29 июля состоялся совет директоров КХЛ. На нем было принято много решений, в том числе:
-
перенос дедлайна трансферного окна с 27 декабря на 25 января;
-
сокращение послематчевой буллитной серии с 5 до 3 бросков;
-
Вратарям для получения статуса «Неограниченно свободный агент» необходимо сыграть 200 матчей при условии достижения хоккеистом возраста 28 лет.
Но, пожалуй, самое глобальное изменение, которое отразится на будущем всей КХЛ, – ужесточение правил приема в лигу.
-
Раньше для попадания в КХЛ достаточно было иметь арену вместимостью 5500 человек.
-
Теперь критерии стали строже. Клубы, которые базируются в городах с населением меньше 500 тыс. человек, должны иметь стадионы вместимостью 7500 человек. А клубы из городов, чье население выше 500 тыс. человек, обязаны иметь арену вместимостью 9000 человек.
На первый взгляд, изменение кажется правильным. КХЛ берет пример с НХЛ, для вступления в которую нужно иметь финансовые гарантии и хорошую инфраструктурную базу. Вроде как лига заботится о качестве продукта, чтобы телевещатели показывали матчи из светлых стадионов, а не из старых сараев.
Но такой взгляд верен, если рассматривать ситуацию в вакууме. А если опираться на российские реалии, то оказывается, что совет директоров принял крайне вредное решение.
Больше не осталось кандидатов на вступление в КХЛ
В сезоне 2025/26 в КХЛ будут представлены всего 22 клуба – минимальное количество за всю историю лиги. Мы много раз подчеркивали, что это снижает ценность регулярного чемпионата.
От каждой конференции в плей-офф будут попадать 8 из 11 клубов – 73% участников. Из-за этого для большинства команд регулярка уже в январе превратится в продолжительный полутоварищеский турнир, представляющий из себя подготовку к плей-офф.
Решить эту проблему можно двумя способами:
-
Сократить количество мест в плей-офф. Но клубы на это не пойдут – руководители не дураки, чтобы осложнять себе жизнь.
-
Увеличить число участников не в этом, так в следующем сезоне.
В идеальном мире КХЛ должна быть заинтересованной в расширении. Но вводя жесткие критерии, совет директоров закрывает дверь перед новыми клубами. Теперь ни одна команда из второй лиги страны, ВХЛ, не соответствует новым правилам.
Только у одного клуба в ВХЛ стадион вмещает больше 7500 человек – у петербургского «Динамо». Под своими сводами дворец спорта «Юбилейный» может собрать 7600 человек. Однако даже при наличии ресурсов «Динамо» не сможет вступить в КХЛ, потому что представляет город с населением 5,6 млн человек. Поэтому «Динамо» нужен 9-тысячный стадион.
Фото: ХК «Динамо» (Санкт-Петербург)
В Санкт-Петербурге есть соответствующая инфраструктура, но она сейчас занята:
-
В Ледовом дворце (12 тыс.) будет играть СКА.
-
На «СКА Арене» (23 тыс.) будет выступать «Куньлунь Ред Стар».
В апреле мы составляли список клубов, которые могли бы войти в лигу. Так, вот, можете забыть об этом списке, ведь теперь их шансы значительно снизились:
-
АКМ (Тула) – имеет финансовые ресурсы и с большой охотой взялся за реконструкцию 3,5-тысячного Ледового дворца. Клуб был готов увеличить вместимость арены до требуемых ранее 5,5 тысяч мест. Найдутся ли теперь деньги на дополнительное расширение стадиона? Большой вопрос.
-
«Норильск» – был готов взяться за реконструкцию дворца спорта «Арктика» (2184 человека). Возможно, ради КХЛ увеличат вместимость на 5400 мест, но это вилами по воде писано.
-
«Сокол» (Красноярск) – имеет большие проблемы с финансами, но рассматривался как кандидат из-за современной 7-тысячной «Платинум Арены», построенной к Универсиаде-2019. Наличие готовой инфраструктуры могло привлечь инвесторов. Но зачем им теперь заходить, когда придется раскошелиться на расширение стадиона до 9000 мест (население Красноярска – 1,2 млн чел.)?
И уж вряд ли новые критерии станут мотивацией для губернаторов и бизнесменов к обновлению инфраструктуры в регионах.
Треть клубов КХЛ не соответствуют новым критериям
Самое забавное, что новым критериям КХЛ не соответствуют восемь ее членов (36% участников), в том числе два топ-клуба: «Трактор» и «Ак Барс»:
«Трактор», действительно, нуждается в расширении арены, ведь болельщицкий спрос сильно превышает предложение. Но ирония в том, что правительство Челябинской области откладывает реконструкцию стадиона. И руководствуется оно не коммерческими критериями, а сугубо – спортивными:
«Разговор, что в Челябинске появится новая хоккейная арена, если „Трактор“ завоюет Кубок Гагарина, с командой был. Регион нуждаются в большой арене и могу подтвердить свои слова», — заявил губернатор Челябинской области Алексей Текслер («Матч ТВ»).
Возможно, в совете директоров КХЛ рассчитывают на то, что новые критерии замотивируют компании и регионы строить новые арены.
В НХЛ это так и работает. Только в Северной Америке хоккейный клуб – это выгодное бизнес-вложение, которое может приносить прибыль.
В России хоккейный клуб – это убыточная социальная нагрузка на регион или компанию. Ее будут нести, возможно, даже с некоторой гордостью. Но будут ли готовы региональные правительства вкладывать миллиарды в новые стадионы, когда министр экономического развития России Максим Решетников говорит о наступающей рецессии? Есть сомнения.
Вот, и в обеспеченной Челябинской области строительство нового стадиона максимально оттягивают. Но у «Трактора» хотя бы есть понятное и с его ресурсами достижимое условие реконструкции стадиона – выигрыш Кубка Гагарина.
А вот, чем мотивировать бизнесменов и чиновников клубам из ВХЛ? Вряд-ли победа в Кубке Петрова так их вдохновит, что они пойдут на дорогостоящее строительство стадиона.
Вот, и выходит, что руководство КХЛ хочет лигу с новыми передовыми клубами. Только новые клубы с такими правилами оно не получит ни в каком виде.