• «Однажды арендовал игрока ЦСКА за 10 тысяч рублей». Президент «Текстильщика» — откровенно о втором дивизионе

    Юрий Ермаков — о «купании в жире», деньгах, сайте transfermarkt, «Ленинградце», Евсееве и многом-многом другом

    28.09.18 16:33

    «Однажды арендовал игрока ЦСКА за 10 тысяч рублей». Президент «Текстильщика» — откровенно о втором дивизионе - фото

    Фото: vk.com/fc_textil

    В пятницу 28 сентября в 18.30 в Иваново стартует матч 11-го тура «Текстильщик» – «Ленинградец». Ивановчане не первый год идут в лидерах. Главным кандидатом на первое место их называют и в этом году. Но клуб с 80-летней историей не спешит в ФНЛ.

    Почему? Что творится во втором дивизионе? И почему четырехмесячный «Ленинградец» — один из фаворитов сезона по мнению других клубов «Запада»? Об этом и многом другом мы поговорили с 56-летним Юрием Ермаковым, многолетним президентом ивановского клуба, который провел более 300 матчей за команду в 1980-е и 1990-е годы.

    Игроки смотрели на Парфенова как на икону

    — Вашу команду тренировали Дмитрий Парфенов (2012 — 2015) и Вадим Евсеев (2013 — 2014 — помощник, 2017 — главный). Сейчас — Денис Бояринцев. Это некий имиджевый ход — приглашение известных футболистов, начинающих карьеру тренера?
    — В том числе — да. Эти приглашения помогли имиджу и взаимоотношениям с властями. Для нас — это нормальный процесс.

    — Эти имена помогли привлечь внимание СМИ и инвесторов?
    — Конечно. А как иначе? Но мы говорим про внешний имидж. А есть еще и внутренний. Игрокам интересно поработать с человеком, который недавно играл в «Спартаке». Футболисты смотрят на этих тренеров как на икону. У игрока появляется мотивация и интерес к работе.

    — Это известные футболисты, но с нулевым опытом самостоятельной работы. Долго размышляли перед приглашением, какие риски рассматривали?
    — Для нас эти риски были не настолько большие. Мы видели больше плюсов, чем минусов. Например, Евсеев пришел из штаба Гаджиева. Какие здесь могут быть глобальные риски? У нас в Иваново сложена система работы. Все-таки, мы — один из старейших клубов России со сложенной системой. В работе многое зависит от системы – работа игроков, условия для тренировочного процесса, восстановление и т.д. Если игроки нормальные, эти нюансы влияют не так существенно, как если в распоряжении есть игроки послабее.

    — Ожидаете, что для Дениса Бояринцева «Текстильщик» станет таким же трамплином, как для Евсеева и Парфенова?
    — Мы будем рады, если он станет трамплином. Да, у нас складывается тенденция, что наши специалисты становятся востребованы в более высоких дивизионах. С чем я это связываю? С общей постановкой работы в клубе. Наша команда последние годы находится вверху при любых тренерах.

    — В «Текстильщике» это стало системой? Вы и дальше будете приглашать известных игроков, начинающих карьеру тренера?
    — Я бы не назвал это системой. Но зарекаться не стану. На данный момент мы идем по этому же пути.

    Можно делать все, что позволяет закон

    — Во втором дивизионе реально зарабатывать на трансферах? Или ввиду того, что большинство контрактов рассчитаны на год, это невозможно?
    — Во-первых, контракты бывают разные. Но в нашей экономической ситуации легче заключать на год. С молодыми игроками мы иногда заключаем договоры и на больший срок. Скауты да, приезжают. Но они зачастую себя ничем не проявляют. Хотя мы их видим, понимаем, общаемся. Но на данном этапе развития российского футбола, если взять европейские клубы, то мы проигрываем. Из команд низших лиг футболисты уходят очень дешево. Шкурка выделки не стоит. Сколько ты вкладываешь в игрока — никогда не отобьешь.

    — Получается, во втором дивизионе невозможно построить работу, заточенную на получение прибыли с трансферов?
    — Да, заточить работу под трансферы практически невозможно. Трансферный рынок нашей лиги низок. Мы обсуждаем трансферы клубов Европы и РПЛ. Я иногда удивляюсь, когда transfermarkt выставляет цены за наших игроков. Откуда они их берут? Из какой головы это вылезает? Таких цен не бывает! К примеру, я однажды взял игрока ЦСКА в аренду. Вы даже представить не сможете, за какую сумму.

    — Теряюсь в догадках.
    — За 10 тысяч рублей! Вот такие во втором дивизионе гуляют цифры. И это была аренда на сезон.

    — Выражение «игрок второй лиги стоит мешок картошки» недалеко от истины?
    — По большому счету — да. Потому что нет свободных денег. Клубы, которые играют в высших лигах, начинают считать деньги, когда «выходят» на клуб второго дивизиона. Одно дело — покупать за границей, другое дело — брать из второй лиги. Ведь неизвестно, адаптируется ли он в твоей команде. Никто не хочет рисковать. И эти риски серьезно отражаются на нас.

    — В РПЛ есть супербогатые клубы и супербедняки. Во второй лиге есть такой разброс? Или все одинаково бедные?
    — Разброс есть, но опять же — разброс среди бедных. Если на уровне РПЛ это ощущается, то здесь разница не такая существенная. Разрыв не такой большой, как «наверху». Если разница в бюджетах клубов РПЛ может достигать 20 раз, то здесь — максимум трех.

    — Бывает, что клуб по ходу сезона переманивает лидера другой? Или такие интриги характерны лишь для РПЛ?
    — Конечно, бывает. Но это редкие случаи. Почему нет? Это нормальная работа. Если закон позволяет— значит, делать так можно.

