течения. Решения принимает не один человек, а сначала один, потом второй, дальше третий. Ответственность на себя брать, как обычно, никто не хочет. Всегда кто-то должен быть виноват –но не я. Вот поэтому так.

    – Как бывшему игроку «Краснодара» вам такой вопрос: правда, что Сергей Галицкий, владелец клуба, требует прежде всего зрелищной игры, а результат не так важен?  
    – Это ни для кого не секрет. Однозначно так. Может, результатами в последних матчах тренер Мусаев смог его в чем-то переубедить. Хотя они так же играют в атакующий футбол, с большим контролем мяча. Наверное, Галицкий доволен.

    – Это редкость для нашего чемпионата, что у команды есть свой стиль, что она играет в атаку?
    – Почему редкость? У всех свой стиль. Просто у других стиль – оборонительный. У «Краснодара» – атакующий. У «Зенита», когда надо – оборонительный, когда надо – атакующий. Все по-разному. Команда может придерживаться стиля. Но бывают моменты, когда и по-другому надо сыграть. Перетерпеть.

    – Если тренер видит по тренировкам, что игроки не готовы, меняет стиль, тактику?
    – Конечно. Если видит, что игроки готовы хорошо, выберет атакующую модель. Смотря еще против кого играть. Кому-то лучше отдать центр поля, кому-то – мяч, еще что-то. Каждый матч – своя история, отдельный бой.

    – Даже Лобановский, если помните, перед полуфиналом чемпионата Европы 1988 года, когда Италию «вынесли»…
    – …мне четыре года было, так что я не очень помню.

    – …ну да, я просто читал, он провел опрос среди игроков сборной: готовы, дескать, играть активный прессинг? Они сказали: «Да». А сказали бы: «Нет», может, и не увидели бы такой игры.
    – Я думаю, ему без разницы было. Все равно попробовал бы свою задумку. А игроки на поле уже разобрались бы – работает или нет? Футболисты-то опытные были. Тренер перед игрой выбирает тактику, а команда играет, как может. По ходу матча повлиять на это уже трудно.



    Получается, у нас лучше украсть сто килограммов золота, чем цветы на клумбе 

    – Вас можно поздравить с дебютом на большом телевидении. Это Андрей Аршавин постарался?
    – Ну, и он тоже.

    – Вы приятно удивили, я даже с коллегами на эту тему спорю. Свое мнение по каждому вопросу, неплохая речь, интересные рассуждения. Раньше, помню, вы говорили, что книжек не читаете – от них глаза болят.
    – Бывает, видимо. Я могу говорить как угодно, но футбол-то хорошо знаю. В нашей стране, конечно, многие в нем разбираются, но на самом деле они только думают, что разбираются. Если ты футбольный человек, видишь вещи совершенно по-другому.

    – Мне ваши некоторые высказывания запомнились. «Разве тренер выпустил Ари на поле, чтобы он попой с защитниками толкался, красовался? Он должен голы забивать!» Или: «Что сейчас делал защитник Кичин? Разве можно попой к мячу поворачиваться? Вот и результат – гол». Это вы о том, что человек должен выходить на поле и выполнять элементарные требования?

    – Да, естественно, так и должно быть. Я воспитывался во времена, когда нельзя было от мяча отворачиваться. Лучше пусть отобьют все, как говорится, но ты не отвернулся. Надеюсь, меня послушают и не будут бояться.


    – Долго вживались в роль эксперта на ТВ? Тяжело пришлось на первых порах?
    – Да нормально. Все идет своим чередом.

    – Александр Кокорин признался, что в «Бутырке» прочитал больше книжек, чем за всю свою жизнь. 
    – Все мы меняемся с возрастом. В молодости говорим одно, сейчас думаем по-другому.

    – Как, по-вашему, когда Кокорина и Мамаева выпустят? Справедливо, что они так долго сидят? Или, наоборот, нужно, чтобы долго сидели? Будет наука…
    – Наука уже была. Это перебор. Если быть объективным, они никого не убили, никого не сделали инвалидом. За свой поступок наказание понесли. Держать людей за решеткой, давая понять, что они якобы опасны для общества, наверное, неправильно. 

    – Но они виноваты.

    – Да, они ошиблись, у них было много «косяков». Но это не повод ломать им судьбы. Драка не драка… Любой из нас мог угодить в такую ситуацию. Некоторые убивают по пять человек и получают условный срок. А здесь ударил стулом. Они готовы были понести наказание. Оплатить лечение, еще чего-то. А то, как сейчас складывается ситуация, никому не пользу не идет. Мы поняли – трогать чиновников нельзя, хорошо. Но я бы, честно говоря, если говорить про Пака и других пострадавших в драке, решил вопрос по-другому, по-мужски. Если бы ребята «попали» на деньги, они точно так же все поняли бы.

