
Министр спорта России Дегтярев обсудил лимит на легионеров с Газзаевым, Семиным и Черчесовым
Министр спорта России Михаил Дегтярев точно любит футбол. Иначе бы не устроил встречу с членами правления Объединения отечественных тренеров. К Дегтяреву пришли глава этой организации Михаил Гершкович, Валерий Газзаев, Юрий Семин и Станислав Черчесов. Трех последних дополнительно представлять не надо.
Помимо них на встрече были два человека, имеющих отношение к Петербургу: директор Академии «Зенита» Анатолий Давыдов, а также экс-скаут и бывший тренер сине-бело-голубых Сергей Ломакин. Им Дегтярев вручил удостоверения «Заслуженных тренеров России».

В интервью «Спорт День за Днем» Ломакин рассказал подробности встречи с Дегтяревым, где обсуждали будущее российского футбола, и высказал личное мнение по актуальным вопросам. Сразу предупреждаем, что оно понравится не всем.
– Одна из главных проблем, особенно, детско-юношеского футбола, – обучение тренеров. Было единодушное мнение возродить Высшую школу тренеров, как было при Советском Союзе, – рассказал Ломакин. – Я сам ее заканчивал, последний выпуск 1989/90 годов. Со мной вместе учились Курбан Бердыев, Сергей Ташуев, Александр Старков. Мы получили великолепное образование. Два года очно учились, нам платили стипендию 300 рублей от Госкомспорта. И вот сейчас стоит вопрос, что будет такая же школа.
– Кто ее будет финансировать?
– То ли Министерство спорта, то ли РФС. Дегтярев сказал: «Это не ваше дело, мы разберемся». Но ее надо возрождать. Валерий Газзаев предложил не два года очно, а год, чтобы люди ходили на занятия, проходили серьезные темы, а не такие, как сейчас при лицензировании, когда платишь деньги, онлайн угадываешь какие-то вопросы, и потом тебе продлевают лицензию. То есть, капитальное образование на высшем уровне.
Надо повышать зарплаты детским тренерам, потому что многие из них, вместо того, чтобы заниматься своим делом, бегут на подработки, берут частные уроки. Грубо говоря, занимаются «анимацией», а не тренерством. В итоге и ни на основной работе, ни на той толку нет.
– Слышал, что на встрече с министром спорта обсуждался вопрос лимита на легионеров. О чем конкретно говорили?
– Чтобы дать российским игрокам больше шансов себя проявить, надо, конечно, им разрешить играть не так, чтобы в основном составе играют 8 легионеров, а для россиян только 3 места. Не дай бог еще кого-то натурализуют, как в «Зените», и уже вообще нет этого места.
По лимиту вопрос серьезный, но тренеры-практики, такие как Черчесов, предложили, не обязательно так резко все обрубать. Если есть 8 человек на поле, оставляйте их. Потому что у людей заключены контракты. Но, естественно, придется подрезать. Когда из 25 человек в заявке 13 легионеров, согласитесь, это уже тянет не в сторону первенства России, а в сторону непонятно какого открытого первенства.
Черчесов предложил такую схему: «Пусть легионеры конкурируют с нашими. У меня все равно, хоть и 8 разрешается, играют 4-5, потому что российские игроки не слабее». Это первое. А если клуб хочет иметь больше легионеров – пожалуйста, платите за них налог. Там очень приличные цифры. И вот эти деньги могут пойти на обучение тренеров, на развитие детско-юношеского футбола. Во всем этом, в принципе, логика есть.

Но я придерживаюсь мнения, которое высказал Михаил Владимирович Дегтярев. Хотя бы арифметически начать [ужесточение лимита] – уже больше шансов будет. Как он сказал: «10 в заявке вместо 13, пять на поле вместо восьми».
– Со следующего сезона или постепенно?
– Естественно, со следующего сезона. Никто не знает, сколько будет, но замминистра сказал, что они пока планируют по одному убирать. Чтобы за три года дойти с восьми до пяти легионеров на поле. Это так они предложили.
А Черчесов предложил ничего не менять, оставить восемь, но только тогда за «лишних» платите налоги, если хочешь 13 человек заявить. Но я думаю, это много. Нельзя так себя принижать, чтобы в первенстве России было больше легионеров.

– То есть, вы не согласны с позицией Черчесова?
– Я просто свое мнение сказал, что лучше сразу сделать 10 легионеров в заявке + 5 на поле, как сказал Дегтярев. И нечего там придумывать. Но резко не получится: клубы же заплатили деньги за легионеров, у них контракты, им надо выплачивать зарплату, а так придется платить неустойку. Лучше, конечно, постепенно. Но предложение Черчесова с налогом мне нравится. Хотите заявить лишних иностранцев – платите деньги. Но чтобы не больше 12 легионеров, например. Чтобы россиян было больше, потому что это наше первенство, а не их.
– Все собравшиеся на встрече с Дегтяревым тренеры согласились с идеей ужесточения лимита?
– Нет, все по-разному высказались. Газзаев вообще против всех лимитов. Он сказал: «Меня не волнуют эти лимиты. Я – профессиональный тренер. Нужен результат – я его даю. Вот как я работал, например, в ЦСКА, у меня был свой принцип. Мы посидели с руководством клуба, с Гинером и прочими руководителями, по моей инициативе, и решили, что у меня будет семь сильных легионеров». Они у него и были. Вы их всех знаете. И девять хороших русских, которых вы тоже все знаете. И плюс шесть-семь молодых перспективных российских игроков.
Газзаев говорит: «Без всякого лимита работал на результат, и я его дал». Он так рассуждает. А я считаю, что пока у нас закона не будет, начнут, как говорится, заниматься волюнтаризмом. Не все же такие профессионалы, как Газзаев.

Плюс он когда-то говорил еще про то, что в России нужны частные клубы, потому что на государство нечего рассчитывать. Вот с этим я не согласен. Он должен понимать, что частному бизнесу в России не так легко приходится зарабатывать деньги. Если какие-то преференции сделать, налоговые послабления, то может быть… Но это уже вопросы государственной важности – не нам говорить. Но Газзаев сказал вот так, и он продолжает придерживаться своего мнения. А я считаю, что это не главное.
– А что тогда?
– Пока мы этот весь частный бизнес наладим, пройдет время. Все-таки профессиональным командам ФНЛ из регионов России необходимо государственное финансирование, так как там вряд ли найдутся крупные компании и бизнесмены, как в столицах. А люди любят футбол, который всегда выполнял и должен выполнять социальные функции. А средства надо поискать в отрасли. Не секрет, что очень много уходит на различных посредников и на оплату и покупки иностранцев.
А футбол загибается. В частности, он загибается на Востоке. И я бы высказался, если бы мне дали слово, но я не успел, потому что Дегтяреву надо было уходить. Но он сказал: «Потом еще встретимся». Ведущие тренеры выступили. А я бы сказал про Первую лигу.
– Что именно вы хотели сказать?
– Что вот эта «Лучшая лига мира», как ее с таким удовольствием называют комментаторы, – самая непрофессиональная лига в мире. Летают на такие огромные расстояния, чтобы сыграть игру. Это не дает возможности молодым игрокам полноценно тренироваться , развиваться. Только идут одни нагрузки и огромные финансовые траты.

– Как это исправить?
– Разделить лигу хотя бы на две зоны: до Урала и после. Такое предложение я выдвигал еще в 2001 году. Тогда это еще было возможно – на Востоке было много команд, которые сейчас, спустя столько лет, естественным образом загнулись. Я тогда собирался выступить на конференции, но ко мне подошел тогдашний глава ПФЛ Николай Александрович Толстых и сказал, что все представители Первой лиги решили ничего не менять. И я не стал выступать. Но идея была, я считаю, правильная. Надо быть небольшого ума человеком, чтобы из Калининграда, в котором я в свое время работал в «Балтике», лететь во Владивосток через всю страну, чтобы утром, часов в 8 утра по Москве или в 9 выходить играть, заведомо зная, что ты не выиграешь. Очень тяжело. И они так же к нам.
Бешеные деньги заплатить, чтобы туда улететь, испортить себе здоровье и заведомо отдать игру. Это что, «Лучшая лига мира»? Это называется «дурдом». В Америке тоже большие расстояния, но они по конференциям играют. Вот это я давно хочу сказать. И хватит уже рассказывать сказки, что она – «Лучшая лига мира».
Вот ребята из Академии «Зенита» не могут попасть в основу основной команды. Там действительно сильные южноамериканские легионеры. Отправляем их в аренду. Как только игрок попадет в Первую лигу, вряд ли он оттуда выберется. Там очень тяжело. Чисто физически. И нет там никакого развития. И там хватает всякого рода потусторонних игр. Это было раньше, не знаю, что сейчас. Но я остаюсь при своем мнении и говорю, что пора с этим заканчивать.
– Еще одно любопытное мнение, озвученное на встрече с министром спорта: если приезжает иностранный тренер, он может привести не более трех помощников. Не кажется ли это предложение странным?
– Не больше двух. А что тут странного? Сейчас есть такая практика: приглашают какого-нибудь Станковича, и он везет с собой всю бригаду. Когда я работал с Павлом Садыриным, у нас всего три тренера было, и нас хватало на все: и на селекцию, и на аналитику, и на тренировочную работу. Сейчас посмотрите, сколько помощников, и они все тащат своих. Прям они без них тут никак.
Еще больше всего меня волнует, когда у нас тренеры по физподготовке все – иностранцы. Наши-то где? Их никто не учит? Не могут, не знают и не хотят. Семин такой аргумент привел: когда его пригласили в «Динамо» Киев, ему братья Суркисы сказали: «можешь брать, но не больше одного-двух». Он, говорит, так и поступал. И правильно делали. А остальных из клуба давали. Надо же развивать своих.

Если сейчас мы вышли на такой уровень, если приглашаете какого-то авторитетного тренера, пусть от него наши хоть поучатся.
– Согласен.
– А возьмите «Зенит»: со времен Садырина и Морозова уже давно питерских-то никого и нет. А вот мы прямо у них глупее всех остальных. Ладно хоть Сергей Семак – хорошо, что хоть свой относительно. Он закончил Луганский институт, школу с золотой медалью. Парень способный. Всей своей жизнью он это доказал. Когда он играл у Садырина, Павел Федорович говорил: «когда какая-то проблема, я куда Серегу Семака ни поставлю, он везде сыграет». Он надежный, серьезный, организованный человек с хорошими знаниями.
А эти иностранцы, какая от них польза-то? Приехал Петржела. И до сих пор вспоминает, какой он хороший. Да что в нем хорошего-то? Что он сделал-то? Пацанов не он подготовил, это все наши школы: СШОР «Зенит», Академия «Зенита». Много тренеров готовили наших ребят: Аршавина, Кержакова, Малафеева, Радимова, Быстрова, Власова.
А Петржела приехал и так же уехал. И что дальше? Ну, занял второе место. Не он занял-то, а ребятишки хорошие. И рассказывают эти же пацаны наши – они уже не пацаны, они уже звезды: «Приехал европейский тренер, дал нам свободу». А мы-то дураки что ли были? Что вот, Садырин, был не европейский тренер? Мы тоже хорошо работали. У нас не было атмосферы такой жесткой, а ребята играли, выигрывали, довольны были. Садырину пришлось уйти, и потом все нарушилось. До сих пор одни иностранцы были.
Хорошо сейчас Семак появился. Ну а что у нас в Питере своих нет, что ли? Надо дать шанс. Анатолию Давыдову дали шанс – он выиграл Кубок России. Мы, русские, сами себя же и сплавляем. Это же неправильно. А почему мы этим занимаемся? Да потому что у нас тоже не хватает школ, системы и образования. Не все у нас необразованные люди – есть много и толковых.
– Например, Константин Коноплев, главный тренер «Зенита»-2.
– Да, он – талантливый парень. Правда, сначала на инстинктах работал, а потом понял, и стал учиться. И не только Константин Коноплев и Дмитрий Васильев. Еще Евгений Зезин, Дмитрий Давыдов и Александр Селенков. Много толковых ребят, но и очень много проблем. Младшая академия, как я говорю, больше «анимацией» занимается, чем тренерской работой. Тоже надо там что-то подправить. Но с другой стороны, давно бы можно было все подправить, если бы сверху была установка. А сверху пока устраивает, пока чемпионы России.

– А вот уже и не чемпионы.
– Да. Может, пора задуматься?
– Может, приход Константина Зырянова на пост председателя правления «Зенита» и есть тот самый шаг к переменам?
– Да что там Константин Георгиевич? Что он-то? Надо сверху. Константин Георгиевич – молодец, он наш человек, футбольный. Но ему еще надо войти в курс этих экономических, юридических вопросов. Я в нем не сомневаюсь, он-то порядочный. А вот наверху-то не могут наши же руководители перестать давать такие лимиты, разрешать играть. Вот если «Зенит» хочет всегда выиграть, деньги есть, ну так они и будут покупать иностранцев. А вот возьмите и просто искусственно отбейте эту ситуацию, и все будет нормально. И будет развитие. Всем приятнее смотреть на наших ребят.