    Инвесторы косо смотрят

    — Кто ваши основные конкуренты в борьбе за первое место?
    — Мое мнение — это «Локомотив-Казанка», «Ленинградец», «Велес» и владимирское «Торпедо». Думал, еще «Муром» будет. Но они стартовали неудачно.

    — Какая зона самая сильная? Какая — самая проблемная?
    — Мы работаем в своих зонах. И с другими командами играем только на предсезонках. Но ведь это не показатель? В прошлом году на сборах в Турции обыграли лидеров «Урал-Поволжья» и «Центра». Но разве это говорит о силе?

    — А с финансовой точки зрения? Разве «Восток» не загибается? Шесть команд осталось.
    — Все загибаются… Cкажу так — в жиру никто во втором дивизионе не купается. Есть те, у кого нормальная ситуация. К примеру, московское «Торпедо», «Ленинградец». И вам, Москве и Петербургу, легче. Большие города, есть промышленность. Стабильных клубов немного, все имеют определенные проблемы.

    — Что нужно сделать «Текстильщику», чтобы подняться в ФНЛ?
    — Вопрос простой. Все строится на базовой основе. А что есть базовая основа профессионального клуба? Финансирование. Есть оно — и можно строить все остальное, приглашать качественных игроков и тренеров, строить качественное управление. И мы потеряли эту финансовую базу. Мы можем говорить глобально — предприятия рушатся по всей стране, а именно они держали большинство команд в недавнем прошлом. Строить финансовую базу сейчас сложно.

    — Почему?
    — В обществе говорят: «футболисты жируют! Получают колоссальные деньги!». И эти разговоры влияют на ситуацию. На РПЛ — может, и нет. Но у нас стали «урезать». Бюджет падает. И я вынужден что-то делать и тоже начинаю урезать некоторые статьи, полезные для развития.

    — Инвесторы косо смотрят, считая, что во втором дивизионе тоже «жируют»?
    — Конечно, смотрят косо. В регионах люди живут небогато. Но это философский вопрос, ведь кто-то живет лучше, кто-то нет. Но наша аудитория — не аристократы. Мы же тоже хотим поднять имидж, делаем работу хорошо, кажется — денег полно! Но это не всегда так.

    — Команда идет на первом месте. Вы всем довольны?
    — Всем довольным быть нельзя. Всегда чего-то хочется сделать лучше. Но на данный момент мы удовлетворены. Хотя у нас есть одна проблема — очень требовательные болельщики. Они нас держат в тонусе, не дают расслабляться.

    — Это хорошо или плохо?
    — Наш клуб существует давно, футбольная аура в нем есть. Сложилась система боления, которая постоянно требует хороших результатов и выхода в ФНЛ. С одной стороны — это здорово! С другой стороны, для тренера, которого постоянно напрягают, не очень. Но с точки зрение, наверное, это хорошо.

    — У вас лучшая в зоне посещаемость домашних матчей. На стадион не собирается на половину. С чем вы это связываете?
    — В целом с развитием футбола в стране. Я играл в футбол и могу сравнивать, что было тогда и что происходит сейчас. Если раньше досуг был ограничен, то сейчас возможности неограниченны, появилось много различных спортивных, культурных организаций, заведений, в которых можно хорошо провести время. Сейчас нужно повышать уровень комфорта болельщиков. Когда он есть — болельщики пойдут. Это можно видеть по вашему стадиону, когда зимой трибунах у вас +18. Наверное, в таких условиях болеть проще. Людям нужен в том числе и комфорт. Не все болельщики — фанаты футбола, им интересен не футбол как игра, а интересно спортивное действо, спортивная аура. К примеру, я был на стадионе в Дортмунде. Хоть я провел много лет в футболе, но когда рядом находятся примерно 80 тыс. человек, становится интересно то, что происходит не на поле, а вокруг. Вот эта аура. Так же и болельщики «Текстильщика» — примерно 1500 фанатов, которые будут ходить всегда. А остальных нужно чем-то привлекать. Им интересен не сам футбол, а аура. И ее надо создавать.

    Как можно удивляться результатам «Ленинградца»?

    — Результаты «Ленинградца», вашего соперника, вызывают удивления?
    — Нет. А чему тут удивляться? Вас они удивляют?

    — Да. Потому что клуб молодой, они четыре месяца назад собрались, много ребят из СШОР.
    — Но там ребята из школы «Зенита»! Это уровень. К тому же они разбавлены не самыми слабыми взрослыми ребятами, в том числе наш бывший игрок Сережа Костин.

    — Но ведь нет сложившейся системы, о которой вы говорили.
    — А какая у «Ленинградца» финансовая основа? Если не ошибаюсь — бюджет около 100 млн. Очень приличная сумма, с помощью которой можно выстраивать систему. Пригласить качественных специалистов. Бориса Рапопорта, Гену Бондарука, с которым мы играли друг против друга. За этими тренерами пошли качественные футболисты. Мотивация есть — зарплаты и премии начисляют вовремя.

    — Чего ждете от предстоящей игры?
    — Я обычно говорю — после игры и узнаем. Что бы я никого не хвалил. Конечно, я хочу победы.

    — Болельщиков соберется больше, ведь встречаются лидеры? Или это рядовая игра?
    — Зрителей будет как обычно. Ведь у «Ленинградца» нет истории. Они — пока темная лошадка, которая не повлияет на количество зрителей.

    — Власов и Астафьев — громкие имена для второго дивизиона. «Текстильщик» может позволить таких приглашать?
    — Возможность есть всегда. Вопрос — за сколько (смеется). У нас Саша Щаницин играет, который был в «Урале» и нальчикском «Спартаке».


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»