Выбравшись из зала СКК на свет божий, мемориал Гранаткина мечется в поисках уютного периода проведения. В прошлом году игры с трудом привлекали внимание после всемирного футбольного обжорства, в этом зрители оказались к турниру чуть лояльнее. Выход на открытые стадионы – уже неплохой итог. Но все это пока в целом. Большие дела украшают приятные частности.
Сделать турнир, в котором по-серьезному дебютировали в роли тренеров бывшие зенитовцы Александр Кержаков и Владимир Быстров, по-настоящему орденоносным и модным помешало то ли ограниченное финансирование, то ли планирование «на коленке». Если финальная игра собрала несколько тысяч человек, остальные матчи становились по большей части добычей скаутов и агентов. В современном футболе стало слишком много маркетинга и навязчивого сервиса, но, когда маркетинга слишком мало, а сервис совсем уж ненавязчивый, зрителям сложнее понять, почему именно на мемориал Гранаткина в течение аж двух недель они должны тратить свое внимание. Совсем странно, что маленькие арены – «Турбостроитель» и «Рощино» – даже обскакали по уровню комфорта главный «Петровский», который зиял ностальгично, но не очень гостеприимно.
Правда, организаторы работу над ошибками провели – стоило шпионам «Спорта День за Днем» рассказать, что на матче Россия – Болгария люди не могли купить даже воды, как к «Петровскому» пригнали ларек.
Из бесспорных плюсов турнира – дебют сборной Аргентины. Убийственного впечатления она не производила ни единого дня, но когда пришел финал, разница со сборной России все-таки стала заметной (1:0). Команда Александра Кержакова сумела хорошо подготовиться, максимально насытила центр поля и выразила готовность «оставаться на местах до полной остановки самолета», не рассыпаясь и не разбредаясь. Этому нынешних российских футболистов в школах и академиях научили, но вот процесс выявления индивидуальностей занимает массу времени и сил.
Если раньше наши команды были атакующими, но не организованными, теперь их шанс как раз в соблюдении установок и терпении. На юношеском уровне такие побеждают редко – по сути, это последний период, когда парни могут играть в свое удовольствие. Неудивительно, что Аргентина выиграла турнир, и нельзя сказать, что сильно напрягаясь, пусть финал вышел злой и жесткий.
Марадон и Месси у Диего Пласенте в составе не было – разве что хлопцы, старательно создающие себе похожий образ перед зеркалом. Зато оказались важные системные футболисты, как опорный полузащитник Хуан Себастьян Сфорца, который совсем скоро уедет из «Ньюэллс Олд Бойз» в «Вест Хэм», «Манчестер Сити», а то и ПСЖ. Во всяком случае, об этом громко на весь мир рассказывать его энергичный агент Камильо Аутьери. Спартаковец Литвинов в центре поля у России может вырасти в Газинского или Баринова, но на мировом уровне эту перспективу оценить сложно.
Был еще один человечек, о котором вспомнят совсем скоро: «рикельмеобразный» Матиас Паласиос из «Сан-Лоренцо», отвечающий за контроль мяча и эффективное его распределение по направлениям. Кстати, и защитник Томас Леканда из «Ривер Плейт», забивший победный мяч в финале, тоже подходит под современные требования в любой лиге – его мускулатура словно принадлежит 30-летнему профи, ищущему выгодный контракт в Китае.
Но не только системообразующие футболисты позволили Аргентине выиграть Гранаткина с первой попытки: Пласенте собрал команду по блочному принципу, в центре поля работала связка из «Ньюэллс Олд Бойз», в обороне преобладали игроки «Лануса». Южноамериканцы ни в одной игре никуда особо не спешили – сыгранность позволяла им не допускать глупых ошибок в обороне (хотя в комбинационной игре их было предостаточно), а умение терпеть и «выстреливать» в нужный момент за спины приносило очки в равных по течению матчах (как с Ираном в Рощино, например).
Финал выглядел равным, если только не замечать нюансов. Как, например, замыкало российских футболистов, и они фолили «на желтую» не в тех зонах, где это было нужно. Как не хватало им по «чуть-чуть» при одинаковых с аргентинцами подходами к воротам. Как, наконец, умеет зависать в воздухе центральный защитник Леканда и не умеет большой и старательный нападающий «Мурома» Косарев. То, что аргентинцы делали на автомате, наши повторяли, стирая от волнения зубы. Ни Молдавия, ни Болгария такие «тренажеры» не предлагают.
Кержаковские смогли добиться сочувствия и интереса к себе, но российскому футбольному образованию следует еще тянуться и тянуться к серьезному уровню, как и самому турниру Гранаткина, который мог бы рассчитывать на большее количество сильных сборных, найди он свое место в тесном календаре. Футболисты сборной России параллельно с тренировками сдавали ЕГЭ? И это правильно. Во всем мире давно положено учиться, даже если претендуешь на переход в «Вест Хэм».
Так что пока всем по «четверке с минусом». «Пять» будет, когда финал Гранаткина соберет полный «Петровский».
Читайте также
Фото: granatkin.com