Владислав ЮдинВладислав Юдин
20:14 · 22.01.2022
Психолог Гущин о биатлоне: Перед стрельбой можно представить себя Эйфелевой башней

Психолог Гущин о биатлоне: Перед стрельбой можно представить себя Эйфелевой башней

Специалист рассказал о методах, которые помогут избежать промахи сборной России

Психолог Вадим Гущин в беседе с корреспондентом «Спорт День за Днем» Владиславом Юдиным прокомментировал стрельбу биатлонистки Ирины Казакевич на женской эстафете в итальянском Антхольце и дал советы нашей сборной, как свести промахи к минимуму. 

— Ирина Казакевич не может ни одну гонку провести без промахов, хотя в целом процент попаданий у нее не такой плохой. Это психология?
— Наверное, на нее это давит. Ей хочется выступить лучше. Она, видимо, не может отстроиться от этой проблемы.

— От какой проблемы? От промахов?
— От проблемы того, что она, с одной стороны, не хочет промахнуться, а с другой – этого промаха как бы ожидает.

— Что могут сделать напарницы по эстафете, чтобы поддержать Казакевич?
— Тут скорее не от них нужно что-то ожидать. Но можно сказать: «Ты не беспокойся, мы все-равно выиграем. Можешь и промазать. Мы за тебя постоим и все отыграем». То есть не оказывать не нее давления – «ты непременно попади» или «ты во всем виновата». Я думаю, что последнее они не говорят. Просто снять с нее эту ответственность. Сказать, что они все равно победят, отыграют и все будет хорошо. Нужно снять давление и проблему.

— Работал ли он со спортсменами-стрелками? Что для них главное в подготовке?
— Нет, со стрелками я не работал. В биатлоне две совершенно противоположные ипостаси. Бежать надо быстро, а чтобы бежать быстро ты должен дышать очень интенсивно. Соответственно высокий пульс, а на высоких пульсах, как известно, стрелять очень трудно. Тут возникает конфликт: либо я сбрасываю скорость, пульс падает и я все ставлю на стрельбу, соответственно промахиваться не могу. Либо я забываю про стрельбу, так как все равно промажу, но я потом ходом отыграю. Некоторые биатлонисты так делают. Компромисс между скоростью и точностью, решить очень сложно само по себе. Стрельба на высоком пульсе – это, в принципе, все-таки диво, потому что обычные стрелки, не биатлонные, они стреляют в статике. Они никуда не бегут, у них есть время подготовиться. Совершенно по-другому организован процесс выстрела при обычной стрельбе. В биатлоне все как бы очень необычно, поэтому я думаю, что это очень сложный вопрос и сложная проблема. 

Например, мои знакомые, которые занимаются как раз биатлонистами и стрельбой, говорят, что очень помогает представление себя в виде некой устойчивой фигуры. Типа Эйфелевой башни. Если ты смог замереть, встать в абсолютно устойчивое положение, то стрельба идет лучше. У хороших стрелков есть некоторые образы, которые им помогают сформировать эту стойку, оптимальную для стрельбы. Есть еще много всяких приемов и подходов. Действительно, очень сложная и специальная область. Я здесь не специалист, честно говоря, - рассказал Гущин.

Во время стрельбы Казакевич допустила три промаха, что отбросило сборную России с первого на шестое место. Но благодаря усердной работе Ульяны Нигматуллиной национальная команда стала второй по итогу эстафеты.

Выступившие в сегодняшней эстафете биатлонистки представят российскую команду на Олимпийских играх-2022 в Пекине.

Международное первенство пройдет с 5 по 19 февраля.


Источники
Автор фото: EPA / VOSTOCK Photo