Главный редактор говорит мне:
— Напиши о книге.
Раньше я стеснялся. Думал, книга должна сама говорить за себя.
Но потом подумал, что в сегодняшнем перенасыщенном событиями мире лишняя информация не помешает. Поток новостей такой, что все это проносится мимо тебя, не задерживаясь надолго в памяти.
Странное дело, книги пишут сейчас едва ли не все, но их все равно не хватает. Автобиография Ибрахимовича вышла по нынешним меркам сто лет назад, а ее ищут и читают.
Вероятно, дело в том, что болельщиков меньше не становится — и интерес к звездам тоже не падает. Успех глянцевых журналов в свое время был во многом обусловлен тем, что селебрети охотно рассказывали истории из своей жизни. Вот и Ибрахимович распахнул дверь в собственный мир почти на распашку. По другому биографии писать и не стоит — иначе они превращаются в выхолощенный учебник истории. А люди хотят другого — историй. Пример давно ставшего нарицательным именем «Разговора по пятницам» лишнее тому свидетельство.
Но одно дело ты звезда и пишешь о своей жизни. Тогда уровень откровенности определяешь ты сам, без необходимости озираться на кого-то других и думать — насколько этично то или иное слово?
А вот когда твои истории — это истории очевидца? То, что происходило на твоих глазах и что ты слышал своими ушами, порой по несколько раз.
Я писал и каждый раз — рассказывать или нет? Что-то вычеркнул. Что-то написать не поднялась рука, хотя поделиться хотелось.
Писал и думал — насколько людям это будет интересно? Читать о том, какие забавные случаи были с известными футбольными людьми — не в плане «бытовухи», а рамках профессии. Знать, как они ведут себя, в том числе и в кризисных ситуациях.
Главный редактор был одним из тех, кто получил книгу еще до того, как она поступила в магазины. Начал писать и прислал смску. Сказав, что книга «дико эгоистичная».
Я сначала расстроился. И удивился.
Там истории о Мутко, Бышовце, Адвокате, Капелло, Аршавине.
Малофееве, Лобановском, Горлуковиче, Семине, Слуцком, Яшине.
Овчинникове, Рыжикове, Симоняне.
И многих-многих других. Читал, что он мне пишет и не мог понять: как это?
А потом он прислал новую смс. Где было написано, что невозможно оторваться. И что веришь каждому слово, потому что главные футбольные люди страны показаны с расстояния близкого взгляда. Так, что возникает странное чувство — словно все эти истории происходят на твоих глазах.
Я обрадовался, поскольку ставил перед собой именно такую задачу, садясь за книгу.
Мне хотелось рассказать о них — как о людях. Поделиться удовольствием от той памяти и послевкусии, оставшихся от встреч с теми, кто развивал наш футбол.
Если это получилось — я счастлив.
Да и им, вероятно, приятно — остаться в памяти и таким образом тоже. Раз они пишут-звонят и спрашивают, где можно купить книгу.
Я старался смотреть на них не только с интересом, но и с симпатией. Все-таки они лучшие, кто был у нас в футболе. Не просто лучшие, а еще и хорошо нам знакомые.
Теперь и благодаря этой книге тоже.