    – Вы говорите так, как говорил мне недавно Андрей Канчельскис. «Я бы тоже хотел, чтобы мне нос сломали и заплатили за это миллион». Правда, это он уже про Гулиева, игрока «Спартака», избившего американца.
    – Конечно. Раз такая ситуация случилась, значит, всех надо сажать на полгода за драки. Строить больше тюрем, тратить на это деньги, устраивать процессы. Даже днем, бывает, идешь по улице – постоянно кто-то дерется, носы друг другу ломают. Я не слышал, чтобы всех так наказывали.

    – Сергей Семак говорил: давайте тогда, мол, всех за драки сажать.
    – Надо решать объективно. На стадион пронес петарду, взорвал рядом с ребенком – все, тюрьма. Сейчас технологии такие, что можно всех разглядеть, даже муравья на футболе. Камер больше, чем глаз. Вот я работал на матче «Спартак» – ЦСКА, там один болельщик файеров пятнадцать за матч сжег, причем не скрывал свое лицо, своих намерений. В чем проблема? Хватайте, наказывайте.

    – Проблема в том, как применяется правосудие.
    – Совершенно верно. Вот миллиарды кто-то украл, да? Наверное, это более тяжкое деяние, чем ударить человека стулом по голове. И наказание должно быть серьезное. Но одни творят – им можно, другие творят – им нельзя. Украл цветы на клумбе, значит, тебя посадят. Украл сто килограммов золота – и тебе ничего не сделают.

    – Или напишешь что-нибудь в «Фейсбук» против кого-то – тоже могут привлечь.
    – Я не знаю, я в «Фейсбук» не пишу.

    – Но в целом суд у нас суровый – по его решению разломали стул, которым Кокорин ударил Пака.
    – Тот стул еще найти надо было, доказать, что он служил орудием преступления. Мне кажется, в той суматохе, которая там была, даже Шерлок Холмс не нашел бы.



    Я не завершил карьеру, тренируюсь во дворе

    – Чувствуется, вы горой за футболистов. Даже Артема Дзюбу хвалили на ТВ, называли его лидером «Зенита». Какие у вас с ним отношения?
    – Да какие могут быть отношения… Я с ним близко не общаюсь. А как футболист он хороший. Говорю, как есть. Если человек заслуживает, чтобы о нем говорили хорошо, буду говорить о нем хорошо. Если заслуживает критики – буду критиковать. Независимо от того, друг он мой или нет. Почему я должен подстраиваться? У меня есть своя точка зрения, я ее высказываю. Понятно, что она не всем нравится, но это уже не мои проблемы.

    – Я почему спрашиваю. Шутники-то не унимаются, ворошат прошлое. Когда вы с Аршавиным были в раздевалке «Зенита» перед матчем с ЦСКА и это показывали на «Матч ТВ», некоторые комментировали: «Быстров еще не знает, что у него украли борсетку с деньгами». 

    – Ну пусть шутят, что делать.


    – Как пришла мысль завершить карьеру?
    – Я не завершал карьеру. Завтра мало ли куда позовут – пойду поиграю. К примеру, друзья во двор зовут – иду, играю. Могу за любой клуб выступать.

    – В Питере зовут друзья?
    – А и в Питере, и в Москве, и везде. Я сейчас много где бываю. 

    – Имеете в виду, что если во дворе поддерживать форму, то для нашего чемпионата сгодится? В любой момент сможете сыграть за любой клуб?

    – Нет, конечно (смеется). Для того чтобы играть за клуб премьер-лиги, нужно кропотливо и долго набирать форму. Если хочешь поиграть еще в нашем чемпионате.


    – А в дальнейшем в какой области футбола хотели бы работать? Может, как Генич – делать карьеру комментатора?
    – Не знаю, рано еще об этом говорить. 

    – Вы действующий футболист, у которого все впереди.
    – Именно так.

    – Но вы за «Зенит» или за «Спартак»?

    – И «Зенит», и «Спартак» – часть моей жизни, моей истории. Отдавать предпочтение какому-либо клубу неправильно. И за тот, и за другой играл, отдавал часть себя, сейчас переживаю. 


    – Просто есть такой Александр Панов. Так он резко за «Спартак». Хотя звездой стал в «Зените».
    – Ну, это его право, слушайте. Всю жизнь хотел за «Спартак» играть, его не отпустили, поэтому в такой форме реализовал свои желания. Это его дело, никто не вправе его судить. Все могут кричать, ругать, но это никак не повлияет на его мнение. Как и на мое.

    – А что с вашим другом Игорем Денисовым? Говорят, «Локомотив» попросил его «подвинуться» по контракту, который он заключил в декабре. Он отказался, так как и без того подписал новый договор на худших финансовых условиях. Из-за этого конфликт.
    – Вот вы сами все знаете, а меня спрашиваете. Я, например, не знаю. В курсе, что человек болеет. Игорь – топовый футболист, который заслужил все свои контракты. Обсуждать эту ситуацию я не вправе. 

    – Но это не значит, что у вас нет общения? Вы по-прежнему друзья?

    – Мы общаемся, конечно. Я со всеми друзьями общаюсь.

    Читайте также

    Анатолий Бышовец: «Из Чаадаева тоже сделали сумасшедшего. А я ''мерседесы'' на ''жигулях'' обгонял» 


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров