• Наследный шейх

    ФИФА

    15.05.11 16:39

    Наследный шейх - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Сменив Блаттера на бен Хаммама, футбольное сообщество, скорее всего, ничего не приобретет. Нынешний президент Азиатской конфедерации футбола привык играть по правилам, существующим в ФИФА.

    Мохаммед бен Хаммам – серьезный соперник Зеппа Блаттера на предстоящих в начале июня выборах президента ФИФА. И дело не только в возрасте, хотя арабский бизнесмен на 13 лет моложе своего конкурента. Просто бен Хаммам знает слишком много такого, о чем Блаттеру не хотелось бы распространяться. За свою долгую карьеру в исполкоме ФИФА он был свидетелем целого ряда закулисных маневров действующего руководителя мирового футбола.

    Первые шаги

    Молодой арабский бизнесмен, избранный в руководящий орган мировой футбольной федерации в 1996 году, почти сразу оказался на переднем крае борьбы за президентское кресло, которую вели тогдашний генеральный секретарь Йозеф Блаттер и глава УЕФА Леннарт Юханссон. На конгрессе в Париже, где проходили выборы главы мирового футбола, бен Хаммам немало сделал для Блаттера. Как пишет в своей нашумевшей книге «Как они обокрали игру» английский журналист Дэвид Яллоп, бен Хаммам выполнял указание могущественного правителя Катара шейха Хамада бен Халифа Тани, который возложил на него обязанность помочь Блаттеру в процедуре «добора» недостающих для победы голосов. Эмир сделал ставку на швейцарца и даже предоставил кандидату в пользование личный «Боинг-747», на котором тот мог без особых хлопот передвигаться для своих агитационных целей. В парижском отеле «Меридиен», где остановилось большинство участников конгресса ФИФА, бен Хаммам развил невероятную активность. Голос в пользу преемника Авеланжа стоил 50 тысяч долларов. С учетом того, что шейх выделил на подкуп около 1 млн долларов, становится понятным, как Юханссон потерял 20 голосов, решивших в итоге исход выборов.

    Впрочем, этими действиями помощь бен Хаммама Блаттеру не ограничилась. Он по сей день руководит программой «Гол», которая оказывает материальную помощь слаборазвитым в футбольном отношении странам. На протяжении всего периода правления Блаттера эта программа негласно использовалась как политический инструмент – для лоббирования интересов швейцарца. В распоряжение местных федераций поступали отчисления от прибылей ФИФА, оказывалась помощь в возведении помпезных административных зданий, тренировочных центров и футбольных полей. Естественно, справед­ливое перераспределение средств целиком ассоциировалось с именем руководителя этой организации. Любопытно, что, придя к власти в Азиатской конфедерации футбола, бен Хаммам стал инициатором создания местного варианта программы «Гол», который получил громкое название «Азиатские мечты».

     

    В 2002 году бен Хаммам оказался в центре еще одного скандала. Немалое количество билетов на игры чемпионата мира в Японии и Корее, продававшееся спекулянтами, было оформлено на имя действующего члена исполкома ФИФА. Еще один английский журналист Эндрю Дженнингс, пытавшийся разобраться в хитросплетениях закулисной жизни ФИФА, писал: «На игре 2 июня Англия – Швеция находился целый ряд бен Хаммамов. Один сердитый английский болельщик сказал мне: «Придя на стадион “Саитама”, я поговорил там с болельщиками, сидевшими на одном ряду, у них всех на билетах значилось одно и то же имя. Это позор». Выяснилось, что билеты продавались на 500 долларов выше номинала агентством Razor Gator, через японский офис которого можно было попасть едва ли не на любой матч первенства мира. Естественно, с немалой переплатой. Бен Хаммам о случившемся не знал и, как заявили официальные лица ФИФА, был очень расстроен из-за произошедшего. Скорее всего, богатого катарского бизнесмена просто подставили подчиненные, но нанесенный его имиджу ущерб оказался весьма значительным.

    Наконец, бен Хаммам не мог не знать о готовящейся взаимной поддержке Испании и Катара на проходивших в прошлом декабре выборах стран – организаторов чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. Даже президент ФИФА Блаттер признал наличие этого сговора, о котором накануне выборов прожужжали все уши английские бульварные издания. Однако бен Хаммам не раз и не два отрицал подобную возможность. Видимо, уже тогда его внимание было сосредоточено на предстоящей борьбе за кресло президента ФИФА.

    ...А табачок врозь

    На протяжении всего своего срока пребывания в руководстве ФИФА бен Хаммам не ставил под сомнение политику руководства. Преклонение перед высоким начальством было настолько велико, что в какой-то момент арабский бизнесмен даже удостоился прозви­ща «носильщик Блаттера». Что же подвигло катарца внезапно бросить вызов действующему президенту мирового футбола? Во-первых, немалые амбиции, о которых известно уже давно. С другой стороны, удобный момент – после победы на выборах в Цюрихе арабское влияние в футбольном мире достигло максимума.

