Наступающая зима грозит стать для российской легкой атлетики убийственно холодной. Мировые антидопинговые власти объединились в стремлении узнать все о запрещенных препаратах в нашей стране. И наказать виновных, если таковые будут найдены. Проверки в ближайшее время проведут Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и комиссии Международного олимпийского комитета и Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Все эти господа будут изучать факты, собранные немецкими телевизионщиками. Журналистское расследование немцев встряхнуло всю спортивную Европу.
Где деньги, федерация?
На днях в эфир немецкого «Первого канала», входящего в телесеть ARD, вышел документальный фильм о допинге в верхах российских сборных. Это далеко не первое крупное расследование за последние два года. Под удары WADA давно попали ведущие отечественные ходоки, а после сочинской Олимпиады наших неожиданных чемпионов обвинили в использовании нелегальных ксеноновых ингаляций для улучшения тонуса. Однако то были единичные кавалерийские наскоки, а скрупулезные немцы подошли к делу с настоящей деловой хваткой.
Работники ARD утверждают, что провели беседы со многими российскими тренерами и спортсменами, многие из которых боялись говорить о допинге. Однако некоторые раскололись. Главным источником информации стали бегунья Юлия Русанова и ее муж, бывший высокопоставленный сотрудник Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Виталий Степанов. Русанова в начале 2013 года была дисквалифицирована РУСАДА на два года на основании показаний биопаспорта, но утверждает, что ловить-то надо было не ее одну. Спортсменка сделала видео— и аудиозаписи, указывающие на то, что к допингу причастны тренеры сборных России. Кроме того, в руки немцев попала запись, сделанная на телефон, где в применении допинга якобы признается олимпийская чемпионка — 2012 в беге на 800 м Мария Савинова (ныне в замужестве Фарносова). Правда, качество записи оставляет желать лучшего. Есть видеоматериалы против тренера Савиновой Владимира Казарина.
Степанов, имея опыт работы в РУСАДА, щедро раскрывает его секреты. По его словам, агентство охотно замалчивает положительные допинг-пробы, уничтожает их, покрывает мошенничество атлетов, подменяющих грязную пробу фальшивой, чистой как слеза. Потому и «вещдоков» не остается.
Другой информатор — знаменитая марафонка Лилия Шобухова, ныне также уличенная в применении допинга и дисквалифицированная до 2015 года. Она утверждает, что российские чиновники взяли с нее взятку в 450 тысяч евро за то, чтобы «решить проблемы» с допингом и позволить Шобуховой беспрепятственно пробежать на Олимпиаде-2012 в Лондоне. Как вы поняли из вышесказанного, проблемы марафонки никто не решил, так что она потребовала деньги обратно. Ей, что характерно, вернули, но не все, а только «две трети суммы». Спортсменка обиделась, ведь после дисквалификации она лишилась возможности зарабатывать призовые.
Много лжи и молчание
Президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев не захотел комментировать произошедшее. «Я пока не хочу комментировать эту ситуацию. Наша федерация изучает это расследование. Нам нужно время, чтобы сделать выводы», — заметил он. Однако Reuters вчера вечером привел его слова: «В этом фильме много лжи». Впрочем, ВФЛА объявила, что проведет экстренное совещание и уже тогда решит, как жить дальше. Комментарии представителей РУСАДА сводятся к тому, что записи на телефоны и голословные обвинения заинтересованных лиц не есть доказательства. Пресс-атташе МОК Марк Адамс признал, что обвинения тяжелы, и пообещал, что европейские чиновники во всем скоро разберутся.
В подобных случаях часто спрашивают: «А ты кто такой?» Так вот, душой расследования ARD был очень непростой человек. Немецкий журналист Хайо Зеппельт специализируется на допинг-расследованиях. Именно он в 2010–2011 годах выводил на чистую воду легендарного велогонщика Альберто Контадора, в результате чего у испанца отобрали часть титулов, хотя тот настаивал на собственной невиновности. Однако победа над Контадором вышла неполной. Отсидев «срок», он триумфально вернулся, дважды выиграл «Вуэльту» и до сих пор весьма почитаем в веломире.
Позже Зеппельт занялся кенийской сборной бегунов, заподозрив, что их «природная расположенность к бегу» на самом деле лишь хороший допинг. Одним из главных обвиняемых Зеппельта был рекордсмен мира в марафоне Патрик Макау. В итоге Макау сенсационно не попал в состав на Игры-2012, причем известие потрясло как его самого, так и товарищей по сборной. Затем карьера бедолаги покатилась под откос. Он то проваливал соревнования, то пропускал более года «из-за травмы ноги». Ждет ли россиян судьба Контадора или Макау?