(Фото: ФК «Зенит»)
Для тысяч людей эстафета Олимпийского огня в Петербурге стала праздником. Для тысяч других людей — ужасом выходного дня. СМИ весь уик-энд трещали о чем-то своем, далеком от народа: вот факел потух в руках легендарной легкоатлетки Татьяны Казанкиной, а в который раз он потух, уже не сосчитать, да и глупое это занятие; вот министру культуры (и факелоносцу) Владимиру Мединскому выказали неуважение гей-активисты, растянувшие свои фирменные радужные флаги; вот случился опять какой-то высосанный из пальца скандал, выбирайте из списка сами, «война, эпидемия, снежный буран, космоса черные дыры».
Все эти напускные проблемы, забившие информационное пространство, почему-то оттенили настоящие трудности. Да, никто не отменяет, что даже в пасмурную погоду на улицы с самого утра «высыпал» зевающий, протирающий ожидающие какого-то чуда глаза народ. Цель была проста — увидеть огонь, прикоснуться в Олимпиаде. И цель эту народ выполнил. Однако для жителей Петербурга, равнодушных к олимпийским традициям, выходные были безнадежно испорчены.
Начинать должен самый достойный. Но кто это?
Воскресную эстафету открывала олимпийская чемпионка по легкой атлетике Галина Зыбина. В повседневной жизни люди не интересуются Зыбиной, вряд ли кто-то помнит ее триумф 1952 года, вряд ли кто-то знает, как живет великая спортсменка в свои 82 года. В 11 утра именно с Галины Ивановны начиналась питерская часть эстафеты. Однако люди, живущие в окрестностях Площади Победы, что в Московском районе, шли посмотреть не на Зыбину, несущую огонь. Они шли просто на некое торжественное мероприятие и абсолютно не понимали, что должны там увидеть.
Я шел вместе с ними по тротуару «кармашка» Московского шоссе и слышал их разговоры. Люди не знали точно, во сколько начнется эстафета и жаловались, что найти эту информацию не так уж просто. Люди не знали, кто первым понесет огонь и гадали, кому выпала такая честь. В основном сходились во мнении, что первым должен нести самый достойный. А кто из питерских спортсменов самый-самый? Конечно, Александр Кержаков. Но на самом деле Кержаков нес факел гораздо позже, а про таких легенд, как Казанкина, Зыбина, Алябьев простые люди не вспоминали вовсе. Что уж говорить, не вспоминали даже о Наталье Антюх — олимпийской чемпионке Лондона. А она несла факел одной из первых, пробежала счастливая по Московскому проспекту недалеко от Парка Победы и сказала, что «дождик не испортил настроения, боялась лишь, чтобы факел не потух».
Наверное, кто-то из зрителей планировал превратить весь день в большую пробежку и посмотреть эстафету от начала до конца. Но даже те, кто устремлялся за огнем, быстро уставали и отказывались от героизма, в большинстве своем сетуя на противную погоду.
Если люди хотели стать частью большого праздника, то...
Нет смысла описывать эстафету от начала до конца — каждый этап был, в общем-то, похож на предыдущий. Где-то случалось нечто нестандартное, как в случае с Мединским или Казанкиной, но в целом ничего вопиющего.
Не знаю, где обычные люди могли посмотреть точное расписание эстафеты, но журналистам это расписание рассылали. Мне отправили три разные версии от разных источников: представителей Спорткомитета, оргкомитета Сочи-2014 и одной крупной компании — спонсора Игр. Немного отличались маршруты, какие-то другие нюансы. Даже обладая информацией, можно запутаться. Как же ориентировались простые люди? Или для них это было не так важно, достаточно выйти на улицу и почувствовать себя частью большого праздника? Если так, то все получилось почти идеально.
Однако нельзя не отметить, что для многих жителей Петербурга олимпийский огонь стал преградой для воплощения воскресных планов. Кто-то не отвез ребенка в бассейн, кто-то не поехал за покупками... На машине перемещаться было проблемно (не везде, конечно, но в нескольких районах), в метро чувствовалась непривычная для воскресенья перегруженность. Бассейн, покупки или даже поездка к зубному врачу — это все мелочи. Но ведь в этот день кто-то рожал ребенка, кто-то женился, кому-то требовалась срочная медицинская помощь... С учетом общей ситуации с перекрытием дорог у кого-то самый счастливый день жизни превратился в кошмар, а кто-то и вовсе ушел из жизни. Впрочем, сгущать краски тоже не стоит. Вроде как у скорой помощи, пожарных и прочих необходимых служб в этот день был некий специальный план, как без потери времени добраться в любую точку города. Сработал этот план или нет, мне неизвестно.
Одни запомнят навсегда, другие гневно попрощаются
Несмотря на все нелепые скандалы, проблемы горожан и другие неприятности, эстафета олимпийского огня в Петербурга удалась. Те, кто воспринимает Олимпиаду и сопутствующие ей мероприятия, как праздник, остались довольны. Те, для кого Олимпиада — раздражитель, отыскали новые поводы для злорадства. Те, кого Игры вообще никак не трогают, возможно, не обратили на эстафету никакого внимания.
Ничего не изменилось, просто по городу «погулял» огонь. Одни запомнят этот день навсегда, другие гневно крикнут ему вслед «уходи и не возвращайся».