    Не менее важную роль сыгра­ла и размолвка с Блаттером в 2009 году, когда президент ФИФА, действуя за кулисами, попы­тался лишить бен Хаммама членства в исполкоме своей организации. Воспользовавшись тем, что на место в ареопаге претендовал шейх Салман аль-Халифа из Бахрейна, швейцарец сделал ставку на него, однако просчитался. Излишнее доверие к кандидату, слишком уверовавшему в то, что простое большинство голосов у него уже в кармане, сыграло с Блаттером злую шутку. Бен Хаммам, чья деятельность на посту президента конфедерации воспринималась далеко не однозначно, тем не менее оказался сильнее. При этом катарец, не раз выслушивавший обвинения в авторитаризме, показал отличные навыки подковерной борьбы, попытавшись не допустить к выборам представителей пяти футбольных ассоциаций. За это он удостоился излишне жесткой критики со стороны вице-президента ФИФА Чон Мон Чжуна, который заявил, что Хаммам «действует как глава бандитской организации. Похоже, что у него проблемы с рассудком. Я бы посоветовал ему обратиться в больницу». Понаблюдав за происходившим, кореец пришел к удручающему выводу: «Азиатский футбол ныне страдает от отсутствия прозрачности, нехватки демократии и правовых основ. К сожалению, футбол континента разобщен и полон недоверия, даже ненависти».

    Чем была вызвана столь неожиданная «подводная» атака Блаттера? Возможно, предшествующими ей заявлениями бен Хаммама о необходимости ограничить продолжительность пребывания президента ФИФА на своем посту двумя сроками. В своем регионе катарец провел подобную реформу, но потерпел поражение при голосовании в Цюрихе: за его предложение высказались всего пять членов исполкома ФИФА из 20. А может быть, Блаттер пытался убрать подальше слишком осведомленного союзника, в чьей лояльности ранее даже не сомневался.

    Выборы без выбора?

    Когда в начале февраля в своем «Твиттере» кореец Чон Мон Чжун проговорился о намерении бен Хаммама бросить вызов Блаттеру, это вызвало бурю эмоций. Когда страсти улеглись, аналитики принялись подсчитывать шансы кандидатов. Пока что победа Блаттера выглядит более вероятной, поскольку президент умело использует административные рычаги и выбивает из рук бен Хаммама заранее заготовленные козыри. Едва только катарец объявил о намерении активно внедрять в футбол современные технологии, как Блаттер, забыв о своем категорическом неприятии технических средств, пообещал внедрить устройства, помогающие определить, забит мяч или нет, уже в 2014 году в Бразилии. «Похоже, что брошенный мной вызов заставил Блаттера изменить свои взгляды на будущее футбола, – ехидно заметил бен Хаммам в своем интернет-блоге. – Высказанные им идеи вряд ли бы увидели свет, если бы его лидерству ничто не угро­жало».

    О том, что Блаттер со всей серь­езностью подошел к предвыборной кампании, свидетельствует, в частности, письмо, разосланное всем 208 футбольным федерациям, входящим в ФИФА. В нем он просит поддержать его кандидатуру на предстоящих выборах в обмен на стабильность и преемственность, а также обещает в предстоящие четыре года выделить на развитие футбола в развивающихся странах более 1 млрд долларов. Откуда возьмутся эти средства – бюджет ФИФА на ближайшее время давно утвержден – сам президент умалчивает.

    В свою очередь бен Хаммам также приманивает избирателей сладкой морковкой. Он предлагает не меньшие деньги: увеличить до 500 тысяч долларов минимальную сумму финансирования проектов по программе «Гол», одновременно установив потолок выплат в размере 1 млн. Кроме того, он намерен расширить состав исполкома ФИФА на 17 человек, предоставив более широкое представительство странам третьего мира. Блаттер отвергает это предложение, поскольку оно, по его мнению, может разрушить стройную пирамиду мирового футбола. По какой причине – неясно.

    Обозреватель журнала World Soccer Пол Гарднер заявляет, что ему абсолютно безразлично, сколько человек входит в исполком ФИФА: 24 или 240. Вопрос в другом: насколько прозрачным станет процесс принятия важных решений? Ни один из кандидатов не касается этой проблемы, поэтому Гарднер считает, что затеянная предвыборная возня не приведет к реформам – ее ведут два матерых аппаратчика, полностью оторванные от игры как таковой.

    В этом случае исход выборов представляет умозрительный интерес. Скорее всего, бен Хаммам получит мощную поддержку в своем регионе, стремящемся заявить о себе на самом высоком уровне. Вполне вероятно, что на его стороне окажутся страны, пострадавшие на декабрьских выборах в Цюрихе и жаждущие мщения: Англия и США. Блаттер надеется на то, что за него единым фронтом выступит КОНКАКАФ, которую возглавляет его давний союзник Чак Блейзер. Президент ФИФА недавно совершил рабочую поездку по странам региона, после которой Блейзер сообщил, что его конфедерация будет голосовать блоком за одного из кандидатов. Без сомнения, этим кандидатом будет Блаттер.

    Президент УЕФА Мишель Платини вряд ли сумеет привести к общему знаменателю европейцев. Но и здесь позиции нынешнего президента ФИФА довольно сильны. Россия, получившая из его рук сертификат на право проведения чемпионата мира – 2018, наверняка поддержит Блаттера, хотя на дальнюю перспективу фигура бен Хаммама выглядит предпочтительнее.

    Следовательно, самым важным для кандидатов регионом будет Африка. От ее голосов будет зависеть окончательный расклад сил на выборах, которые тем не менее сохранят существующий status quo.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров