YouTube ВКонтакте Facebook Twitter Instagram YouTube ВКонтакте Facebook Twitter Instagram RSS Мобильная версия


За что разбился «Шапекоэнсе»? Футбол. Тема «Спорта День за Днем»

Болельщики провожают «Шапекоэнсе»
Фото: EPA

Недавно в Колумбии разбился самолет, вылетевший из боливийского Санта-Крус-де-ла-Сьерры в аэропорт Медельина. Среди пассажиров рейса была бразильская команда «Шапекоэнсе», которая отправлялась на финал ­Южно­американского кубка против «Атлетико Насьональ». Впервые с 1993 года трагедия случилась с футбольной командой. Но было ли это случайностью? Всемирные соболезнования закончатся через несколько месяцев или пару лет, когда закончат с футболом Эйдур Гудьонсен, Роналдиньо и Хуан Рикельме. А футбольные команды продолжат летать, экономя чужие деньги. Все ведь летают…

«Сколько стоит? Месси летал? Ta bem»

Самолету Avro RJ85 (British Aerospace 146) не суждено было добраться до места назначения. Если при внезапной неисправности электрооборудования завершить полет было реально, то после исхода топлива шансы свелись к минимуму. К сожалению, реки Гудзон для свершения чуда рядом не было, равно как и пилота Челси Салленберга, посадившего в 2009 году на воду аэробус американских авиалиний.

Некоторые петербуржцы могут вспомнить единственный случай, когда самолет был спасен после выработки топлива, — посадка Ту-124 на Неву в далеком 1963 году. В тот день ни один пассажир не пострадал. В современных документальных фильмах это называют чудом. В то время самолеты были попроще, погрешность в показаниях датчиков (в частности, определяющих уровень топлива) могла быть большой. Это и привело к аварийному приводнению в Ленинграде. Но с той же проблемой, по всей видимости, столкнулись и пилоты компании LaMia.

Британский самолет RJ85 использовался с 1999 года, а незадолго до трагедии, меньше месяца назад, именно на нем полным составом летела сборная Аргентины. Уже небольшая справка из «Википедии» о самолете рассказывает о его не самой высокой безопасности: «Двигатели ALF 502 отличаются не самой высокой надежностью. Электронная начинка самолета склонна к перегреву, что может вызвать отключение двигателя в полете без возможности повторного запуска».

Но почему команда, за семь лет проделавшая путь из четвертой лиги до финала Южноамериканского кубка, выбрала такой небезопасный способ добраться до Медельина? Здесь, конечно же, включается человеческий фактор.

Незадолго до вылета управление гражданской авиации Бразилии запретило лететь в Медельин чартером, поэтому был забронирован обычный коммерческий рейс. Изначально клуб и вовсе запрашивал вылет из Сан-Паулу другим бортом. Но, наверняка услышав стоимость перелета и то, что на этом самолете 18 дней назад летел сам Месси, кто-то, от кого зависела судьба финалистов Копа Судамерикана, улыбнулся и сказал: «Ta bem» («согласен» — порт.).

«Шапекоэнсе» полетел на самолете, заправленном «в обрез» под расстояние до Медельина. Пилоты не любят этот аэропорт — из-за гористой местности там практически невозможно сесть с первого захода, требуется находиться в режиме ожидания. А это дополнительная выработка топлива. Впрочем, вряд ли кто-то из персонала или игроков знал об этом.

Капелло стоит сказать спасибо

К главной футбольной сборной страны должно быть особое отношение. В том числе и со стороны авиаперевозчиков. Начиная со времен Вячеслава Колоскова у сборной России практически всегда была постоянная компания, которая осуществляла ее перемещения в различные части света.

— У нас был самолет, на котором была нарисована эмблема РФС, — вспоминает Вячеслав Иванович. — Мы использовали только его. Компания называлась «Внуковские авиалинии». Она обслуживала нас на протяжении многих лет. Мы ни копейки им не заплатили. Это был борт, который выполнял и регулярные рейсы, как на территории России, так и за ее пределами. Но поскольку у нас был четкий график, самолет предоставляли нам заранее. Там был один конкретный борт, одни и те же стюардессы. Я летал на все матчи и никаких экстренных случаев не припомню. Всегда все было четко и продумано.

Колосков рассказал еще об одной интересной детали: «Руководители компании были нашими близкими друзьями, некоторые из них входили в состав руководителей РФС». Интересно, пользовалась бы сборная услугами авиакомпании, если бы последнего пункта не было?

«Внуковские авиалинии» просуществовали до 2001 года. И за время работы ее окружали самые неприятные истории. В 1996 году один из бортов разбился при заходе на посадку, погибли все пассажиры и члены экипажа — 141 человек. В 2000 и в 2001 годах самолеты авиакомпании захватывали террористы, в одном из случаев не обошлось без жертв.

После этого сборную России недолгое время перевозили «Евразия» и несколько других маленьких компаний, которые на временной основе предоставляли чартеры.

Когда Колосков отошел от власти, его место занял Виталий Мутко. В 2006 году сборную возглавил Гус Хиддинк, а уже через несколько месяцев появилась необходимость очередных перемен. Причем этому предшествовали довольно интересные обстоятельства. Четвертый матч отбора к Евро-2008 (с Эстонией) команда проводила в Петербурге и отправилась туда на, мягко говоря, не новом самолете. Перед подлетом к городу борт начало сильно трясти, причем это повторялось несколько раз, в салоне началась паника. Хиддинк был в бешенстве и потребовал больше такого не допускать. Представители РФС быстро признали правоту голландца и впоследствии куда тщательнее выбирали борта. Постоянной компании-партнера не было, но вопросы безопасности больше в полный рост, к счастью, не вставали. В итоге в 2009 году РФС все-таки заключил контракт с компанией Red Wings, они предоставляли свои услуги и ранее. Единого самолета для пользования сборной России не выделяли, борта постоянно менялись, но были одной модели. «Гус Иванович» больше не жаловался. Следующая щекотливая история произошла уже в годы правления Сергея Фурсенко.

Туманная посадка

Бывший президент «Зенита» принял решение отказаться от сотрудничества с Red Wings и заключил соглашение с хорошо знакомой ему петербургской авиакомпанией «Россия», той самой, которая сейчас организует полеты сине-бело-голубых. Самый известный случай, который едва не закончился трагично, произошел, когда сборная России летела в Воронеж на товарищеский матч с Бельгией. Это было в ноябре 2010 года. Встреча завершилась поражением россиян со счетом 0:2, но едва ли кому из действующих лиц запомнился этот результат.

Бельгийцы должны были прибыть в Воронеж во вторник, накануне игры. Самолет вылетел из аэропорта Внуково, но не смог сесть из-за сильного тумана и вернулся. Отправиться было решено в день матча, но, по воспоминаниям игроков сборной, воздушное судно «Дагестанских авиалиний» было не в лучшем состоянии — пахло неприятно, проваливались багажные полки. Сесть, к счастью, удалось — через час после сборной России.

Наш борт добирался до Воронежа тоже с проблемами. Во вторник было решено остаться в Москве, переночевать в гостинице, а утром следующего дня вылететь. Фурсенко находился вместе с командой и прекрасно знал, что и в среду погодные условия в Воронеже будут далеко не идеальными. Но президент РФС был тверд: команда полетит на игру при любом раскладе! В итоге из-за густого тумана возникли большие проблемы с приземлением. Самолет сажали по радарам в условиях недостаточной видимости. Такого со сборной не происходило никогда. Очевидцы вспоминают, что в ужасе был даже всегда невозмутимый Анюков.

Понятно, что ситуация сложилась не потому, что были проблемы с бортом или с членами экипажа. Интересно, что именно в Воронеж команда летела даже не на «России», а на «ГазпромАвиа». Посадка была проведена на высочайшем уровне, хотя, конечно, по инструкции следовало развернуться и идти на запасной аэродром. Зато бедным бельгийцам вскоре довелось узнать, что самолет, которым они пользовались, через две недели не смог взлететь в Домодедово. Погибли два человека, более 80 пострадало.

Когда Фурсенко ушел из РФС, авиакомпания по традиции сменилась. Фабио Капелло известен как тренер, который ко всему относится скрупулезно. Более того, итальянец всегда мечтал стать пилотом, поэтому хорошо разбирался в этой сфере. Единственная компания, которую он знал в России и которой доверял, — «Аэрофлот». С ними и был заключен партнерский договор в 2013 году.

Крупнейшая в России авиакомпания ни разу не подводила. Самый долгий перелет национальной команды в Бразилию стал одним из самых комфортных за все время. Непосредственно во время чемпионата мира национальная команда летала на бортах, предоставленных ФИФА, где тоже обошлось без сложностей. Капелло ушел, а «Аэрофлот» остался. И Дона Фабио действительно стоит поблагодарить. И не считать, сколько денег он увез из России.

