Два года назад на предматчевой тренировке сборной России в Загребе (команда Гуса Хиддинка готовилась к крайне важной встрече отборочного цикла Евро-2008 с Хорватией) ваш корреспондент впервые в жизни повстречался с Мирославом Блажевичем, автором «хорватского чуда» на французском мундиале 11-летней давности.
Этот человек, похожий на сказочного плута, приветствовал каждого, кто попадал в поле его зрения, хлопал по плечам незнакомых, охотно обсуждал предстоящий матч, извиняясь попутно за то, что, кроме французского, свободно не изъясняется ни на одном иностранном языке. Статус у Блажевича тогда был достаточно пенсионерский — он был «всего лишь» главным тренером скромного местного НК «Загреб». А мои хорватские коллеги говорили о Миро исключительно в ироничных тонах: дескать, старенький уже он. И выразительно крутили пальцами у виска.
Не встретив серьезного отношения к себе дома, Блажевич неожиданно для многих уехал в соседнюю Боснию. Эта работа мало кому на Балканах показалась перспективной, поскольку именно Босния, помимо Македонии, считалась одной из наименее продвинутых в футбольном плане стран бывшей Югославии. Всем, мало-мальски интересующимся футболом, понятна истина: опытные и заслуженные тренеры редко соглашаются работать там, где нет шанса показать себя героем и волшебником. Блажевич, согласившись возглавить боснийцев, как мы теперь понимаем, не рисковал ничем. Старый хитрый лис с жеманными повадками вовремя смекнул, что входит в ту же воду, что и в 1990-х, когда раскрыл и заставил говорить о себе Билича, Просинечки, Асановича, Шукера, Влаовича и других.
С того времени, как сборная Хорватии Блажевича добралась до полуфинала во Франции, прошло десятилетие — ровно настолько, видимо, отстала Босния, убитая войной, в своем развитии от более крепких балканских стран. С тех пор — как справедливо заметил Чиро, перед тем как подмахнуть контракт, — в Боснии за счет легионеров, вовремя нашедших убежище в других странах, выросло поколение футболистов, которые уступают тем самым хорватам в опыте, но вряд ли в потенциале. При этом многим из них довелось пережить немало, тот же Эдин Джеко, которого, быть может, надо будет бояться сборной России, до сих пор с потемневшим взглядом может вам долго и подробно рассказывать о том, как он с семьей прятался от бомбежек. Их футбольное образование закладывалось за пределами Боснии, и вот теперь они готовы признаться своей стране в любви, выстраданной и проверенной. И после этого вы скажете, что Блажевич не знал, куда шел?..
Каждому, кто встретится с Боснией в стыковых матчах, придется решать проблему треугольника Мисимович — Джеко — Ибишевич, который соорудил в отборочном цикле голов немногим меньше, чем испанцы. С обороной, наверное, придется полегче. Ведь и пропускают боснийцы охотно, тем более что имена их защитников звучат несравненно «тише», чем нападающих. Их игра восхищает и захватывает дух, но если посмотреть на результаты в группе, то они никоим образом не свидетельствуют о том, что Босния непобедима. По большому счету второе место ей обеспечила «хромота» Турции, при этом подопечные Блажевича не смогли обыграть ни испанцев, ни самих турок. Что это, как не темная лошадка?