• Борис Краснов: «Общего сценария я не увидел»

    20.02.10 11:17

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Церемонию открытия Олимпийских Игр в Ванкувере по всему миру посмотрело несколько миллиардов человек, у каждого из которых наверняка сложилось свое впечатление  о действе, представленном канадцами на суд взыскательной публики. «Спорт» решил обратиться к мнению профессионала — специально для нашего издания главное зимнее шоу четырехлетия беспристрастно разобрал известный сценический дизайнер и художник-постановщик Борис Краснов.

    — Борис Аркадьевич, какое впечатление у вас в целом оставила церемония открытия Олимпийских Игр в Ванкувере?
    — В принципе все было довольно симпатично, но Пекин на прошлой Олимпиаде поднял планку настолько высоко…. И если китайцы два года назад взяли организованностью, то на открытии, наоборот, создатели подкупили какой-то безалаберностью, как бы формируя такой стиль — демократия, свобода, разные народности, общая лёгкая интонация всего шоу. Но мне кажется, что в сценарии не было поступательного движения — да, присутствовали какие-то выдающиеся, красивые моменты, например, как с морем и китами, но в то же время постоянно кто-то пел песни. То один человек, то три, то сто…Песня, на мой взгляд, должна быть одна — и надо с ней выходить на финал шоу. Общей идеи, общего сценария я не увидел.

    — Это была первая церемония открытия Олимпиады в закрытом помещении. Насколько это сложно с технической точки зрения? Или наоборот, плюсов здесь больше?
    — Скажу вам честно — я должен был принимать участие в «хэндовере», который пройдет на закрытии ванкуверских Игр — то есть на церемонии передачи флага от Ванкувера Сочи. Но из-за занятости на проектах в Шанхае и в Париже просто по времени не сумею этого сделать. Хотя зал, в котором состоялась церемония, я изучил серьезно. Крыша — конечно, прекрасная штука, это очень здорово, никто не зависит от погодных условий и так далее. Но с другой стороны, вы же видели, что действо во многом было основано на использовании тюля и ткани — только исходя из возможностей крыши. Она могла выдержать тюль — вот они тюль и сделали. А если есть у комплекса крыша — желательно, чтобы и нагрузку она могла нести более весомую, а не только легкую ткань. А тут стало понятно, что возможности у такой крыши значительно ограничены по весу, вот они все на тряпочках и делали. Мне, как профессионалу, это сразу стало хорошо видно, что они в постановке исходили из возможностей крыши, а не из своих идей.

    — Тем не менее, почти под куполом комплекса парили артисты-участники церемонии…
    — На уровне веса человека трюк был абсолютно безопасен, а вот придумать какую-то действительно большую и серьезную историю для такой крыши невозможно.

     

    — Вас как профессионала что-то поразило в увиденном?
    — Не сказал бы. Тряпки с лыжниками — это все довольно вторично. Нечто подобное делали и у нас в России на одной из церемоний МУЗ-ТВ, когда люди бежали по отвесной проекции. Вот когда киты на платформе пускали фонтаны — вот это было действительно очень здорово, художественно придумано классно. Вообще подобных красивых моментов я увидел много — видимо, постановку делали люди, которые близки к театру. А театр это все-таки другая форма, в нем все более камерно. Поэтому на крупных планах трансляции из Ванкувера было видно, как все играется участниками. Ну невозможно сделать так, как получилось у китайцев, когда на одном дыхании двигалось три тысячи человек, делая синхронное движение. В Ванкувере же из эпизодов сотворили единое целое, плюс с театральной направленностью, а такой масштаб предполагает немного другой помол. Потрясающее было начало с этим сноубордистом, а потом непонятно стало, что он там кричит?

    — Насколько технически сложно создать эти визуальные образы на платформе — льдины, океан и так далее?
    — Конечно, это довольно сложно. И требует очень серьезной работы и подготовки. Для подобного нужно время и компьютерные технологии. Вот нам предстоит готовить открытие в Сочи, и если для постановки не пригласят, как на Евровидение, команду иностранцев, то пора начинать этим заниматься. И три года все готовить. А если начнем в конце 2013 года, то тогда не получим ни китайского, ни канадского варианта.

    — Можно ли оценить в какую-то сумму бюджет одной только Церемонии открытия Олимпийских Игр?
    — Нет, нереально оценить, абсолютно. Хотя, наверняка, канадцы как любая цивилизованная страна объявят какую-то сумму. 48 миллиардов стоила Олимпиада китайцам — но это общий бюджет проведения Игр. А что касается именно главного шоу — сколько оно стоило, сказать сложно. Но вы же понимаете, что те люди, которые в Ванкувере на Церемонии бегали — ну максимум триста человек, все равно стоили в десять раз дороже, чем три тысячи китайцев. Их цены, их зарплаты, их налоги — совсем другая история.

    — Зрители «Би-Си Плэйс» стали полноправными участниками действа  — облачились в белые одежды, зажигали фонарики, били в барабаны… Это интересный ход? И не сложно ли организовать шестьдесят тысяч человек?
    — Не думаю, что сложно — человеку сказали «Держи лампочку», он ее и держит. И все с удовольствием принимают условия игры. Примерно что-то подобное было на чемпионате мира по легкой атлетике в Греции, когда всем выдавали огонь на подставке, и все его держали.

    — Кстати, об огне — в Ванкувере он горел в закрытом помещении, что очень небезопасно с точки зрения пожарных служб…
    — Ну, пламя же не горело до самой крыши дворца… Меры безопасности, скорее всего были приняты очень серьезные. Может быть, именно из-за этого и не открылась у них в кульминационный момент четвертая штука — наверное, проложили какие-нибудь шланги, чтобы в случае чего потушить пламя. Я не знаю, мне судить сложно.

    — Вам как профессионалу эта накладка с невыходом четвертого желоба сразу оказалась заметной?
    — Я не сразу понял, что это накладка, потому что не знал, как все должно быть изначально. Но я просто понял, что не может стоять просто так Гретцки с факелом в руках. Как символ, что ли? Все зажигают, а он с огнем — это история непонятная. Вот тогда я и понял, что здесь что-то не то.

    — Досадный эпизод перед зажжением факела сильно испортил общую картину?
    — Да нет, что вы. У австралийцев, если вы помните, не пошел какой-то подъемник — в Сиднее в 2000 году. Тоже была накладка. Вообще, техника — такое дело. Я ей не верю и ее не люблю. Я часто пользуюсь какими-то трансформациями, но больше всего верю, как говорят наши монтировщики, в «пердячий пар». Если на этом деле завязаны живые люди — толкнуть, подвинуть, по музыке, подстраховаться лебедками — то все становится надежнее намного. А техника — страшное дело. Сколько они готовили эту Церемонию, сколько вложили в нее… И дело даже не в каком-то наказании — там же не парторганизация. Просто я представляю человека, который все делал, который был ответственным за это — тот же художник или весь организационный комитет — у них у всех седых волос наверняка после этой ситуации прибавилось. Я представляю ощущения, которые человек испытывает в такой момент.

    — Если заглядывать чуть-чуть вперед, то можно ли в деле постановки церемоний открытий Олимпиад изобрести велосипед? Или все уже придумано и сделано?
    — Сто процентов можно.

    — Следующее открытие зимних Игр — в Сочи. Что-то из Ванкувера стоит взять на вооружение?
    — Я не хочу сейчас об этом думать вообще. Вот когда мне дадут заниматься постановкой Открытия в Сочи — тогда подумаю. Нигде в мире Евровидение не делали иностранные художники — только у нас. И если в случае с Олимпиадой снова закончится иностранцами, то это просто беда.

    — Действительно, ведь в России столько талантливых людей…
    — У нас не просто много талантливых людей, отечественное декорационное искусство всегда было законодателем мод в мире. И в советское время, и в постсоветское. Театральные и телевизионные художники — да у них всем поучиться надо! У нас же школа сумасшедшая. Страна, которая дала миру Гонзака, Головина, Коровина, Боровского… и такой позор! У нас не нашлось художника, чтобы сделать Евровидение. И дело даже не конкретно во мне. Просто сам факт. Вот я приезжаю в Европу, меня спрашивают — вы кто? Я отвечаю, что я сценический дизайнер из России. А они бы мне — о, вы, русские, классно сделали Евровидение! Это же заводит моду на нас в Европе, во всем мире. Сделали в 1992 году Альбервилль французы — стали их везде приглашать, в 2000-м в Сиднее австралийцы показали, что они могут — их стали звать работать на подобные мероприятия. А мы когда выйдем в мир? Если к нам Дима Билан, дай бог ему здоровья, привозит в страну Евровидение, а делают его не россияне? Теперь Олимпиада — что, давайте снова иностранцев позовем? А когда же будет мода на русских специалистов, русских художников?

    — В 2013 году в Казани пройдет Универсиада. Можно назвать ее подготовкой к Олимпийским Играм с вашей, дизайнерской точки зрения?
    — Могу раскрыть вам секрет — мы собрали в большую команду лучших специалистов в нашей стране и уже вовсю занимаемся подготовкой к Универсиаде. Поэтому в данном случае сосредоточусь на ней. Потому что там действительно есть реальный разговор и реальные предложения. И это не репетиция, это такое же мировое событие, где можно себя проявить на очень высоком уровне. И неизвестно еще, что будет лучше.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №6 (17-23 февраля 2010 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров