• Два тайма режиссера

    04.02.09

    Автор: Спорт день за днём

    Исполнилось 110 лет со дня рождения создателя знаменитых картин о футболе

    За свои неполные шестьдесят ленинградский режиссер Семен Тимошенко успел снять почти двадцать фильмов. Но, пожалуй, лишь три из них — «Вратарь», «Запасной игрок» и «Небесный тихоход» — накрепко врезались в зрительскую память. Коробку с последней лентой я бережно отложу — она лирична, тепла, однако из нашей тематики выпадает — и сосредоточу внимание на двух футбольных картинах Семена Алексеевича, снятых на «Ленфильме».

    Первый тайм

    «Эй, вратарь, готовься к бою!»

    Фильм «Вратарь» по повести Льва Кассиля вознесся на вершину славы не сразу. Накануне его выхода на экран состоялся общественный просмотр, после которого одна «команда» — журналистов и критиков — яростно обрушилась на «противника» — творческую группу с режиссером во главе. Рецензии становились все резче, грубее и уже походили на порицание, грозившее перерасти в травлю: «Картина скучна, неинтересна…», «Вратарь» — далеко не шедевр…», «Надо делать картины серьезнее, лучше, культурнее…».

    Но у публики оказалось прямо противоположное мнение — ее фильм буквально восхитил. К тому же он оказался забавным, расцвеченным восхитительной музыкой Исаака Дунаевского. У героя картины Антона Кандидова появилась масса подражателей, и многие наши известные голкиперы позже признавались, что их любовь к футболу вспыхнула в зрительном зале. Песенный призыв «Эй, вратарь, готовься к бою…» отныне они воспринимали буквально…

    «Вратарь» напоминал сказку, а в ней, как известно, намек — добрым молодцам урок: пора уже не в мечтах, а наяву одолевать западных профессионалов. И казалось, что такое время уже не горами…

    От любви до ненависти, как известно, недалеко. И наоборот. Так случилось и с «Вратарем»: яростный хор сменили славословия. Возможно, журналистам указали на ошибки, и те, конечно же, их осознали.

    Перерыв

    Расстояние от одного до другого футбольного фильма у Тимошенко вышло длинным — в 17 лет. За это время Семен Алексеевич снял уже упомянутый «Небесный тихоход» и несколько картин, нынче известных разве что киноману. Правда, за это время он испробовал себя — с подачи Сергея Эйзенштейна — в роли актера. В «Иване Грозном», поставленном знаменитым режиссером, Тимошенко сыграл ливонского посла, исполнив это колоритно и, как полагалось по сценарию, пронзительно, даже зловеще. Потому образ зрителям запомнился…

    Второй тайм

    «Не только ноги нужны в футболе…»

    В «Запасном игроке» — между прочим, в нынешнем году фильму исполняется 55 лет — Тимошенко выполнил двойную работу: написал сценарий и осуществил постановку. Эту комедию можно считать… продолжением его известной работы. Сюжеты и 1937-го, и 1954-го — незатейливы, однако актуальны для того времени: вперед, к победе сквозь невзгоды и неудачи! Во «Вратаре» к ней мчится со всех ног Антон Кандидов, в «Запасном игроке» — Вася Веснушкин, сыгранный Вициным. В этой картине Георгий Михайлович, кстати, блеснул впервые…

     

    Конечно, Тимошенко подсобили и другие замечательные исполнители: Татьяна Конюхова, Николай Рыбников, Павел Кадочников, Сергей Филиппов, Марк Бернес. И, конечно, Дунаевский с его задорными песнями про то, что «не только ноги нужны в футболе — нужна в футболе, между прочим, голова!», и о том, что «нам года — не беда, если к цели стремишься большой».

    Стоит вспомнить, что Вицин сыграл футболиста вполне достоверно и «моложаво», хотя ему было в ту пору тридцать семь, а его герою — вдвое меньше. Кстати, в кино и театре лицедей часто и непринужденно взваливал на себя десяток-другой лет и так же легко этот «груз» сбрасывал.

    Кто тренировал Вицина и других футболистов? Это осталось за кадром, известно только, что перед съемками Георгий Михайлович ходил на стадион сбрасывать, как он сам выражался, лишний жирок.

    Остался и другой вопрос: а за кого, интересно, болел режиссер Тимошенко? Есть подозрение, что Семен Алексеевич симпатизировал киевскому «Динамо», звезды которого — Антон Идзков ский, Константин Щегодский, Иван Кузьменко и другие — по-красовались во «Вратаре».

    Что же касается «Запасного игрока», то там известных футбольных фигур замечено не было…

    Дополнительное время

    Как часто бывает в кино, фильмы Тимошенко затмили фигуру его создателя. А он слыл — сначала в театральном, а потом в кинематографическом мире — человеком заметным. Начинал с эстрады, потом перешел на серьезные подмостки. Затем пришла пора фильмов: немых и звуковых — трагедий, комедий, документальных лент. После «Запасного игрока» Семен Алексеевич лелеял замысел создать образ бесстрашного авиатора Уточкина. Увы, не довелось…


    Читайте Спорт день за днём в


    Новости партнёров