В самом начале декабря петербургские дзюдоисты, воспитанники легендарного «Клуба Дзюдо Турбостроитель», чемпионы мира Инал Тасоев, Арман Адамян, бронзовая призерка ОИ Мадина Таймазова, а также Аюб Блиев и Глафира Борисова приняли участие в международном турнире Большого шлема в Токио. Уже во вторник двое первых вместе с олимпийским чемпионом Тагиром Хайбулаевым посетили стенд Санкт-Петербурга на выставке «Россия» в Москве. Спортсмены выступили перед многочисленными посетителями выставки, провели длительные автограф-сессии, в которых принял участие и их тренер Михаил Рахлин. Президент «Клуба Дзюдо Турбостроитель» и Федерации дзюдо Санкт-Петербурга прокомментировал для «Спорта День за Днем» японский вояж своих воспитанников, который, судя по всему, говорит о том, что российское дзюдо уже крепко вернулось на международную арену.
– Это был долгожданный вызов, заметно, что их становится все больше. Тем более, что Япония – Мекка дзюдо, а значимость этого турнира подчеркивалась тем, что в каждом весе было по четыре японца, обычно два. Совершенно другая проверка на прочность. Мы рады любой возможности участвовать в крупных соревнованиях, их не так много, как хотелось бы, а рейтинговые очки спортсменам нужны. В обычном режиме мы бы спокойно распределяли нагрузки, отдых и восстановление на весь соревновательный год, а так получается, что участвуем уже в четвертом турнире подряд в режиме нон-стоп. В нормальном режиме так не готовятся. Но Инал и Арман – лидеры, а лидеры должны тащить за собой весь состав. Те, кто сзади – им всегда чуть легче, они в эмоциональной «трубе», если образно. Утомление ребят сказывается. Поговорили, например, с Арманом, стало понятно, что под постоянным давлением не хватает в первую очередь эмоциональной энергии. Но то, что он немного оступился именно сейчас, даже хорошо – у нас будет время все продумать и скорректировать. Что касается Инала, то у него, на первый взгляд, все хорошо, есть победы, но это все равно немного не он. Не хватает запала, голода до драки. Когда ты весь «звенишь» - только подумал, сразу сделал, и все получилось. Сейчас не так.
– Каким образом собираетесь корректировать ситуацию?
– Построим оставшийся этап подготовки с учетом этих вводных, собственно, и все. Чемпионом навсегда стать не под силу никому.
– Как себя ощущает Мадина Таймазова, которая потеряла сознание после удушающего приема в поединке за бронзу?
– С ней все хорошо. Боролась за выход в финал, уступила схваточку… Но это не у нее выиграли, а она проиграла. Такое тоже случается. Все делала правильно, была лучше соперницы, но где-то допустила ошибочку, где-то судьи недоглядели, где-то поддалась эмоциям. В полуфинале получила легкую травму плеча, вышла на поединок за третье место, хотя тренеры предупреждали, что не стоит в таком состоянии. Но Мадина хотела победить, и, к сожалению, проиграла, потому что не могла бороться даже вполсилы. Сейчас нужно залечить травму, успокоиться, и продолжать готовиться. Все хорошо у нее, все хорошо и у ребят. Повторю: относительная неудача произошла как нельзя вовремя. Ничего нового, у нас такое уже бывало, и мы справлялись, становились сильнее и мудрее. Верю в этих ребят, не сомневаюсь в них.
– Какая была обстановка в Токио? Как ощущали себя наши спортсмены?
– Абсолютно доброжелательная. Они так часто пересекаются с международными спортсменами в последнее время, что уже все снова стало привычным. Вот когда после долгого перерыва первый раз приехали на соревнования, ребята говорили: «Вышли в зал, видим всех наших товарищей по спорту. Повисла какая-то пауза, секунд в 30-60, а потом первое приветствие – и все, даже та легкая настороженность развеялась, словно и не было ничего. Даже с украинскими атлетами все было ровно, без избыточного напряжения. Рабочая обстановка.
– Какой-то мостик можно проложить между этой серией соревнований и потенциальным участием наших дзюдоистов в Олимпийских играх?
– Не будем ничего прокладывать. Ребята готовятся и верят, что у них будет шанс проявить себя. Их задача – быть сильными и готовыми в нужный момент проявить все свои лучшие качества, не прислушиваясь ни к каким разговорам и сплетням. Вопрос участия в Играх же – на спортивных функционерах, на Минспорта, на федерациях дзюдо.