 Борис Титов
Борис ТитовПерсона
Действующего обладателя Кубка мира специалисты называют одним из главных претендентов на победу в нынешнем розыгрыше. Однако разговор с самым титулованным российским пилотом вышел далеко за рамки нынешнего сезона.
— Трудно отстаивать титул победителя Кубка мира?
 — Защищать звания всегда сложно. После прошлогодних успехов от нас ждут  новых ярких побед, и мы стараемся соответствовать ожиданиям болельщиков и  специалистов. Я бы сказал, что нынешний сезон идет по плану. Мы с  разгоняющими постепенно набираем хорошую спортивную форму, пик которой  должен прийтись как раз на кубковые этапы в Канаде и чемпионат мира в  американском Лейк-Плэсиде. Трассы в Северной Америке скоростные. Мне  нравятся такие треки, которые предъявляют большой счет мастерству  рулевого.
— Можно ли сказать, что пилотирование двойки и четверки различается?
 — Двухместный боб более юркий и менее устойчивый, поэтому требует очень  «тонкого» управления. Зато он маневренный. Четверка же тяжелая, ее вес с  полной нагрузкой составляет более полутонны, а длина – более четырех  метров.
— Я слышал, что участник пяти Олимпиад князь Альберт II предпочитает водить именно четырехместный болид.
 — Мне нравятся оба снаряда, но массивная четверка требует больших  физических затрат и невероятной концентрации внимания. Если пилот здесь  ошибается, то исправить оплошность по ходу гонки очень трудно.
— Помнится, на Играх-2010 ваш боб попал в аварию из-за разрыва рулевой тяги. Насколько типичны такие случаи?
 — Подобные происшествия крайне редки, а приводит к ним желание добиться  максимально допустимого снижения веса машины и использование облегченных  материалов. К счастью, та авария не привела к серьезным последствиям,  хотя из борьбы за медали наша команда тогда и выбыла.
— Вы по-прежнему ездите на болидах двух разных фирм?
 — Пока да, но есть планы взамен немецкой построить австрийскую двойку, чтобы выступать на машинах одного производителя.
— А на российские бобы пересесть реально?
 — Я бы мечтал ездить на отечественной технике, но до сочинских Игр вряд  ли это получится. В нашей стране пока нет ни интеллектуальных, ни  производственных возможностей для разработки и строительства быстрых  спортивных машин.
— Может, вы недооцениваете российских инженеров? Например, для  вашего земляка-саночника Альберта Демченко на предприятии команды  «Маруся» шоумена Николая Фоменко сделали карбоновые обтекатели для  саней.
 — Ничего не могу сказать по этому поводу. В отличие от Демченко, я не  знаком с Фоменко и его производственными возможностями. А опыт инженеров  команды по сборке автомобилей для «Формулы-1» совсем не означает, что  они способны изготовить скоростной болид для бобслея. Наверное, не зря в  мире существуют специализация и разделение труда. Да и если они  возьмутся за постройку бобслейной машины, ее изготовление с нуля  обойдется гораздо дороже, чем в Германии или Австрии, где технологии  отработаны десятилетиями.
— Сколько стоит строительство одной машины?
 — Европейские фирмы требуют порядка 120 тысяч евро за недоработанный  болид, на который еще нужно навешивать оборудование и настраивать под  конкретного пилота и стиль его управления.
— В какую погоду и на каких трассах вам нравится выступать?
 — Любой бобслеист скажет вам, что лучше всего ехать в ясную бесснежную  погоду по гладкому льду. Потому что присыпанная снегом трасса сильно  нивелирует класс пилотов, сглаживая ошибки и превращая спуски в лотерею.  А выступать мне нравится на сложных треках, где постоянно приходится  «включать» голову, а не просто следовать однажды отработанной  траектории.
— О чем можно успеть подумать за минуту с небольшим, пока едете от старта до финиша?