РФПЛ не заботится о перевозке футболистов

Ввиду не слишком развитой в России региональной авиации клубам РФПЛ даже с небольшим бюджетом, летящим не в Москву и не из нее, приходится пользоваться чартерными рейсами. А поскольку первая команда чаще всего летает на выезды вместе с «молодежкой», такой перелет стоит не дороже билетов на регулярные рейсы.

Лига не заботится о способах передвижения клубов и не дает им никаких рекомендаций. Такой вопрос в РФПЛ никогда не поднимался, тем более топ-клубам явно не хочется летать на тех же самолетах, на которых летают представители нижней части таблицы. Этот серьезный вопрос они предпочитают решать сами.

Курьезы случаются. Например, об одном рассказывал в интервью Sport.ru бывший вратарь «Анжи» Дмитрий Бородин: «Летим на какой-то матч, Руслан Агаларов заходит в самолет, у него на посадочном талоне 37-й ряд. Он идет по салону, доходит до 35-го ряда и понимает, что сиденья закончились. Подходит к стюардессе, а она ему: “Сейчас на откидное к пилоту тебя посадим, дружок”. Администраторы, бывало, втроем сидели на двух креслах».

Было это еще в 2008 году, за четыре года до трагедии в Ярославле с местным хоккейным «Локомотивом». Сейчас даже вышедший впервые в истории в премьер-лигу «Оренбург» летает чартерами. Причем не на Як-42, которые предоставляет «Амкару» авиакомпания «ИжАвиа», а на используемых мировыми перевозчиками CRJ-200 и SSJ-100.

Впрочем, в гражданской российской авиации нет понятия «старый самолет», есть только «исправный/неисправный». В 2014 году екатеринбургский «Урал» летал на пару матчей на Ту-134, которому на тот момент было 40 лет. Тот борт клубу предоставила чартерная авиакомпания «Центр-Юг». Из-за качества самолетов или нет, но «Центр-Юг» прекратила свое существование в 2015 году.

В настоящее время большая часть клубов пользуется услугами авиакомпании NordAvia, к которой претензий никаких нет. Клубам из элиты жаловаться вовсе не приходится. ЦСКА летает бортами «Аэрофлота», «Зенит» — на «России», которая также является частью «Аэрофлота». Но единичные случаи смены рейса могут быть по ходу сезона в любом клубе. Однако единые стандарты авиаперевозки футбольных команд, представленные РФПЛ, могли бы помочь избежать перелетов на «странных» самолетах. «Ростов», например, два года назад изредка летал на турбовинтовых шведских самолетах Saab-2000 авиакомпании «Полет», которые не производятся с 1999 года.

«Самолетные войны» КХЛ

Хоккеистам, как правило, приходится летать больше, чем футболистам. Особенно если сравнивать КХЛ и РФПЛ. СКА, например, с начала декабря совершил уже четыре перелета. Это результат трехматчевой выездной серии Шанхай — Хабаровск — Владивосток. «Зенит» же слетал только до Уфы и обратно, но и то с учетом последних дней осени.

«Адмирал» из Владивостока, например, стабильно проводит в воздухе около 110 тысяч километров за «регулярку», на пару тысяч отстает хабаровский «Амур» — два лидера рейтинга. Среди аутсайдеров же сложно найти цифры меньше чем в 40 тысяч километров. По итогам прошлого сезона в самом низу рейтинга оказалось московское «Динамо». Лишь редкие выездные вояжи вроде поездки ЦСКА на матч с ярославским «Локомотивом» не включают в себя поездку в аэропорт.

Поэтому вопрос авиаперелетов и их обеспечения в российском хоккее стоит остро. Особенно в последние пять лет, после авиакатастрофы под Туношной, в которой погиб ярославский «Локомотив».

