• Главный тренер «Баварии» (Мюнхен) Хосеп Гвардьола: «Если мяч у тебя, ты можешь играть сутки напролет»

    Персона

    29.10.13 15:35

    Автор: Спорт день за днём

    Более уникальной возможности узнать поближе носителя эксклюзивного тренерского гения Хосепа Гвардьолу у читателей «Спорта День за Днем» может не представиться. У читателей большинства прочих СМИ ее нет и вовсе: Пеп практически никогда не дает интервью. С помощью мюнхенской «Баварии» мы предлагаем сегодня интервью с новым наставником чемпионов Всего, и «Спорт День за Днем» является единственным печатным изданием в России, которое его публикует. Добавить здесь больше нечего. Абсолютно.

    Друг для тех, кто понимает

    — Херр Гвардьола, в октябре «Бавария» впервые вышла на первое место в бундеслиге. Вы рады этому?
    — Для меня не столь важно быть первым в таблице именно в октябре, при том что находиться на первом месте всегда прекрасно. В настоящий момент важно другое: мы ищем свою игру, вовлечены в этот процесс полностью, и матчи с «Манчестер Сити» и «Байером» показали, что мы достигли определенного уровня, которого хотим придерживаться на протяжении нескольких недель. Я немного даже удивлен тем, как быстро игроки приняли мои идеи, предполагал, что времени на это потребуется больше. Но уже сейчас уровень игры «Баварии» очень, очень высок. Конечно, не в каждой встрече и еще не на всех отрезках игрового времени, тем не менее могу сказать: я доволен тем, что команда показывает на поле.

    — Общественность уже в полном восторге от стиля «Баварии». Но какой процент от того самого футбола Пепа Гвардьолы показывает сейчас команда?
    — В матчах с «Манчестер Сити» и Леверкузеном были очень большие отрезки, которые соответствовали моим представлениям о том, что я хочу видеть. Но нельзя успокаиваться уже сейчас, ведь для того чтобы стабилизировать игру на этом уровне, нам предстоит много и тяжело работать. И тем не менее повторю: как новый тренер, я не представлял себе, что уже в октябре мы будем так играть.

    — Вы еще не можете в полную силу задействовать Гетце, Мартинеса и Тиаго. Будет ли с этими тремя «Бавария» еще сильнее?
    — Я убежден, что мы заиграем еще лучше, когда все эти игроки будут в оптимальной форме. Но бороться за титул мы сможем лишь в том случае, если каждый игрок из этого великолепного состава будет принимать мои решения. В противном случае могут быть проблемы.

    — Значит ли это, что вы здесь не только тренер, но и главный мотиватор для игроков?
    — Я большой друг для футболистов, когда они принимают то, что я им говорю. Всегда поддержу того, кто понимает мои решения. Тот, кто не захочет понять, будет часто сидеть на трибуне. Я всегда повторяю: нам нужен каждый игрок! И мы действительно хорошо играли в последнее время. Но с точки зрения целого сезона не очень правильно, когда в течение недели, к примеру, Рибери или Лам играют три раза подряд по девяносто минут. И чем больше игроков в моем распоряжении, тем легче варьировать состав.

    — Про вас говорят, что вы 24 часа в сутки думаете о футболе. Сколько времени у вас уходит на то, чтобы из всех своих звезд выбрать 11 человек стартового состава на игру?
    — Уверен, что каждый тренер думает о футболе сутки напролет. Я занимаюсь своим делом, так как оно у меня в самом сердце. Футбольный тренер не может рассчитывать на восьмичасовой рабочий день, чтобы в 17.00 уйти домой отдыхать. Иногда мне хватает двух часов в своем кабинете, чтобы привести мысли в порядок; иногда на то, чтобы найти решение, уходит по 20 часов. Но стартовый состав, как правило, приходит мне в голову достаточно быстро.

    — Получается, вариант приходит спонтанно?
    — Состав является скорее продуктом не мозговой деятельности, а интуиции и совокупности ощущений. Как раз поэтому иногда игроки и не понимают решений тренера (смеется). Каждый тренер должен обладать чутьем для того, чтобы сделать правильный выбор. Но у всех тренеров правильный выбор может выглядеть по-разному.

    Стал футболистом ради мяча

    — Летом 2012 года вы отправились в Нью-Йорк, чтобы взять паузу и отдохнуть от футбола. Почему ваше чутье привело вас в «Баварию», а не в Англию, Италию или Францию?
    — Когда мне в первый раз позвонили из Мюнхена, я уже через две секунды понимал: я должен согласиться! Не имел права упустить шанс поработать с такой командой, в таком клубе. И не скажи я «да» сразу, вряд ли бы мне кто-то позвонил из «Баварии» во второй раз.

    — Считаете ли вы, что «Бавария» в настоящее время является наиболее перспективным клубом в мировом футболе?
    — Да, тренеру тяжело рассуждать о будущем. Может, в следующем сезоне в моем мюнхенском кабинете будет сидеть уже кто-то другой. У этой команды в клубном музее выставлено бесчисленное количество трофеев, и только в прошлом сезоне она завоевала три, причем выиграть больше было невозможно! Поэтому сейчас мы не только ответственны за результат, но и должны показывать еще и красивый футбол. Пока все идет достаточно хорошо, но когда мы станем играть плохо, придут Калле и Ули и скажут: «Большое спасибо, Пеп, можешь лететь обратно в Нью-Йорк!» И это нормально для такого большого клуба. Поэтому мое будущее звучит так: Майнц, Пльзень, Берлин (интервью было записано полторы недели назад. — СДЗД). Шаг за шагом — это самый лучший путь.

    — Давайте исходить из того, что в следующем сезоне вы останетесь в Мюнхене. Что для вас станет успехом по окончании сезона?
    — Конечно, победа в чемпионате, этого хочет каждый. Но я также хотел бы увидеть, что команда играет согласно моим представлениям. Наши болельщики должны знать, что мы оставляем свои сердца на поле. Как раз в таком клубе, как «Бавария», который так часто становился чемпионом, это особенно важно. Защитить титул в Лиге чемпионов будет непросто — достаточно вспомнить, что с 1976 года клуб лишь два раза — в 2001-м и вот сейчас — добивался этого успеха. Так что для меня особенно важны две вещи: как следует развлекать наших зрителей на «Альянц-Арене» и чтобы хотя бы один игрок в нашей команде по окончании сезона сделал для себя вывод: при мне он стал играть еще лучше.

    — Хотели бы вы сыграть в финале Лиги чемпионов — 2014 против «Барселоны»?
    — Рано или поздно эти команды столкнутся друг с другом. На пути к победе в Лиге чемпионов ты неизбежно встретишь «Барсу», «Реал» или «Боруссию» из Дортмунда. Разумеется, встреча с «Барселоной», где я провел всю свою карьеру, станет для меня особенной. Но в данный момент я думаю не о финале — только о том, как выйти из группы в 1/8 финала.

    — Представим себе, что ваша «Барса» 2011 года со своими шестью титулами встречается с нынешней «Баварией». Кто будет больше владеть мячом?
    — Хороший вопрос! (Смеется.) За четыре года «Барса» выиграла 14 трофеев. И та команда не только показывала невероятный футбол, но еще и была сильна характером. И в том числе за это очень уважаю и свою новую команду. Ясно одно: там, где я работал, игроки всегда хотели контролировать мяч. Для чего я, например, стал футболистом? Мне хотелось быть с мячом! Как тренер я истолковываю это точно так же и абсолютно убежден: если игроки осознают, что у них отменно держится мяч, они смогут бегать по полю 24 часа в сутки, не чувствуя усталости. Потому что будут получать удовольствие от футбола.

    В Мюнхене нет секретов

    — Чем отличается футбол в примере и в бундеслиге?
    — Практически все игроки в Германии очень сильны физически, из-за чего значительно сложнее играть против них «один в один». В бундеслиге гораздо больше играют на контратаках, часто определяющую роль играют «стандарты», что тоже обусловлено атлетизмом. В целом высокий уровень здешних команд для меня стал сюрпризом. И особенно понравилась атмосфера на стадионах, которые всегда полны. Праздник для всех зрителей обеспечен, люди приходят семьями, и, мне кажется, здесь значительно меньше враждебно настроенных фанатских группировок. Иными словами, сложилось представление, что бундеслига — самая сильная и зрелищная лига в мире.

    — Если говорить не о спорте, есть ли вещи, которые вас в Германии удивили?
    — Огромное различие — журналисты здесь ведут себя значительно спокойнее, чем в Испании, в том числе и на пресс-конференциях. Также для меня в новинку тренировки, открытые для зрителей, о чем я даже никогда не слышал. Я знаю, что это часть культуры «Баварии», и потому должен приспособиться. Перед матчами я, как и мой предшественник, хочу проводить тренировки в секрете, но это не так просто устроить здесь, на Зебнерштрассе (смеется и показывает рукой из окна на возвышенность, прилегающую к тренировочным полям). В целом же я очень доволен условиями для тренировок и получаю удовольствие от работы со всеми людьми, что вовлечены в процесс. Все работники клуба мне очень помогают.

    — При вас в «Барселоне» взошла звезда Лионеля Месси. Есть ли у вас далеко идущие планы относительно какого-нибудь игрока «Баварии», чтобы вознести его на небосклон?
    — Я могу быть каким угодно хорошим тренером, но только от игрока зависит, станет ли он великим. В Лео его ярчайший талант был заложен еще с колыбели, а я лишь помогал ему на его пути.

    — Вы отправили крайнего защитника Филипа Лама на позицию опорного хавбека почти с самого начала сезона. Значит ли это, что он останется при вас на этом посту?
    — Мы потеряли сразу трех игроков на данной позиции — травмированы оказались Хави Мартинес, Швайнштайгер, Тиаго. Нужно было что-то делать, чтобы стабилизировать игру в обороне. При этом можно выиграть ту или иную игру за счет того, что у тебя хорошее нападение, или благодаря слаженной игре в обороне. Но побеждать постоянно нельзя без качественной полузащиты. Лам сыграл пару раз на позиции «шестого номера» в ходе предсезонной подготовки и всегда выглядел там достойно. Филипа я считаю одним из самых интеллигентных игроков в мире и на сто процентов убежден, что после небольшого привыкания он может на любой позиции быть одним из лучших. Без Лама не было бы прекрасных матчей с «Сити» и «Байером». Конечно, когда основные игроки возвратятся в строй, он вернется на свой прежний пост, но зато меня успокаивает осознание того, что Филип может сыграть в любой момент и в центре. При этом я еще очень счастлив, что с края у нас есть Рафинья!

    — Это потому, что он удачно заменил Лама справа?
    — Рафинья в последние недели был очень важным игроком для меня, он отыграл несколько матчей на высочайшем уровне. Никогда не забуду, как он вышел, когда я впервые выпустил его в самом конце на пару минут. Казалось, для него это самые важные мгновения в жизни! Мне так понравилось, как он буквально взвился и разозлился на свое первое действие на поле, оказавшееся неудачным. Он никогда не сдается, и поэтому я ему доверяю!

    Гессе и Хенесс на одной полке

    — У «Баварии» старейшие традиции, это один из самых славных клубов мира, за который играли Беккенбауэр, Майер, Мюллер, Маттеус, Лизаразю, Кан. Признайтесь, вы начали следить за «Баварией» еще в детстве или уже в зрелом возрасте?
    — Конечно с детства, ведь всем было известно, какой это великий клуб. Но одно дело — ты знаешь о клубе, совсем другое — ему поклоняться, даже просто любить. Любят прежде всего те, кто в клубе работал. Здесь есть Херманн Герланд (один из помощников Гвардьолы. — СДЗД), который рассказывает мне об истории клуба. Он лучший учитель на тему, как любить клуб.

    — Вы целый год прожили в Нью-Йорке. Каким после такого яркого времяпровождения вы нашли Мюнхен?
    — Мюнхен абсолютно другой, нежели Нью-Йорк! (Смеется.) Но вы знаете, он чем-то похож на Барселону. Здесь нет моря, пляжа, но Мюнхен тоже очень красив. Для меня важно, что вся моя семья чувствует себя здесь прекрасно, включая детей. Каждый день они возвращаются из школы веселые. Надеюсь, что буду работать в «Баварии» продолжительное время, чтобы получше изучить город и окрестности.

    — Какое ваше любимое место здесь?
    — Как раз особенных открытий я еще не совершил, но одно могу сказать: я часто хожу в рестораны, еда — супер! Особенно классные сосиски делает фирма нашего президента Ули Хенесса, просто объедение! Понравилась мне и атмосфера «Октоберфеста». Но в целом стоит признать, что большая часть моей жизни проходит на Зебнерштрассе, и когда я прихожу домой уставшим, с огромным удовольствием провожу время с семьей.

    — Чувствуете ли повышенное внимание к себе, когда идете по улице?
    — Нет, люди ведут себя очень сдержанно. Иногда просят об автографе или о совместном фото, но всегда вежливо. Да, они болельщики «Баварии», но при этом уважают чужое личное пространство, и мне это очень нравится.

    — Но на метро-то вы вряд ли ездите!
    — Еще не ездил. Хотя в Нью-Йорке случился как-то день, когда мы оказались без машины. Никаких проблем, ведь футбол в Нью-Йорке — не массовый вид спорта. Там скорее охотятся за кинозвездами. Здесь же клуб предоставил мне такую роскошную машину, так что… (Смеется.)

    — Ходили слухи, что вы ищете с семьей огромный дом за городом…
    — Я слышал об этом, но это действительно только слухи. Мы прекрасно чувствуем себя в городе, а дворец за городом для проведения выходных нам точно не нужен — ведь уик-энды я все равно провожу на стадионах!

    — Вы интересуетесь литературой и искусством, а потому вам знакомо учение Иммануила Канта. Это так?
    — Это тоже слухи (Смеется). Я читал Канта в школе, но не удовольствия ради, а потому, что нужно было. Но это правда, что я люблю читать, особенно романы. Моя учительница немецкого в Нью-Йорке подарила мне две немецкие книги. Одна — Германа Гессе. Вторая — биография Ули Хенесса. Но должен признаться, что я их еще не читал…

    — Ваш немецкий тем не менее потрясает. Вы продолжаете заниматься?
    — Клуб предоставил мне учительницу. Но в ежедневном тяжелом графике сложно найти время для уроков. Так что каждый день учусь у игроков, помощников, персонала. Никогда не забуду вечер накануне моей первой пресс-конференции здесь. Я жутко нервничал! Я чувствовал себя подготовленным, в конце концов, в Нью-Йорке я занимался немецким каждый день по три часа. Но все равно — когда вокруг столько людей говорит по-немецки, ситуация просто экстремальная! Еще непростым был момент, когда я впервые обратился к игрокам. Наверное, все же меня все поняли, раз никто ничего не переспросил…


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»