Матч с немцами прошел, оставив ощущение старой доброй обыденности, как фильм «С легким паром» под Новый год. Не удивило ровным счетом ничего: ни итоговый счет, ни сама игра сборной Германии, ни окружавший матч наш традиционный шовинизм с беспрерывными упоминаниями Сталинграда и прочим военно-патриотическим бредом, от которого в первую очередь тошнит самих ветеранов. Ей-богу, наши деды и прадеды сражались вовсе не за то, чтобы спустя 64 года увидеть дегенеративных юнцов, скачущих «с факами» наперевес перед телекамерами и обещающих немцам непременный оральный секс.
Ни удивил даже Гус Хиддинк. Нашенский, свой в доску голландец, которого мы уже давным-давно считаем волшебником, ведуном, Дэвидом Копперфилдом с Игорем Кио в придачу и еще бог его знает кем, и ни в коем случае не позволяем себе переть против данной истины. Внимательно изучив всю прессу, вышедшую после поражения от немцев, пришел к выводу, что изменений в данном смысле нет ни малейших. Мы как-то легко смирились с тем, что немцы нас сильнее, привычно поругались на арбитра, после чего выразили всеми имеющимися глотками – в том числе, и высокопоставленными – уверенность в том, что через стыковые матчи на чемпионат мира попадем обязательно.
Чем не удивил Хиддинк? Тем, что и сам он, давным-давно полюбивший образ Себя Спасителя, уже не может себе представить себе, что что-то может делать не так. И на пресс-конференции после матча предпочел говорить о немецком характере – слово Durschlagkraft он произнес специально на языке соперника – но никак не о некоторых нюансах, которые вызвали вопросы в незомбированном сознании.
Мне почему-то кажется, что говорить в данном случае о Durschlagkraft – значит следовать моветону. Все равно, что утверждать, что Земля – круглая, или что в России пьют водку. Есть куда более оригинальные вещи для рассмотрения. Например то, как работает со сборной Йоахим Лев, и как это делает Гус Хиддинк. Ни в коем случае не в обиду голландцу – при его рабочем графике, который подразумевает нечастые визиты в Россию, можно было бы смело и дальше вести «Челси» к кубкам и титулам. Абсолютно уверен в том, что при своем мастерстве и авторитете Гус мог бы принести «синим» все, что они бы ни пожелали. Совмещение не помешало бы ни Хиддинку, ни «Челси». России? Хуже бы не было. Но и лучше тоже. Было бы, как сейчас.
Не знаю, смотрит ли Йоги Лев на старшего коллегу Хиддинка снизу вверх. Может, да. А может, смотрит сквозь пальцы. Или вообще не смотрит, а делает все, полагаясь на свой опыт и образование. И в его сборной появляются в важнейшем матче те, кто сильнее на данный момент. Когда я прогнозировал состав немцев для нашего еженедельника «Спорта», то, зная решительность Йоги, сумел угадать появление в нем молодого Боатенга, но вот на второй подвиг наглости не хватило. Рядом с Баллаком поставил в центре поля Хитцьшпергера, решив, что большинство тренеров сделали бы, как привыкли. Хитци играл в последних матчах, а значит Симон Рольфес, несмотря на его фантастическую форму, останется в запасе. Так нет же, Лев и здесь пошел до конца. И в итоге, как бы Йоги ни кокетничал – дескать, до конца Баллак и Рольфес с Аршавиным не справились – именно эта пара отодвинула нашу креативную группу максимально далеко от защитников.
В свою очередь Гус на вопрос о том, почему не появился хотя бы ненадолго Дзагоев, играющий огромную роль в игре ЦСКА, произнес что-то весьма гуманное и оптимистичное, вроде того, что «он обязательно будет играть, когда придет время». Тут бы впору появиться тени Станиславского со своим «Не верю!». Неубедительно, тренер, неубедительно. У немцев-то играли даже те, чье время еще не пришло. Потому что они не только имеют игровую практику, в отличие от Павлюченко, но и являются лучшими в своих клубах на данный момент. Германия слишком хорошо еще помнит, чем заканчивается вера в неизменный состав – это же под носом у Гуса было, в Голландии, в 2000-м! Одно очко в группе из 9 возможных. После чего переосмысление всех футбольных ценностей, в том числе и собственного былого величия.
Хоть убейте, лично мне не видно было тотального преимущества сборной России над Германией. Были нестандартные действия нестандартных игроков, таких как Аршавин или Быстров, которые вынуждали немцев ошибаться. Странно было бы, если бы и этого не случилось. Хотя, быть может, я просто мешаю людям наслаждаться мыслями о скорой победе в стыковых матчах и оскверняю святыни, с которыми так легко жить…