 — В голове очень быстро все переключается. Особенно когда совершаешь  ошибку и перебираешь варианты ее исправления. Идеально никто в мире не  ездит. Мастерство в том и заключается, чтобы после сбоя как можно  быстрее войти в нужное русло и вернуться на оптимальный маршрут.
— Как вы готовите машину к гонкам?
 — Накануне стартов коньки сначала обрабатываются наждачной бумагой, а  потом полируются для хорошего скольжения. Обтекатель также перед  соревнованиями обрабатывается полиролью, чтобы уменьшить сопротивление  воздуха. Довольно часто в твои планы вмешивается погода. Например, на  этапе Кубка мира в Санкт-Морице я готовил коньки на снегопад, как  обещали синоптики. Но буквально перед первыми заездами выглянуло солнце и  спутало нам все карты.
— Нельзя было изменить настройки?
 — Нет, любые манипуляции с машинами запрещены уже за 40 минут до начала соревнований.
— А от судей в бобслее многое зависит?
 — Достаточно. Существуют разные способы, чтобы «подыграть» хозяевам  трека. Прежде всего, это касается ледового покрытия. И в равной ситуации  судейская коллегия чаще всего работает в пользу местных спортсменов.  Например, во время снегопада дается команда хорошенько обмести желоб  перед прохождением дистанции командой хозяев. Или производятся  манипуляции с холодильными установками. О чем-то можно только  догадываться. Поэтому мы и хотим, чтобы в нашей стране как можно быстрее  в полную мощь начали работать трассы в Парамонове и Сочи, на которых во  время крупных международных турниров диктовать условия будут россияне.
— Назовите своего самого грозного соперника.
 — Думаю, это даже не обсуждается. Немец Андре Ланге – единственный  четырехкратный олимпийский чемпион и самый именитый пилот в современной  истории бобслея. После Ванкувера он завершил карьеру, но мы продолжаем с  ним хорошо общаться. А после его ухода силы примерно равные. В каждом  виде соревновательной программы есть пять-шесть реальных претендентов на  победу.
— Вы тоже уходили после Ванкувера.
 — И в тот момент думал, что расстаюсь с большим спортом навсегда. О  нездоровой атмосфере в нашей команде я тогда написал президенту страны.  Сказал, что пока у руля те люди (экс-президент ФБСР Никита Музыря и  бывший главный тренер сборной страны Владимир Любовицкий. – С), мне в  бобслее делать нечего. И уехал работать министром спорта родной  Иркутской области. Мы разработали программу поддержки перспективных  спортсменов нашего региона, приступили к ее реализации. Однако за лето  2010 года в отечественном бобслее произошли серьезные перемены, после  чего глава Минспорттуризма Виталий Мутко и президент Олимпийского  комитета России Александр Жуков попросили меня возобновить карьеру,  чтобы я мог поделиться опытом с молодежью.
— Лестно, когда просят такие люди?
 — Приятно, когда твои спортивные заслуги кому-то небезразличны,  в отличие от прежних руководителей, которые в буквальном смысле слова  «выдавливали» меня из сборной. Говорили, что старый. На самом деле их не  устраивали мои прямота и собственное мнение, высказываемое вслух.
— А с нынешним президентом федерации Георгием Беджамовым и главным тренером Олегом Соколовым тоже спорите?
 — Когда чувствую свою правоту, не молчу. Таким уж меня воспитали в Сибири.
— С 2006 года вы живете в Московской области. А кем себя ощущаете по складу характера?
 — По-прежнему сибиряком! В Подмосковье я переехал сложившимся  спортсменом. А закалка характера произошла в Сибири. Там меня научили  добиваться поставленной цели и отвечать за свои слова.
— Чем можно объяснить тот феномен, что больше половины членов сборных России в бобслее, скелетоне и санном спорте – сибиряки?
