• Быстро бегать и кликать. Минспорт утвердил нормативы для киберспортсменов

    Министерство спорта РФ представило новый стандарт для киберспортсменов

    27.06.25 16:39

    Быстро бегать и кликать. Минспорт утвердил нормативы для киберспортсменов - фото

    Фото: DPA

    В январе 2026 года в России может появиться официальная система спортивной подготовки для киберспортсменов – с нормативами, тренировками и экипировкой.

    Минспорт разработал новый федеральный стандарт, который, возможно, все-таки будет принят, в отличие от двух предыдущих версий. Теперь, чтобы считаться спортсменом, кибератлету придется не только играть на соответствующем уровне, но и бегать, отжиматься и кликать мышкой с заданной скоростью.

    С первого взгляда проект кажется попыткой совместить несовместимое – цифровой мир и реальную физическую подготовку.

    Согласно документу, для получения квалификации юноши должны пробежать 30 метров за 5,8 секунды, девушки – за 6,1. Челночный бег тоже в программе, как и отжимания. Минимум 12 раз, и ты уже не просто игрок, а потенциальный мастер. Все это дополняется специфическим тестом на реакцию: за 30 секунд нужно не менее 180 раз нажать на левую кнопку мыши. Меньше – не прошел.

    Но это стандарты только для начального этапа. Для этапа высшего спортивного мастерства нормативы гораздо серьезнее. Например, отжаться юношам придется уже 43 раза, а девушкам – 17.

    Также появились требования к организациям, отвечающим за подготовку кибеспортсменов. Они обязаны не просто расставить по залу компьютеры, а обеспечить раздевалки, душевые, тренажерные залы и медпункты. И даже оплачивать дорогу и проживание участникам сборов и турниров. По сути, речь идет о подготовке полноценной инфраструктуры, как в любом другом виде спорта. Только вместо штанги – геймерский стул, а вместо мечей – клавиатура и мышь.

    242496027.jpg

    Становится понятно, что государство окончательно признало киберспорт не просто развлечением. Его включили в российский перечень признанных видов спорта (как «компьютерный спорт») в 2001 году, но в 2006 году исключили. Это произошло из-за того, что он не соответствовал критериям по развитию спорта.

    Министерство спорта повторно включило киберспорт в реестр в 2016 году, а в 2021-м правительственная комиссия утвердила дорожную карту развития дисциплины, включая программы в университетах. Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта.

    Новый стандарт –  логичное продолжение процесса. Или просто способ перевести систему киберспорта на язык, привычный для спортивных чиновников: нормативы, ступени подготовки, база, регламент.

    Пока реакция на документ противоречивая. Многим профессиональным игрокам сложно представить, как умение пройти челночный бег за 9 секунд влияет на микроконтроль в Dota 2 или стрельбу в CS. Но и отрицать, что здоровье и выносливость важны для игроков, тоже нельзя.

    Тем более международный киберспорт движется в сторону профессионализации, и разговоры о пользе физической активности давно стали частью внутренней культуры топ-команд.

    На практике же все будет зависеть от того, кто и как будет следить за выполнением этих требований. Если стандарты превратятся в формальность, ничего не изменится. Но если подход будет системным, это может стать началом нового этапа для российского киберспорта – с понятной системой подготовки, инфраструктурой и условиями для роста молодых игроков.

    506858921.jpg

    Фото: DPA.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»