Лимит на легионеров в российском баскетболе скоро будет отменен. Об этом историческом решении сообщил президент РФБ Александр Красненков. К чему приведет отмена лимита? Как и полагается, есть как оптимисты, так и скептики. Трудно сказать, поможет ли это развитию отечественного баскетбола, раз даже в рамках одной конкретной команды вряд ли можно делать далеко идущие выводы.
Возьмем, к примеру, питерский «Спартак». Будут ли молодые россияне иметь достаточно игрового времени, когда Юрий Здовц получит возможность выбора между ними и легионерами? Упадет ли завышенная цена на наш «молодняк», что приведет к дополнительным возможностям для покупки качественных иностранцев? Наконец, появятся ли в Петербурге и России новые Кириленко и Шведы, если их вдруг начнут откровенно «душить»? На эти и другие вопросы ответил один из самых уважаемых баскетбольных специалистов в нашей стране Станислав Еремин.
Агенты воспринимают Россию как африканское государство
— Как российский тренер и гражданин России я всегда стоял на стороне интересов наших игроков, — начал Еремин. — И сейчас я считаю, что мы должны действовать в этом направлении. К сожалению, нынешний лимит — необходимость присутствия двух российских игроков на площадке — не привел к таким положительным изменениям, как повышение уровня мастерства или завоевание стопроцентного места в «основе». Я ни в коем случае не хочу обидеть наших игроков, но на них очень уж завышенные цены. Даже на тех, что не выступают. Мне кажется, надо искать совместные пути выхода из этой ситуации. Это не только лимит, но и многое другое. Необходимо анализировать, думать, обсуждать проблемы развития баскетбола в России. Но решить проблему лимита тоже очень важно. Я лично часто сталкиваюсь с тем, что наши игроки стоят крайне дорого только потому, что их присутствие на площадке необходимо.
Есть у нас такая болезнь: казалось, не так уж давно российские клубы вообще не имели возможности приглашать легионеров, затем они начали появляться, а потом настало время покупать очень качественных исполнителей. Это своеобразная проблема быстрого роста. Не всегда это идет на пользу.
— Почему?
— Многие агенты воспринимают нас как какое-нибудь африканское государство… В итоге происходит как на ярмарке, когда периодически «впихивают» баскетболистов по цене в полтора-два раза выше, чем они стоят на самом деле. В этом виноваты все: тренеры, агенты, может, и президент федерации. На всех нас лежит ответственность.
— Значительно ли отмена лимита повлияет на довольно плачевную ситуацию, которую вы описали?
— Приведу пример. Сейчас командам приходится искать российских игроков на какую-то конкретную позицию. Например, у нас нет нашего разыгрывающего или атакующего защитника, но из-за лимита возникает необходимость приобретения исполнителей на эти позиции. А когда такой дилеммы не стоит, можно не закрывать конкретные зоны, а просто искать лучших на данный момент игроков. В этом плане отмена лимита — безусловный плюс.
Нам нужны новые клубы!
— В питерском «Спартаке» есть такое явление: на матчах Кубка Европы можно увидеть чисто иностранную стартовую пятерку, а во внутренних турнирах Юрий Здовц вынужден ставить россиян. Означает ли отмена лимита, что болельщики ни в одном соревновании не смогут увидеть в старте своих? Здесь речь идет не только о «Спартаке», но и о других командах.
— Ни в коем случае не хочу обидеть иностранных специалистов, работающих в России, но не секрет, что для любого зарубежного тренера наши игроки интереса не представляют. Я говорю про становление молодежи, ее развитие. Иностранцы относятся к нашим как к второсортному сырью. Это очень обидно. Да и у российских тренеров есть задача выигрывать в каждом матче, поэтому они вынуждены зачастую делать ставку на легионеров, жертвуя своими воспитанниками. Но все равно российские наставники понимают: нельзя не давать шанс молодым! Ведь в нас во всех сохранилась национальная гордость. А иностранцам, ясно, не так важно развитие российского баскетбола, как результат. Поэтому если им дать 10 легионеров и сказать, чтобы только они выходили на площадку, так и будет! Так что заблуждаться на их счет не стоит — нужно понимать такие вещи.
— Как вырастить новых Кириленко и Шведов, если после отмены лимита иностранные тренеры могут совсем «зарезать» молодежь?
— Я думаю, такие ребята, как Андрей Кириленко, Швед или Витя Хряпа, пробьются в любых условиях при любых тренерах. Они достигнут вершин в любом случае, невзирая на трудности, — это абсолютно точно. И сегодня есть очень много талантливых парней. Они всегда были и, надеюсь, будут. Но им необходима поддержка, некий толчок, чтобы они реализовали свой талант. Ведь сейчас нет таких возможностей для того, чтобы игрок был эмоционально устойчив, как те же Хряпа и Кириленко. В советское время в ЦСКА и в сборную СССР попадали только тогда, когда преодолевали множество других команд, — упрощенно говоря, от районной до всероссийской через городские, республиканские, молодежные… Когда люди поднимались на уровень первой сборной, они имели потрясающую закалку. Они не только играли лучше всех, но и были психологически устойчивы.
— Почему эта система не работает сейчас?
— Потому что все хотят получать быстрый результат. Отчасти они правы, ведь в клубы вкладываются большие деньги, требующие отдачи. Никто не будет давать шанс 18–20-летним пацанам и ждать, когда они раскроются. Но мы же должны каким-то образом развивать их профессиональные качества! Как это сделать? Необходимо принять целый комплекс мер. Во-первых, это расширение чемпионата. Не может быть в России десять команд, у нас ведь огромная страна! Нормальная ситуация, если на Кипре десять команд, а вот в России… Во-вторых, надо давать игрокам подниматься через Суперлигу в элиту. Пусть там они получают закалку и возвращаются уже профессионалами. Молодежные и детско-юношеские турниры не дают должного эффекта.