 — Тем, что у нас много талантливых людей. Я в этом убеждаюсь каждый раз,  когда приезжаю в отпуск на малую родину и встречаюсь с молодежью. У  ребятишек горят глаза. А их желание чего-то добиться в спорте  поддерживается талантливыми педагогами школ с сильными традициями,  которые, к сожалению, существуют на минимальные деньги. Тогда как  столичным регионам, успехи которых в саночных дисциплинах не столь  значительны, отпускаются неизмеримо большие средства. К моему сожалению.  Этот перекос я особенно остро ощутил, когда работал областным министром  спорта.
— Помнится, одним из основных условий вашего возвращения в сборную был перевод подготовки на клубную систему.
 — Это частично сделано. Внутри команды с прошлого сезона существует  условный клуб, в который вместе с моими разгоняющими входит команда  пилота Александра Касьянова. У нас отдельный штат тренеров и  специалистов. Конечно, это не совсем то, что есть в Германии. Там клубы  работают при всех четырех немецких треках. В их национальном первенстве  участвуют 40 экипажей, а у нас и десяти не набирается.
— Наверное, в России тоже можно создать клубы при комплексах в Парамонове и Сочи?
 — Этот вопрос в стадии обсуждения. Недавно мы встречались с главой  Дмитровского района, на территории которого располагается пока  единственный в нашей стране бетонный трек с системой намораживания  искусственного льда. Пока важнее всего довести желоб «до ума», чтобы на  нем не было опасных поворотов. Жаль, что на стадии проектирования и  возведения комплекса строители не обращались за консультациями  к бобслеистам, и теперь приходится тратить время и деньги на исправление  ошибок.
— Но подмосковная стартовая эстакада уже работает?
 — И это большое подспорье для бобслеистов и скелетонистов. В прошлом  межсезонье мы на ней работали хоть и немного, но плодотворно. Со  следующего лета сборов на эстакаде запланировано гораздо больше. Это  поможет нам плавно переходить в начале сезона с малого льда на большие  трассы. Что касается сочинского комплекса, он еще строится. Мы с  Александром Касьяновым были на стройплощадке летом прошлого года,  изучили конструктивные особенности желоба. Он должен получиться сложным,  интересным и очень скоростным. Может быть, на уровне олимпийской трассы  в канадском Уистлере. Расчетная скорость – около 150 километров в час.
— Но не столь опасным, как канадский?
 — Чтобы спуски по сочинскому треку не выходили из-под контроля, на нем  предусмотрены участки, на которых будет «гаситься» скорость. Насколько  трасса будет быстрой, отвечу после тестирования, на которое нашу команду  предварительно уже пригласили.
— Когда оба трека начнут работать в полную силу, можно будет думать о создании полноценных клубов?
 — Думаю, да.
— Не хотели бы возглавить один из них?
 — Пожалуй, на этот вопрос я отвечу после сочинской Олимпиады. Пока все  мысли заняты подготовкой к главным соревнованиям текущего четырехлетия.  Да и на чемпионатах мира этого и будущего года хочется выступить  достойно.
— До памятного конфликта и письма президенту страны часто ли вас посещали мысли о завершении спортивной карьеры?
 — Этот вопрос очень серьезно стоял после Олимпиады-1998 в Нагано. Денег в  спорте было крайне мало, например, за весь следующий сезон я заработал  всего 300 долларов, и на семейном совете мы с женой решали: продолжать  занятия или искать новую работу. Я тогда решил остаться в санном спорте,  но, чтобы прокормить семью, приходилось после двух тренировок по ночам  подрабатывать извозом.
— Некоторые ваши коллеги говорят, что без спорта в лихие 90-е могли бы примкнуть к бандитам.
 — Оставим подобные высказывания на их совести.
— А вам в серьезные переделки попадать приходилось?
 — Если у тебя есть мозги, выход можно найти из любой ситуации. Просто нужно сохранять самообладание.
— Вам действительно однажды вам пришлось уходить от погони?
 — Однажды знакомый тренер попросил помочь ему перегнать джип из Германии  в Братск. Где-то за Уралом за нами увязались машина предположительно с  дорожными хулиганами. На бездорожье мы довольно легко от них оторвались.  Вот и вся история. Но это было не самое сложное испытание. За перегон  нам предложили… ведро ягод. Я был в шоке от такой «благодарности».
— Часто ли приходится ездить на дальние расстояния?
 — После Ванкувера ездил из Москвы в Иркутскую область на джипе,  подаренном за олимпийскую бронзу от имени президента России. Это более 5  тысяч километров и трое с половиной суток в одну сторону.
— Навыки по пилотированию боба помогают водить автомобиль?
 — Ощущения схожие. Особенно когда попадаешь на обледеневшие участки дороги и пытаешься удержать машину в накатанной колее.
— Умеете делать «полицейский» разворот?
 — Не увлекаюсь подобными штучками. Адреналина мне хватает и на спортивных трассах. А на дороге я законопослушный водитель.
— За свою карьеру, включая саночную, вы успели поработать с двумя  тренерами-женщинами. В их подходах к занятиям и отношению у ученикам  чувствуется отличие от мужчин?
 — Думаю, неправильно делить тренеров по гендерной принадлежности.  Главное, чтобы специалист был думающий и понимающий. Кстати, у меня и  сейчас личный тренер – женщина. Моя жена Татьяна. Она и специалист по  ОФП, и психолог, отвечающий за мой настрой на гонки. Правда, в этом  сезоне супруга не выезжает со мной на соревнования. Она воспитывает сына  – недавно родившегося нашего младшего, третьего ребенка.
— Тем временем ваша старшая дочь Елизавета вошла в юниорскую  сборную России по скелетону и выступила на первых зимних юношеских  Олимпийских играх в Инсбруке. Вы как-то влияли на ее выбор?
 — Решение о переходе в скелетон Лиза принимала сама. До этого она  увлекалась и плаванием, и легкой атлетикой, и баскетболом. Потом четыре  года занималась санным спортом. Казалось бы, дисциплины родственные, но  положение спортсмена при спуске с горы диаметрально противоположное.  Прошлым летом она провела первый сбор с нами. А в конце июля – начале  августа переключилась на скелетон. Первый лед был в Норвегии на  «вкатывании». Дочь говорила, что на первых порах езда вниз головой  давалась ей с трудом. Но постепенно начала понимать суть управления  скелетоном и, как видите, даже пробилась в олимпийскую команду.
— У вас спрашивает совета?
 — Периодически созваниваемся. Я ей рассказываю, на каком треке и что можно делать, как выбирать правильную траекторию спуска.
— А вы хотя бы раз пробовали ездить на скелетоне?
 — Никогда. Я с саней сразу пересел в боб. Кстати, на Олимпиаде в первой  попытке Лиза показала третье время. Наверное, была бы с медалью, если бы  судейская коллегия, сославшись на сильный снегопад, не отменила все  результаты. Победителей определяли только по второму заезду, в котором  она была шестой. За бобслей и скелетон на Играх отвечал Андре Ланге. При  случае спрошу у старого приятеля, можно ли было не отменять результаты  первой гонки.
— Ваш средний ребенок, дочь Милана, тоже спортсменка?
 — Она некоторое время плавала, а после прошлогоднего возвращения в  Дмитров пока думает, чем бы заняться. Может быть, пойдет в керлинг. На  досуге дочка рукодельничает. Такую красоту делает из бисера!
— Если не секрет, где любите проводить отпуск?
 — Стараемся обязательно выбираться на море всей семьей, чтобы дети  получили запас закалки на холодное время года. Хорошие впечатления  остались от Испании, Турции и Таиланда. А вот из Египта, куда мы однажды  поехали вдвоем с женой, убежали, не дождавшись окончания срока путевки.  Больше туда ни ногой!
— Какими блюдами балует вас супруга?
 — Пельменями, борщом, солянкой, фаршированными перцами и другими  вкусностями. Опасений по поводу набора веса я не испытываю. Все лишние  калории «сжигаю» на тренировках. Мы много работаем со штангой и другими  отягощениями.
— Соревнуетесь внутри команды – кто больше отожмет от груди?
 — Летом я выжал штангу весом 165 кг. Но обычно жму 150. А на тестовых  тренировках, которые определяют уровень общей физической подготовки,  обязательно поглядываем друг за другом. Кто быстрее пробежит 50 метров  налегке или толкая перед собой 100-килограммовую тачку. Кто лучше  справится со штангой в трех положениях, как далеко бросит  легкоатлетическое ядро вперед или назад.
— Ваша спортивная карьера продолжается уже 27 лет – пятнадцать в санном спорте, двенадцать – в бобслее. Усталости не чувствуете?
 — Когда напряжение вырастает до критического уровня, снижаю нагрузку. За  неполные три десятка лет в спорте я научился слушать свой организм. И  ребята понимают, что иногда мне нужна пауза, чтобы перед гонкой быть в  лучшей форме.
— В год сочинской Олимпиады вам исполнится 40 лет.
 — Были пилоты, которые выступали и после этой даты.
— Но спортивная карьера рано или поздно закончится. Планируете  остаться в бобслее или, может, пойдете в политику, как многие ваши  коллеги-чемпионы?
 — Надеюсь, я останусь в большом спорте. Даже если не предложат достойной  работы внутри страны, найду ее за рубежом. А для похода в политику  нужна крепкая команда единомышленников. И мощная теоретическая  подготовка.
— Последуйте примеру теннисисток Елены Дементьевой и Веры  Звонаревой, окончивших Дипломатическую академию. Или конькобежки  Светланы Журовой, защитившей в свое время диплом Академии госслужбы при  президенте России!
 — Я бы не отказался, но для поступления в эти уважаемые вузы нужны  рекомендации. Насколько я знаю, за девушек замолвил слово президент ОКР  Жуков. Со мной же Александр Дмитриевич на эту тему еще не говорил…
— А в министерское кресло не планируете возвращаться?
 — Если предложение будет подкреплено финансами, почему бы и нет? Но просто так сидеть и перекладывать бумажки мне не интересно.
— Что скажете о предстоящем чемпионате мира?
 — На треке Лейк-Плэсида у нашей сборной должен получиться достойный старт. Надеюсь, поборемся за золотые медали.
— В двухместном болиде вы нынче ездите с Дмитрием Труненковым. Довольны своим разгоняющим?
 — Выступаем по плану, постепенно подбираясь к призовой тройке.  Вообще-то, с Труненковым мы работали еще в прошлом сезоне и добились  хорошего взаимопонимания на треке. Скажем, пятое место на треке  Санкт-Морица можно назвать неплохим результатом. В общем зачете Кубка  мира мы на равных сражаемся за третье место с экипажем Стивена Холкомба  из США.
— Как и когда в вашей четверке появился Максим Мокроусов?
 — У Николая Хренкова из нашего основного состава в январе неожиданно  поднялась высокая температура, с которой доктор сборной не смог  справиться разрешенными методами. Чтобы разобраться в причине,  руководство команды отправило Колю на обследование в Москву. Заменить  его тренерский штаб решил Мокроусовым. На мой взгляд, он неплохо  сработался с Дмитрием Труненковым и Филиппом Егоровым. А вот кто из  ребят, Максим или Николай, будет третьим разгоняющим на чемпионате мира в  Лейк-Плэсиде, решится в их очном соперничестве во время тестирования. В  экипаж четверки войдет сильнейший.
Спорт аристократов
Бобслей, родившийся на стыке XIX и XX веков на одном из респектабельных швейцарских горных курортов, в Санкт-Морице, на протяжении нескольких десятилетий оставался спортом избранных. Ведь купить или взять в аренду дорогую «игрушку» и собрать команду могли лишь молодые и богатые любители приключений. Как правило, они и участвовали в первых соревнованиях бобслеистов на чемпионатах мира и Олимпийских играх.
Более-менее доступным для настоящих атлетов, не имеющих толстых кошельков, бобслей становится лишь во второй половине XX века, когда в олимпийское движение приходят крупные корпорации, способные оплатить строительство машин и содержать большие команды, как это было в западных странах. Либо если шефство над технически сложным и дорогостоящим видом спорта берет государство, как это было в Советском Союзе или ГДР.
Связь же между аристократическим прошлым и технократическим настоящим бобслея продолжает поддерживать глава Монако князь Альберт II. Будучи принцем и наследником престола государства монегасков, он принимал участие в пяти зимних Олимпийских играх в качестве пилота двухместного и четырехместного боба. А последние 25 лет руководит Федерацией бобслея, санного спорта и скелетона Монако.
Пуленепробиваемый болид
Если на заре существования бобслея корпуса машин изготавливались в основном из дерева, то за последние десятилетия конструкция боба претерпела колоссальные изменения. Теперь кузова изготавливают из стеклопластика, алюминия, карбона и даже из специального особо прочного материала кевлара, служащего для производства бронежилетов.
Чтобы снизить сопротивление встречного воздуха, новейшие образцы болидов испытываются в аэродинамических трубах. А конкуренция по созданию особо скоростных бобов настолько высока, что соперники всеми правдами и неправдами пытаются проникнуть в ведущие конструкторские бюро мира и воруют друг у друга секреты наиболее перспективных конструкций и узлов.
До середины 2000-х бобы для сборной России строили на фирме братьев Зингеров в Германии. Но в последнее время Александр Зубков и другие наши пилоты ездят на разработках австрийских инженеров Виммера и Валльнера. И вспоминают о тех временах, когда к единственной пока в нашей истории золотой медали Олимпиады-1998 в Калгари советский экипаж в составе пилота Яниса Кипурса и разгоняющего Владимира Козлова доехал на снаряде отечественного производства.
По виражам
Как отмечает пресс-служба Федерации бобслея и скелетона России, современные санно-бобслейные трассы изготавливаются из бетона, на который искусственным способом намораживается слой льда. Единственное исключение – трасса в Санкт-Морице (Швейцария). Ее уже более 100 лет строят только изо льда и снега с использованием естественного рельефа. Общих требований к длине трека, перепаду высот и количеству поворотов не существует. За исключением одного. Трасса должна иметь как минимум один прямой участок и один лабиринт (три последовательных поворота без прямых отрезков). Оптимальная протяженность дистанции составляет 1200–1300 метров (есть гораздо длиннее), а сумма виражей должна быть не менее пятнадцати (есть и 13, и 20). Скорость, которую развивает боб во время спуска, может превышать 150 км/ч, а перегрузки на поворотах в ряде случаев достигают 5g.
Некоторые трассы используются не только для большого спорта, но и для туристских заездов. Такой вид развлечения называется такси-боб.
Ставка на четверку
По словам главного тренера сборной России Олега Соколова, главная ставка на предстоящем чемпионате мира в американском Лейк-Плэсиде будет сделана на выступление четырехместных болидов. Что объяснимо. В этом сезона команда Александра Зубкова уже одержала несколько побед и держит первое место в общем зачете Кубка мира. Конкуренцию в борьбе за золото россиянам, вероятно, составят олимпийский чемпион американец Стивен Холкомб, немцы Максимилиан Арндт и Томас Флоршутц. При удачном пилотировании шанс подняться на пьедестал есть 
и у второго российского экипажа во главе с Александром Касьяновым, считает Соколов.
Что касается двоек, здесь ситуация сложнее. Отстоять прошлогодний чемпионский титул Зубков имеет шанс при условии быстрого разгона, однако его постоянный напарник и один из лучших разгоняющих в мире Алексей Воевода в этом розыгрыше из-за смерти матери и других семейных проблем на европейских этапах Кубка мира не выступал. Он планировал присоединиться к команде лишь в Канаде. Многое будет зависеть не только от его спортивной формы, но и от того, решатся ли тренеры сборной и сам Зубков заменить опытным Воеводой перспективного Дмитрия Труненкова, разгонявшего основную российскую двойку весь сезон.
