• Главный тренер «Лады» Сергей Светлов: Сейчас тактика идет в ущерб технике

    05.06.15 01:54

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Олимпийский чемпион Калгари-88 Сергей Светлов объяснил, почему в его бытность игроком результативность была заметно выше, сравнил работу тренера и хирурга, подвел итоги возвращения «Лады» в КХЛ и дал ряд субъективных оценок особенностям уходящего сезона.

    При встрече с Кинэном было не до воспоминаний

    — Сейчас большинство важных матчей не отличаются результативностью. Вместе с тем, если вспомнить знаменитый финал Кубка Канады — 87, то там соперники забрасывали в общей сложности по 11 шайб — в каждой из трех игр. Что изменилось с тех пор?
    — В те времена упор делали на индивидуальное мастерство и техническую подготовку. Сейчас очень много внимания уделяется тактике. Начиная с детских команд. И зачастую — в ущерб технической подготовке. Тренеры досконально разбирают игру соперников. Игроки очень строго действуют по тактическому заданию. Случаются матчи, где соперники вообще практически не совершают ошибок. Особенно это касается матчей плей-офф, где цена каждой ошибки неимоверно высока. Поэтому каждая заброшенная шайба в матчах равных соперников дается командам с большим трудом.

    — В КХЛ за последние годы работало немало специалистов, против которых вы играли еще в сборной СССР. Взять того же Майка Кинэна, тренировавшего сборную родоначальников хоккея на Кубке Канады — 87. Не вспоминаете с ними славные годы соперничества?
    — График игр очень напряженный. Поэтому свободного времени для того, чтобы предаваться воспоминаниям, не было. Несколькими фразами до или после пресс-конференций удавалось переброситься. Как правило, сразу после закончившегося матча уже думаешь о следующей игре.

    — Вы, кстати, очень эмоционально ведете себя во время игр. Наверное, нелегко после этого заснуть?
    — Особенно непросто, признаюсь, приходится после поражений. Как не старайся, а мысли крутятся вокруг игры. Бывает, что вздремнешь пару часиков, после чего опять мысленно прокручиваешь в голове какие-то моменты. Стараюсь, конечно, как-то переключиться. Книжку почитать. Фильм посмотреть. Активные физические нагрузки помогают.

     

    Представьте съемочную группу в операционной

    — А как у вас складываются отношения с Интернетом? Читаете, что болельщики пишут?
    — К сожалению, в Интернете редко встретишь грамотное мнение. В основном преобладают эмоции. Поэтому признаюсь, что не слежу внимательно за всем, что пишут в Интернете, и не придаю этому большого значения.

    — Однако Интернету принадлежит сейчас особое место в коммуникациях с болельщиками, особенно — социальным сетям. Как отнесетесь к тому, что ваш игрок будет вести активную деятельность в соцсетях — по примеру, скажем, футболиста Романа Широкова?
    — В принципе, ничего страшного в этом не вижу. Но общение в социальных сетях накладывает большую ответственность на игрока. Молодой человек должен понимать, что является публичной фигурой. По его поведению будут судить о клубе. И любая необдуманная запись может бросить тень на репутацию большого коллектива. Пожалуйста, общайтесь в социальных сетях, пишите, размещайте фото. Но надо четко себе представлять границы дозволенного.

    — Как относитесь к тому, что журналисты, желая удовлетворить любопытство болельщиков, стремятся проникнуть в раздевалку, готовы, как в свое время в НХЛ, взять комментарий в самый разгар игры? Или, скажем, в рамках «Русской классики» в прошлом году прицепили микрофоны к пиджакам тренеров, вели запись в раздевалках во время предматчевой установки, в ходе перерывов…
    — Отношение двоякое. С одной стороны, понятно, что все это делается для увеличения интереса со стороны зрителей. И я с пониманием к этому отношусь: даже после очень тяжелых матчей не отказываюсь от общения на пресс-конференциях, не возражаю, если приглашают игроков. Но — строго после игры! Перед матчем и во время него ничто не должно отвлекать — ни хоккеистов, ни тренеров!..

    — Простите, что перебью, но сами игроки год назад рассказывали, что довольно быстро привыкали к присутствию видеооператора в раздевалке и быстро о нем забывали…
    — Вздор! Ребята могут не отдавать себе в этом отчета, но сохранить полную концентрацию в такой ситуации невозможно. Чем это чревато? Хоккей — контактный вид спорта, и потеря концентрации может привести к травме. Также я убежден, что вмешательство прессы во время игры отражается на ее качестве. Такой вот парадокс. Журналисты стремятся получить более интересное зрелище, но в итоге мешают хоккеистам и тренерам качественно делать свою работу. Ну представьте себе, что съемочная группа врывается в операционную и начинает отвлекать хирурга. Я думаю, это примерно такой же случай. И ничего хорошего из этого не выйдет.

    Мало мастерства, но мы растем

    — Давайте теперь перейдем к делам клубным. Довольны проделанной по ходу сезона работой в «Ладе»?
    — Если брать в целом, то доволен. Давайте вспомним, что мы одними из последних начали собирать команду. Еще в мае у нас не было ни тренерского штаба, ни игроков. К тому времени многие хорошие хоккеисты уже определились со своим будущим и подписали контракты. Опять же у нас не было огромного бюджета, чтобы собрать команду. В июле мы продолжали больше заниматься селекцией, чем работать с командой над тактикой, специальной подготовкой. Потом уже приходилось все наверстывать по ходу сезона.

    И к концу чемпионата нам удалось добиться, я считаю, огромного прогресса. У «Лады» появилось лицо. Она показывала достойную игру. Появились результаты. И на заключительных матчах в Тольятти у нас были аншлаги. Хоккей, который показывала команда, болельщикам понравился. Поэтому проделанной в ходе сезона работой я доволен. Многие ребята провели свои лучшие сезоны в КХЛ. Содержанием игры, атмосферой в команде, качеством тренировочного процесса я доволен. Другое дело, что поставленную задачу на сезон мы не выполнили и в плей-офф не вышли. Так что ощущение от проведенного сезона у меня двоякое.

    — По заброшенным шайбам «Лада» в КХЛ опередила только «Кузню» и «Амур»…
    — В «Кузне» тоже молодая команда. Но там они могут черпать резервы из собственной школы. А у нас, к сожалению, за годы отсутствия «Лады» в КХЛ многое было утрачено. Потребуется от трех до пяти лет, чтобы восстановить потерянное. Так что сравнение с Новокузнецком, где школа обеспечивает приток молодых игроков в команду, не в пользу «Лады». К тому же у «Кузни» уже сформирован костяк, который не первый год играет в КХЛ. При всех сравнениях об этом не надо забывать. Как и о том, что Новокузнецк в ходе сезона занимал 6-е место в Восточной конференции. Что касается «Лады», то у нас в составе изначально не было записных снайперов. Сравните статистику игроков, которые к нам пришли, в предыдущих клубах и в Тольятти. Прогресс налицо. Некоторые у нас за сезон забросили больше шайб и набрали больше очков, чем за всю предыдущую карьеру в КХЛ. Поэтому мы сейчас хотим сохранить костяк коллектива и точечно его усилить.

    — Обвал курса рубля в разгар сезона как-то повлиял на команду, на отношение легионеров к делу, на результаты?
    — Нас это коснулось в той же степени, что и остальных клубов. Каких-то демаршей у нас не было. Все клубы, хоккеисты и тренеры оказались в равных условиях. Поэтому я не думаю, что падение курса рубля как-то отразилось на результате.

    — Хорошо, согласны с тем, что в минувшем сезоне особенно заметно превосходство «Запада» над «Востоком»?
    — Если взять сухую статистику, то у клубов Западной конференции действительно побольше очков, чем у команд «Востока». Но более правильно было бы смотреть, наверное, как команды играли против соперников из другой конференции, нежели внутри своей. И тут опять сложно будет получить объективную картину по одной-двум играм. «Лада», к примеру, сыграла против большинства команд «Запада» еще в начале сезона, в сентябре. Сложно сделать выводы по этим матчам.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров