Женская сборная России не смогла пробиться в плей-офф чемпионата Европы. На турнир команду возил новый главный тренер — Виталий Крохин. Один из самых опытных наставников в стране должен построить новую команду, но пока что тон задают прежние игроки. Тем временем бывший наставник команды Евгений Трефилов не собирается сдаваться. Знаменитый тренер заявил в беседе с корреспондентом «Спорта», что он еще вернется.
А мы растим помидоры
— Что скажете о выступлении наших девушек на чемпионате Европы?
— Перед турниром была поставлена задача: собрать новую команду. Открыто говорилось, что результат на чемпионате Европы не важен. Главное — опробовать новых людей для будущей летней Олимпиады. Я новой команды не увидел. Основную роль играют те, кто выступал раньше. Дальше будет постепенное снижение результатов. Я не спорю, девушки боролись, ничьи были. Но нужен результат.
— У вас есть претензии по составу?
— На месте левого полусреднего вместо Людмилы Постновой первую скрипку уже должна играть Анна Сень. В компанию к двум линейным нужно было взять третью. Хотя появление Ксении Макеевой — это уже неплохо. Смотрите, на чемпионат поехала Эмилия Турей. Она же сама должна понимать, что уже не тянет! Не хочу никого обидеть, но у нас есть молодые игроки 1990–1991 годов рождения. На турнир взяли разыгрывающую Екатерину Андрюшину, которой здоровье не позволяет играть в таком ритме. Там же нужно 7–8 игр провести за короткий срок! Андрюшина играет одну-две игры, после чего у нее начинают болеть колени. Это все давно известно, но никто не хочет советоваться.
— Проблемы российского гандбола, как обычно, в руководстве?
— Приведу пример. Наш знаменитый тренер Левон Акопян уже полтора-два года не работает. Выращивает на даче помидоры. Никто из федерации не интересуется, что с ним. Из девяти человек исполкома пятеро гандбол видели только по телевизору. Человек со стороны может помочь. В баскетбол пришел Сергей Иванов, в волейбол приходил Николай Патрушев. Они своими возможностями смогли продавить нужные темы, и теперь волейбол и баскетбол впереди планеты всей.
— Волейбол — возможно, но в баскетболе своих проблем полно…
— Проблем полно, но там хотя бы снаружи все красиво! Я знаю, и в волейболе есть проблемы. Там иностранцы чемпионат заполонили. Я с Владимиром Алекно разговаривал, который выиграл Олимпиаду за счет Казани и ее команды. Но там что-то делают. А у нас в гандболе ничего не решается. На отчете после Олимпиады меня даже не было. Там спросили, где Трефилов. Руководству сказали, что я болею. А отчитываться вместо меня будет Крохин. Который на Олимпиаде вообще не был. Я могу открыто заявить: никто меня туда даже не пригласил. Такой идиотизм у нас везде. Сейчас тренером женской сборной назначают Анатолия Скоробогатова. За какие успехи? Покажите мне хоть какие-нибудь его заслуги. А что в Питере с гандболом творится?
— «Кировчанку» распустили из-за нехватки денег, у «Университета-Невы» постоянные финансовые проблемы.
— Зато Валентина Матвиенко с Фетисовым меня после победы на чемпионате мира целовали, говорили «молодец»! Уже на следующий год команда в Питере пропадает. А гандбол — чуть ли не самый дешевый командный вид спорта, в котором реально выигрывать золотые медали на Олимпиаде.
Марк Твен был прав
— У Союза гандболистов хватает денег на сборную?
— От союза мы не получали ни копейки. Все финансирование сборных ведет Министерство спорта. К Олимпиаде сборные были полностью одеты и экипированы, но за счет министерства. Федерация ни рубля не потратила. Ею же управляет общественная организация! Спросите их, почему деньги на сборные не идут.
— Когда вас увольняли, больше всего разговоров было о вашем поведении. Трефилов орет, дерется… Есть вообще у гандбольных тренеров какие-то предписания, что можно, а чего нельзя на площадке?
— Никаких предписаний нет. Я недавно изучал старые статьи: где-то написали, что Дмитрий Медведев на Олимпиаде запретил мне ругаться. Я вам расскажу, что было. Ко мне подошел Медведев. Виталий Мутко ему говорит: «А вот это наш тренер, выиграл то и это, только он иногда любит крепкое словцо на девочек сказать». Медведев ответил: «Ничего, русский человек без крепкого словца… иногда помогает». А написали, что мне ругаться запретили. Кому что надо, то и пишут.
— Вернуться-то не думаете?
— Знаете, бой еще не закончен. Я еще не такой старый, мне 57 лет! Недавние слухи о моей смерти оказались сильно преувеличенными. Посмотрим, силы еще есть. Но мужчинами заниматься не могу. Там нужно знать ситуацию. А я разве знаю мужской гандбол?
— В хоккее, баскетболе и волейболе идут по пути открытия чемпионатов и создания различных восточноевропейских лиг. Даже в футболе об этом заговорили. В гандболе это может помочь?
— Конечно! Всем от этого будет польза, нашим командам и СНГ. Но не должно быть засилья легионеров. Летом я был в Краснодаре, так там в этом сезоне почти вся баскетбольная команда собрала вещи и уехала — вместо них набрали новых. И так каждый раз.