Французский журнал France Football опубликовал список лучших тренеров мира за всю историю игры. В нем на 6-м месте Валерий Лобановский и это признание. А если по-биатлонному (как раз по сезону) – в цветах! Что здесь самое интересное? Валерий Васильевич и по количеству завоеванных им на международной арене трофеев, и по их престижности существенно уступает соседям по опубликованному списку. Речь, следовательно, идет о признании того вклада в развитие футбола, который осуществил Лобановский, много работавший над тактикой любимой игры. Именно поэтому его теоретическое наследие изучают западноевропейские коллеги по сей день. Список, в целом, справедлив. Во главе его – изобретатель тотального футбола Ринус Михелс. Его выдающийся ученик Йохан Кройф в первой пятерке. «Футбол пошел по пути Рыжего», – признал правоту Лобановского перед своей кончиной Константин Бесков.
Летучие голландцы и их предшественники
Футбол с 1974 года идет по пути Генерала Михелса, и с этим не поспоришь. Различные тактические модернизации приветствуются, но глобально на планете царствует его тотальный футбол. На чемпионате мира-1974 «летучие голландцы» потрясли мир, повергнув его в восторг и восхищение. Их футбол был завораживающе красив. Михелс и его подопечные стали героями чемпионата, даже проиграв в финале. С тех пор Генерала стали почтительно именовать отцом тотального футбола. Но Михелс не изобретал его в кабинетной тиши, он немало повидал, успев к этому времени выиграть с «Аяксом» Кубок чемпионов. На Евро-1972 элементы тотального футбола уже можно было увидеть в игре победителей, сборной ФРГ. Именно так действовали Райнер Бонхоф, Херберт Виммер, Гюнтер Нетцер и, в первую очередь, Пауль Брайтнер.
Но, пожалуй, еще более наглядную версию тотального футбола в начале 70-х (название тогда еще не пришло) демонстрировало киевское «Динамо» Лобановского! В 1974-м едва ли не больше, чем гений Кройф, мир потрясли крайние защитники голландцев Руди Крол и Вим Сурбиер, игравшие по всей бровке, успевавшие и в защите, и в нападении, причем впереди действовавшие, как заправские крайние форварды. Но именно так в «Динамо» играли на флангах Владимир Трошкин и Виктор Матвиенко. Иное дело, что до первого серьезного успеха киевлян оставалось ждать еще несколько лет и они просто не успели громко заявить о себе.
11 проблемных лет
Но повторю, Лобановский не выигрывал Кубок чемпионов. Его максимальное достижение со сборной – второе место на Евро-88, где советская команда, кстати, уступила голландцам все того же Ринуса Михелса.
Уверен, французские журналисты из France Football учли, что звезд мирового уровня Валерию Васильевичу все же не хватало, хоть он и воспитал трех обладателей «Золотого мяча» – Олега Блохина, Игоря Беланова и Андрея Шевченко. Беланов играл и на ЕВРО-88, а в распоряжении Михелса были Марко Ван Бастен, Рууд Гуллит, Франк Райкаард и Рональд Куман – фантастическая плеяда!
Наверное, некоторых сложных моментов в работе Лобановского французы учесть не могли. Он дважды выигрывал Кубок обладателей Кубков, но между этими успехами – 11 лет. Непростых, потому что в еврокубках – череда поражений, в том числе и крайне обидных, от мало известных клубов, таких, как греческая «Ларисса» и корсиканская «Бастия». Лобановскому пришлось полностью сменить состав, побеждавший в 1975-м, пригласить друга и единомышленника Юрия Морозова, набрать молодежь и лепить из нее новую команду с единственным дядькой-наставником Олегом Блохиным (из тех, кто брал первый европейский трофей).
Оборотная сторона советской медали
В чем же дело? Времена были простые, советские, на «Динамо» работала вся футбольная Украина. Хозяин республики, первый секретарь ЦК Владимир Щербицкий лично следил за тем, чтоб никто не смел «зажать», не отпустить в столицу приглянувшегося Лобановскому и его штабу игрока. В те годы из 16-ти команд советской высшей лиги минимум 5, а иногда и 6 представляли Украину – самую футбольную республику страны. Да в таких условиях только и побеждай, тем более, звезд своих не теряя, в то время ведь нельзя было уехать играть за границу.
Но тут-то и «собака порылась». Я много беседовал на эту тему с Александром Сигизмундовичем Петрашевским, начавшим работать с Лобановским еще в «Днепре», а затем – начальником команды в «Динамо» до распада СССР. Ну, а потом Петрашевский перебрался к Юрию Семину в Москву, вот тогда он рассказывал мне много интересного. Петрашевский, кстати, обладал и неофициальным титулом «главного селекционера советского футбола». У него была своя версия 11-летия неудач на международной арене. После выигрыша Кубка обладателей Кубков в 1975-м и Суперкубка Европы у большинства киевлян заметно снизилась мотивация, требовательность к себе. Амбиции были удовлетворены. Оборотная сторона социалистической медали: уехать в западные топ-клубы, что-то там доказать и серьезно заработать те, бесспорно, классные футболисты все равно не могли. Иных для себя новых вызовов не видели. А поэтому в их отношении к футболу появилась легкая прохладца, с которой, как мог, боролся Лобановский, славившийся своей требовательностью.
Про него говорили, что он мог в любую секунду позвонить Щербицкому. Петрашевский это подтверждал, но добавлял важную деталь: то же самое после своего триумфа могли сделать и некоторые футболисты «Динамо». А это значит, что пойти на хирургические меры наставник не мог. Ему помогло лишь время. Когда победители Кубка-1975 сошли, Лобановский при помощи Морозова набрал новый состав, состоявший из талантливых футболистов, подлинно голодных до побед и потому предельно амбициозных, и выстроил из них великолепный ансамбль.
Так что, не все было столь гладко в работе этого удивительного Тренера, как могло показаться.