Нынешняя система лишила Ханю третьего олимпийского золота
Фигурное катание – несправедливый вид спорта. По крайней мере, в современных реалиях. И это при том, что есть абсолютно четкие и подробные критерии оценивания. Просто их, видимо, воспринимают как рекомендации, соблюдать которые совершенно необязательно. Иначе как еще объяснить происходящее?
За примером далеко ходить не надо. На официальном сайте Международного союза конькобежцев (ISU) есть видеометодички. В них программы двукратного олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю представлены как пример исполнения элементов, за которое должны ставиться высокие GOE. Но если вы посмотрите в судейские протоколы за последние несколько лет, никаких высоких GOE у Ханю вы там не найдете, даже если будете искать очень тщательно.
Думаю, не стоит объяснять, что дело тут далеко не в том, что Юдзуру внезапно разучился прыгать, делать вращения и дорожки шагов.
Вы наверняка хотя бы раз слышали от комментаторов фразу: «Судьи не увидели». Фактически это означает: «Намеренно закрыли глаза», потому что как можно что-то не увидеть, когда все происходит буквально под вашим носом, а потом еще можно сколько угодно раз посмотреть повтор?
Но, возможно, с беспределом в фигурном катании будет покончено. По крайней мере, на это есть надежда. Не так давно появилась новость, что ISU хочет внедрить в судейство искусственный интеллект, с помощью которого будет подсчитываться количество оборотов прыжка, а также оцениваться степень докрученности и преротация при отталкивании.
Говоря проще, компьютер будет сравнивать траекторию прыжка фигуриста с идеальной версией, высчитывая все погрешности и неточности. Если он будет самостоятельно проставлять все Q и галки, не увидеть недокрут уже не получится. Мы докажем необходимость этих изменений в судействе на главном старте четырехлетия – Олимпийских играх.
На них, кстати, обещали использовать сразу шесть камер для ИИ-захвата прыжков, но в итоге зрители увидели повторы элементов только с трех ракурсов. К слову, все недокруты были видны и на них, но технически никак не фиксировались. С новой системой это должно стать неизбежно.
Еще одна причина, по которой мы берем именно Олимпиаду, а не только что завершившийся чемпионат мира, заключается в том, что пекинские результаты не имеют ничего общего с реальным положением дел в фигурном катании. То, что произошло там, не иначе как аферой века не назовешь. А чемпионаты мира, проходящие в один год с Олимпийскими играми, всегда, даже при условии участия россиян, котировались не очень высоко.
«Спорт День за Днем» уже публиковал материал с разбором программ Нейтана Чена, доказывающий, что он не накатал на олимпийское золото. Теперь мы пойдем дальше и разберем программы фигуристов, занявших со второго по четвертое место, чтобы узнать, кто в действительности должен был стать олимпийским чемпионом Пекина.
Начнем с серебряного призера – японца Юмы Кагиямы. Но перед этим напомним о существующем своде правил, составленном ISU. Для того, чтобы получить +4 и +5 GOE, необходимо соблюсти первые три пункта.
1. Очень хорошая высота и пролетность прыжков (и в последовательности прыжков в каскаде).
2. Хороший отрыв и приземление.
3. Легкость (включая ритм в прыжковой комбинации).
4. Шаги до прыжка, неожиданный или креативный заход.
5. Хорошая позиция тела с отрыва до приземления.
6. Элемент попадает в музыку.
Протокол короткой программы:
Прыжок докручен, но нет легкости на приземлении, к тому же Юма приземлился не на то ребро, поэтому, по всем правилам ISU, нельзя ставить положительное GOE.
На первом тулупе небольшой недокрут, который не наказывается, а вот за недокрут на втором тулупе идет снижение. Плюс приземление на плоское ребро с переходом на внешнее, а также нарушен тайминг.
Нет попадания в музыку, неэстетичные позиции и переход.
Нарушена ось прыжка и при приземлении переход с ребра на ребро. Здесь же можно заметить балалайку – группировку с захлестыванием почти всей голени свободной ноги за опорную на уровне колена и выше при сведенных вместе и обычно завернутых бедрах. Это считается ошибкой.
[Звездочкой (*) отмечены элементы в бонусной зоне]
Хорошая скорость, безусильность, но нет четкого попадания в музыку и оригинальности, а также на волчке нарушена центровка.
Выполнена на +3, но большинство шагов на правой ноге, не все повороты качественные, к тому же Юма споткнулся, поэтому идет снижение GOE.
Неудачный переход, из-за чего только +3GOE.
Компоненты мы берем из альтернативных протоколов анонимного судьи международной категории. Перед Олимпиадой он создал аккаунт в одной из всемирно известных социальных сетей, где пересчитывал оценки фигуристов. Но это оценки без учета недокрутов. Он пересчитывал исключительно GOE и компоненты, не добавляя Q и галки, потому что это работа технического контролера.
При приземлении переход с внутреннего ребра в приседе на глубокое внешнее.
Недокрут больше 90 градусов, приземление на две ноги и касание льда рукой, но падения, как указано в протоколе, не было. Здесь судьи, на удивление, не накинули баллов, а отобрали их, хоть и немного.
По сравнению с предыдущими, этот прыжок вышел достаточно легким, в докрут, но не были выполнены все критерии для максимальных надбавок.
Аналогичная ситуация. Нет музыкального акцента и интересного выезда, но в целом каскад выполнен чисто.
Мало оборотов в позиции, плохая скорость и тяжелый переход.
Неясный переход.
Переход с ребра на ребро, а также небольшая пауза между четверным тулупом и ойлером.
Тяжелое приземление с риттбергера на плоское ребро и переход на внешнее.
Сам прыжок выполнен на +2, но за приземление с недокрутом в 70 градусов ставится -1, а у Юмы также переход с внутреннего грубокого ребра на глубокое внешнее, за что ставится еще -1. Итого 0.
Аннулирована. Помимо двух корабликов, сделанных по кругу, ничего нет.
Хорошая скорость, сидячие позиции и переход, но потерял центровку на волчке.
Потерянная центровка на либеле, тяжелый переход и снижение скорости на заключительном волчке, что снова привело к смещению центровки.
Протокол короткой программы:
Недокрут больше 90 градусов.
Недокрут на обоих прыжках и касание льда рукой.
Опущенное бедро на либеле и немного смещенная центровка.
Недокрут больше 90 градусов и жесткое приземление на зубец.
В волчке повело по льду, нет четкой смены позиции, да и в целом Шома больше стоял, чем сидел.
Все шаги на плоских ребрах.
Неэстетичные позиции.
В действительности компоненты можно поставить еще ниже. Из-за скольжения на плоских ребрах и минимального присутствия транзишнов. В сумме получается 75.49 балла, что на 30.41 балла меньше, чем в официальном протоколе. Разница даже больше, чем у Кагиямы.
Протокол произвольной программы:
Недокрут больше 90 градусов и на приземлении переход с плоского ребра на внешнее.
Такая же ситуация, как и с четверным риттбергером.
Падение. Автоматически ставится -5GOE, а также -1 балл дедакшн.
Недокрут 90 градусов.
Опущенное бедро на либеле и волчке, проблемы с центровкой.
Аннулирована. Нет никакой хорерографии, только подсечки с одним корабликом, и не выполнен критерий покрытия 2/3 катка.
Недокрут больше 90 градусов.
Недокрут больше 90 градусов на обоих прыжках.
Недокрут больше 90 градусов на акселе.
Мало оборотов, а в волчке неправильная позиция.
Споткнулся на входе, но на этот раз есть креативная позиция, выполнено нужное количество оборотов и не слетела центровка.
Много коротких шагов на плоских ребрах. Подпрыжки для придания скорости, а также очень резкая остановка в финальную позу, что создает эффект незаконченности.
За произвольную программу получается 138,50 балла, а в сумме с короткой – 213.99 балла. Судьи же поставили Уно 293 балла. Разница – практически 80 баллов! Некоторые фигуристы получают столько за короткую программу.
Последним разберем программы двукратного олимпийского чемпиона японца Юдзуру Ханю, ставшего в Пекине четвертым.
Протокол короткой программы:
Ханю попал коньком в яму на льду, не смог набрать достаточную высоту для прыжка и в итоге сделал бабочку. Одинарные прыжки у мужчин не засчитываются.
На обоих тулупах ненаказуемые недокруты. Но из-за недокрута на тройном получился не очень хороший выезд. Также этот прыжок получился недостаточно пролетным, поэтому только +3GOE.
Слишком мощно зашел на элемент и не смог проконтролировать приземление во вращение. Повело на либеле.
Перекрутил, поэтому немного занесло, а на выезде пришлось сделать небольшую паузу.
Стоит отметить, что Ханю выполнил все критерии и сделал сложнейший заход с кросс-роллов в выкрюк. Но он решил усложнить выезд с прыжка не только твизлами, но и сложенной на груди рукой, что могло привести к падению. Однако он устоял на выезде. Таким образом, он пожертвовал максимальными GOE (вместо +5 получил +3) и пошел на риск ради более сложного исполнения.
В целом очень хорошее вращение, но нет требуемых для максимальных GOE оригинальности и необычности, а также в некоторых моментах не стопроцентное попадание в музыку.
Та самая дорожка шагов из методички ISU. Мало того, что она сама по себе очень сложная, так еще и исполнена безошибочно с выполнением всех критериев.
Эстетичные позы и переходы, оригинальность и попадание во все ноты.
По правилам ISU, бабочка не считается ошибкой, за которую следуют снижать компоненты, поэтому в теории Ханю можно было ставить не 47.75, а все 50.
Сумма за короткую программу – 94.96 балла. Это на 0.19 меньше, чем в официальном протоколе.
Протокол произвольной программы:
Недокрут больше 90 градусов, из-за чего была снижена базовая стоимость прыжка, и падение.
Гислен Бриан, один из тренеров Ханю, специализирующийся на технике прыжков, в своем интервью заявил, что, по его мнению, эта попытка сделать четверной аксель была наиболее удачной и что в таком прыжке, где больше четырех оборотов, за недокрут 90 градусов должны ставить не галку, а Q.
Он считает, что Юдзуру недокрутил четверть, но, к сожалению, недокрут чуть больше – около ста градусов, которые действительно могут выглядеть как четверть, но все равно наказываются галкой.
Недокрут 70 градусов. Это не Q, и не галка. Но за падение ставится -5GOE.
Оба прыжка докручены. Хорошее приземление, пролетность и высота.
Нет сложного захода и неясный музыкальный акцент, но все остальные критерии выполнены.
Хорошее вращение, но не хватает скорости и стопроцентного падания в музыку.
Как и в короткой программе, дорожка выполнена идеально.
На четверном тулупе недокрут 90 градусов, на тройном – 50 градусов. В остальном каскад хороший: верное ребро на выезде, хорошие пролет и высота, соблюден тайминг.
На тулупе небольшой недокрут, из-за которого повело на бок на выезде. Это также привело к нарушению тайминга, поэтому не больше, чем +2GOE.
Чистый прыжок с выполнением всех критериев.
Отлично выполненная дорожка, в которой, в отличие от программ других участников разбора, действительно присутствует хореография.
Оригинальные и эстетичные позиции, хороший переход, скорость и центровка.
Уровень указан с V, потому что в волчке вместо трех оборотов сделано два. Нет оригинальности поз и сильного ускорения, но Ханю усложнил элемент положением рук.
За произвольную программу получается 187.10 балла, а в сумме с короткой – 282.06 балла, что на 1.15 меньше, чем в официальном протоколе. Выходит, в случае с Ханю судьи оказались более-менее справедливы, но все равно повлияли на результат, закрыв глаза на ошибки других.
Ситуация с последним вращением Юдзуру – очень показательная. Он вращался на большой скорости, но это не помешало судьям заметить, что ему не хватило пол-оборота, и поставить знак «V», снижающий базовую стоимость. Значит, они все прекрасно видят, но почему-то это касается не всех фигуристов. Внедрение искусственного интеллекта должно решить эту проблему. Но будет ли это так, покажет время.
Вот как выглядит альтернативное распределение мест на основе нашего разбора:
1. Юдзуру Ханю (Япония) – 282.06 балла
2. Юма Кагияма (Япония) – 256.87
3. Шома Уно (Япония) – 213.99
4. Нейтан Чен (США) – 210.53