Спустя полтора месяца после трагедии многие генменеджеры, директора и президенты клубов КХЛ, отбросив суеверия, открыто обсуждали закулисье самолетной сферы. Выяснилось, что лишь «Авангард» радикально подошел к решению проблемы, став первым россий­ским хоккейным клубом, подписавшим контракт с иностранной авиакомпанией. Большинство же просто по психологическим причинам отказалось от использования некоторых моделей самолетов, включив их в своеобразную зону риска. Рижское «Динамо» продолжило комбинировать полеты на чартерах и рейсовых самолетах. В нынешнем сезоне по той же схеме путешествует, например, хорватский «Медвешчак», и никто из хоккеистов или тренерского штаба не видит в этом проблемы. Тем более что регулярные рейсы выходили бы клубам дешевле. Однако тот же «Адмирал» продолжает летать чартерами, хотя самый летающий клуб лиги по сравнению с прошлым сезоном потратит на 25–30 процентов больше. Генменеджер клуба Ильдар Мухометов сделал такой прогноз, исходя из календаря нынешнего года, который, по мнению функционера, стоит считать неудачным. Правда, причина, по которой чартеры у клубов остаются в приоритете, весьма уважительна. При россыпи выезд­ных матчей каждый час восстановления очень важен. Хоккеистам того же «Адмирала» периодически приходится выходить на лед, поспав лишь час за сутки. Подстраиваться под расписание рейсов в такой ситуации — роскошь.

С владивостокским аэропортом, кстати, связана одна из самых скандальных хоккейных историй 2016 года. В конце февраля новосибир­ская «Сибирь», которой выпало играть с «Адмиралом» в 1/8 финала Кубка Гагарина, провела в самолете в ожидании вылета из Владивостока около двенадцати часов, еще шесть часов до этого команда ожидала посадки. Новосибирский клуб в итоге выдвинул претензию «Адмиралу» и руководству аэропорта, которые, по мнению руководства «Сибири», намеренно задерживали запуск двигателей самолета, ссылаясь на отсутствие или неисправность необходимого оборудования.

Схожих историй было предостаточно во время финала Кубка Гагарина — 2014, в котором встречались магнитогорский «Металлург» и пражский «Лев». Ту серию вообще можно внести в летописи КХЛ под названием «самолетные войны» из-за обилия задержек рейсов и проблем с перелетами, в которых клубы винили соперника.

Есть и более очевидные проблемы, чем желание испортить сопернику перелет. Яромир Ягр, ныне выступающий за «Флориду» в НХЛ, а до этого три года отыгравший за омский «Авангард», в сентябре этого года откровенно высказался о неудобстве перелетов в КХЛ:

— Страна такая огромная, и приходится много времени в самолете проводить. Московские клубы это не так замечают, а нам приходилось каждую неделю как минимум один раз делать перелеты на три-четыре часа в один конец. Плюс смена времени. Вот это было непросто. Действительно ли в России в основном старые самолеты? Это смотря с чем сравнивать. Если с США, то, конечно, тут и сравнить невозможно... Но для российских клубов это страшные расходы — самолеты, гостиницы. В НХЛ они покрываются продажей билетов, а в России, вы же сами знаете, — даже если ты продал все места... Билет-то почти ничего не стоит. Команды просто не могут позволить себе хорошие, дорогие самолеты, — вспоминал 44-летний чешский нападающий.

Если Ярда такой же сильный экономический аналитик, как и хоккеист, то генменеджерам клубов КХЛ стоит серьезно задуматься над увеличением прибыли с посещаемости арен. Может, через несколько лет у каждого клуба и вовсе будет частный самолет.

|В тему

Все авиакатастрофы с участием футбольных команд

Клуб Дата Жертвы

«Торино» (Италия) 04.05.1949 28 человек (24 представителя команды)

«Манчестер Юнайтед» (Англия) 06.02.1958 24 человека (11 представителей команды)

Сборная Дании 16.06.1960 10 человек (8 представителей команды)

«Грин Кросс» (Чили) 03.04.1961 24 человека

«Стронгест» (Боливия) 26.09.1969 74 человека (19 представителей команды)

«Эйр-Ликвид» (Алжир) 31.12.1970 Точное количество неизвестно

«Пахтакор» (СССР) 11.08.1979 178 человек с двух столкнувшихся бортов (17 представителей команды)

«Альянса Лима» (Перу) 08.12.1987 43 человека (игроки, руководители команды и болельщики)

Голландские футболисты суринамского происхождения 07.06.1989 176 человек (15 игроков)

Сборная Замбии 27.04.1993 30 человек (21 представитель команды)

Оцените материал:
-
0
20
+
Поделиться: поделиться ВКонтакте поделиться Facebook поделиться Одноклассники
Загрузка...
0 комментариев
Написать комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий к материалу Вам необходимо авторизоваться.
Войти по логину
sportsdaily.ru
У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Зарегистрироваться по E-mail
Уже есть логин? Входите!
Восстановление пароля
Сообщение отправлено на ваш email адрес
Назад