Мнение Андрея Николишина, заслуженного мастера спорта, суровое, как воркутинская зима, и искреннее, как отражение в зеркале: так считают многие. И все же оно не диагноз. Мы поговорили с одним из самых брутальных наших нападающих о насущных проблемах отечественного хоккея. С чем-то можно согласиться, с чем-то поспорить, но такова его точка зрения.
Наша ГЭС в «Бриллиантовой» лиге. Вместе с Тимченко и Ротенбергом
— Андрей, в этом сезоне вы выступаете в любительской лиге. Но и там, видать, эмоции бьют через край, раз вы недавно умудрились схлопотать дисквалификацию?
— Лайнсмен один меня всю игру доставал, а потом, когда он руку для вбрасывания протянул, я не выдержал и ударил по ней.
— Что же вы так не сдержались?
— Он выпивши был. Не пьяный, конечно, но все равно. Беспредел какой-то: цепляли, били… Сначала не понял — запах какой-то, а потом сообразил. Обидно, что матч сорвали своим судейством. Ведь на поле вышли хоть и не профессионалы, но парни играющие.
— Что за лига?
— «Газовая», или «Бриллиантовая», так называется.
— Так и называется?
— Именно. Рома Ротенберг, Тимченко в ней играют. Моя команда называется ГЭС. Очень приличные ребята у нас выступают.
— Стало быть, так называемая «Ночная лига»?
— Не знаю как в Питере, но в столице столько лиг, что не перечислишь. Если говорить о Российской хоккейной любительской лиге, то она развивает именно любительский хоккей, и профессионалам в ней выступать нельзя. Вообще любительский хоккей — дело хорошее: катки строятся, заливаются, люди катаются… Больше скажу: в Москве свободного льда не найти! Не хватает льда. Погодные условия не особо позволяют, но сейчас стали заливать и большие катки. Можно сказать, в России хоккейный бум. Сам уже возле дома каток организовал.
Может, Яшин хочет на Олимпиаду попасть?
— Сразу видно, вы парень из Воркуты, где каждое свободное место может в любой момент стать катком. Надеюсь, вы все-таки в Москве не Патриаршие пруды залили?
— (Улыбается.) Живу за городом в собственном доме. У меня на участке теннисный корт с заграждением, и каждую зиму он в каток превращается.
— Дом на Рублевском шоссе?
— Прекращай. Где Рублевка, а где я? (Смеется.)
— У вас на домашнем катке только «родные и близкие»? Семья ведь у вас большая?
— И сыновья, и дочка катается. Друзья приезжают. Такие баталии происходят — с ума сойдешь! Даже журналисты приезжали — репортаж делали. Хорошо у них получилось, молодцы.
— Дочка будет профессиональной хоккеисткой?
— Она у меня в теннис играет. Вот как раз с вами разговариваю, а сам к ней на игру еду. Видите, я не профессионалов воспитываю, а собственных детей.
— Вы замечательный отец. Кстати, знаете, что Алексей Яшин теперь стал одним из руководителей женской сборной но хоккею?
— Может, как генеральный менеджер на Олимпиаду хочет поехать? (Улыбается.)
— Мне кажется, в него все подопечные повлюбляются…
— Ради бога, пусть влюбляются! Лишь бы выигрывали! Чем не стимул? Ну а если серьезно, то на Лешу больше организаторские функции возлагаются. Думаю, он со своей колокольни человека поигравшего, знающего дело разберется в этом хозяйстве. Тем более хоккеисток у нас не так много — к сожалению.
Анисин блистал только при Назарове
— Вы сами карьеру игрока завершили?
— Тренируюсь, готовлюсь, катаюсь каждый день, а там видно будет… Поступят предложения — приму. Нет — займусь своими делами, а их, как вы понимаете, полно.
— Стало быть, не унываете?
— Никогда. Дел полно, как видите. И все же вся моя жизнь так или иначе крутится вокруг хоккея.
— «Засосала опасная трясина»? А за происходящим в КХЛ следите?
— Конечно.
— Знаете, не хочется пилить старое полено, и все же — ситуация с Михаилом Анисиным, который взбунтовался в «Динамо», на слуху. Давайте еще накрошим опилок. Смелый парень. Что-то не припомню со времен работы с Борисом Михайловым в СКА, чтобы в нашей лиге процветала демократия…
— Понятно, раньше такого не было. У нас вообще две спортивные газеты на всю страну существовали. Цензура страшная. Высказываться некому было.
— Помню, как Фетисов и Ларионов уезжали за океан, в НХЛ. Они буквально взорвали советскую прессу, обличая всех и вся…
— Где Анисин, а где Фетисов? Фетисов столько всего выиграл, добился своим трудом, мастерством. Какие достижения у Анисина? Да, он здорово сыграл в прошлогоднем плей-офф. Но не забывайте, что и до него команда шла на первом месте. Один в поле не воин — справедливая русская поговорка. Согласен, получился неплохой «тандем» тренеров и игроков, но не надо забывать, что хоккей — командный вид спорта, а не теннис.
— Могут ли Анисину выписать так называемый «волчий билет»? То есть он станет персоной нон грата в нашей лиге?
— Могу понять людей. Ведь посмотрите, сколько клубов человек поменял за пару лет: «Сибирь», «Югра», «Северсталь», «Витязь», «Динамо»… Сейчас опять куда-то уйдет. Когда за два-три года человек сменил столько клубов — это определенный показатель. И по большому счету нигде особой результативностью не выделялся — только в «Витязе» при Андрее Назарове. Но ведь Назаров поверил ему и дал полный карт-бланш, Михаил проводил на площадке по двадцать с лишним минут. Да, «Витязь» не решал серьезных турнирных задач и даже в плей-офф не попадал, но Мишка выделялся, как говорится, честь ему и хвала. Он действительно умеет играть — не отнимешь. И заслуг его не отнимешь. Но в спорте есть понятие: все, что было, — прошло. Что может быть больше победы? Только следующая победа. Мы не знаем внутренней кухни. Но со стороны все выглядит некрасиво. Нельзя обзывать тренера или менеджера команды публично. Не по-мужски это.
— Знаете, Анисин — творческий человек, талантливый. Может, банально сдали нервы?
— В любом случае такая ситуация не может быть положительной ни для кого: ни для «Динамо», ни для игрока, ни для лиги…
Самые богатые люди в нашей лиге — агенты. Они дружат с генменеджерами
— Может, такие ситуации выгодны агентам или еще кому-то? Иногда мне кажется, что игроки наивны как дети. И покорно слушают своих «учителей».
— Наши агенты очень ушлые, продвинутые. Честной их работу не назовешь. Они все дружат с генеральными менеджерами. И порой видишь, что в команде половина состава — люди одного человека. Впрочем, все будут отмахиваться, говорить, дескать, такого нет, а на самом деле…
— Что на самом деле?
— На самом деле говорят: подпишешь контракт с определенным человеком, будешь играть в нашей команде, не подпишешь — до свидания. Просто это замалчивается. Вот вы знали, что самые богатые люди в нашем хоккее — агенты?
— Честно говоря, не знала. Думала — игроки. Коррупция своеобразная?
— Конечно. Вот подумайте сами, что он такого сделал, что получает пять процентов от суммы контракта игрока?
— Может, кто-то хочет нарушить внутренний баланс в «Динамо»? Все-таки команда — явный лидер чемпионата.
— Не думаю. Там сложившийся коллектив, и расшатать атмосферу в команде непросто. Эта команда выигрывает за счет коллектива. У них сейчас около шести боеспособных пятерок. Ни у одного клуба КХЛ нет такой длинной скамейки. Поэтому тренеры «Динамо» могут работать спокойно: не выполнил наше игровое задание — до свидания. Завтра сидишь в запасе. Так что тренеры имеют рычаги управления в этом плане. Вообще так четко, как Знарок с Витолиньшем, никто не работает в лиге. У них есть своя система, и команда играет — приятно посмотреть.
При Ржиге у СКА не было тренерской мысли
— В НХЛ все тянут кота за хвост. В итоге совершенно непонятно, каким будет нынешний плей-офф в КХЛ...
— Никто не может сказать, начнется сезон в НХЛ или нет. Все на пределе. И если до рождественских праздников ничего не изменится, естественно, сезона не будет. Кому нужны несколько игр? Понятно, если за океаном решится вопрос, наши энхаэловцы уедут, а они в клубах КХЛ на ведущих ролях. И тогда просадки не избежать.
— Что вы имеете в виду под словом «просадка»?
— Многие клубы прилично сдадут по содержанию игры, мастерству, интересу к хоккею. Но к «Динамо» это относится в меньшей степени. Повторюсь, они добиваются результата за счет коллектива, и «потеря бойцов» для них не так существенна.
— Одним из самых серьезных конкурентов «Динамо» на Западе можно назвать СКА. Недавно у команды сменился тренер. Не все остались довольны тем, что Ржигу уволили, когда команда была на взлете. Каково ваше мнение на сей счет?
— Могу судить по игре СКА. Мнение двоякое. С одной стороны, команда побеждала, набирала очки. С другой — показывала неинтересную игру. Команда такого уровня не имела права так безобразно действовать в обороне. Если сравнивать армейцев с другими командами, то у них абсолютно не было системы. Играли за счет индивидуального мастерства игроков, в частности звена Ковальчук — Тихонов — Тарасенко. Трио просто сумасшедшее. На мой взгляд, тренерской мысли не было у СКА при Ржиге никакой. Впрочем, ничего не могу сказать о личности чешского тренера. Надо поработать с ним, чтобы судить. И все же думаю, «Спартак» — самое яркое его выражение как тренера. Он импульсивен, холерик — такие команды, как «Спартак», буквально созданы для него. СКА не тот вариант. Здесь на одной мотивации далеко не уедешь. Надо до такой степени закрутить гайки, чтобы резьба скрипела.
— Почему?
— СКА — избалованный ребенок российского хоккея. С ним надо построже. Шикарный город, бешеные деньги, вложенные в команду. Только играй! Но играть, работать не хотят! В вашу команду приходят зарабатывать, а не играть.
Ковальчук — свет в окошке
— Но богатых клубов пруд пруди…
— Многое зависит и от лидеров коллектива. Если капитан «гнилой», и корабль на дно пойдет.
— Но сейчас «Черной жемчужине» отдал сердце сам Илья Ковальчук!
— Он как свет в окошке! СКА тут же стал игру показывать, характер. Видно, что за Ковальчука люди готовы биться. Готовы его контракт выкупить, только, Ильюха, останься!
— А когда вы играли в СКА, какой был коллектив?
— Гнилой. А откуда ему было взяться? Каждый тянул одеяло на себя. По мне, так всех разгонять надо было: от первого до последнего. Ну в конечном итоге руководители клуба так и поступили.
— А что можете сказать про Ялонена — нового главного тренера СКА?
— Мне опять же с ним не довелось работать, чтобы судить как о человеке. Но клубы, которыми он руководил, отличаются прежде всего системой, а она для современного хоккея жизненно необходима. Обратите внимание: в последние годы побеждают команды, которые действуют по четкой схеме. И если кто-то травмируется, коллектив продолжает играть как ни в чем не бывало.
— То есть не рассчитывают на индивидуальное мастерство того же Ковальчука?
— Постойте, Ковальчук играет в одной из самых «системных» команд НХЛ — «Нью-Джерси». Он уже давно сложился как игрок и отбросил тянущийся за ним шлейф хоккеиста-эгоиста, действующего сам на себя и ради себя. Если у него такое и было когда-то, то он уже переболел и поставил точку в разговорах на подобные темы — голами, заброшенными в Квебеке на чемпионате мира 2008 года.
— А кто из всех ребят, приехавших в КХЛ во время локаута, вам наиболее симпатичен?
— Знаете, все эти ребята — фанаты хоккея. Они готовы, хотят, умеют играть на команду. Парни уже получили лавры своей личной славы и думают о другом. Прониклись другим кайфом — духом командных побед.
— И все же «толкну свою телегу вперед» и спрошу: как думаете, выстрелит в этом году наша питерская «Аврора»?
— (Улыбается.) Дай Бог вам удачи! Ведь весь Питер ждет успеха, и для команды делается все возможное, но, честно говоря, думаю, время СКА пока не пришло. Пока не вижу, за счет чего вы будете конкурировать с тем же «Динамо».