• От Токио до Москвы

    05.02.08 16:03

    От Токио до Москвы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    Чехи добрались уже до Дальнего Востока. Сложно было вообразить, что представители этой очень домашней, не склонной к экспериментам над собой нации окажутся в «Луче», но они это сделали. Вратарь Марек Чех и защитник Мариан Палат провели во Владивостоке год и полгода соответственно и помогли «Лучу» избежать вылета в первый дивизион. С потрясениями или без — корреспондент «Спорта» узнал у обоих футболистов на побережье Антальи.

    Без пустой беготни

    — Марек, начнем с вас. Довольно странно, честно говоря, когда перспективный голкипер не последнего чешского клуба — «Слована» из Либерца — переходит в российский клуб, да еще и из Владивостока, который находится на краю земли…
    Чех: На самом деле у меня было несколько предложений. Самые конкретные — из «Кельна» и «Луча». Все решило стремление тренера Сергея Павлова получить меня, русская сторона оказалась несравненно более активной, чем немецкая. Да и в высшем дивизионе все-таки интереснее, чем во второй бундеслиге.

    — И все-таки вы сделали шаг в неизвестность…
    Чех: Не стал бы преувеличивать. Прежде чем поехать во Владивосток я насобирал достаточно информации о России и ее чемпионате, в первую очередь от спартаковцев Ковача и Йиранека…

    — Мариан, вы отправились в «Луч» позже, уже по проторенной дорожке. Уж не Марек ли вам порекомендовал экзотическое место работы?
    Палат: У меня несколько другой случай. Моя «Млада Болеслав» удачно выступила в еврокубках в том сезоне, естественно, после этого на футболистов возник спрос в Европе. Но первое конкретное предложение сделал мне именно «Луч». Агент Виктор Коларж позвонил и спросил, хочу ли я поехать во Владивосток. То, что Марек уже был там, во многом повлияло на мое решение.

    — Коларж вам объяснил, что такое Владивосток?
    Чех: Он имел отношение и к моему переходу и как раз все подробно рассказал. Например, что мы не будем постоянно сидеть во Владивостоке, что сборы будут проходить и в Москве. То есть на самом деле летать придется не так часто, как можно было себе изначально представить, если вы об этом.

    — И каковы были ваши первые впечатления от Владивостока?
    Чех: Поначалу я опасался, честно признаюсь, знаменитых на всю нашу страну русских нагрузок. Мы-то у себя много чего наслышались о русских тренерах! И потому был приятно удивлен, что с самого начала у нас было много занятий с мячом, никакой пустой беготни.
    Палат: У меня было все чуть-чуть сложнее, потому что я перешел в «Луч» в середине сезона, когда команда уже сложилась. И лично мне как раз пришлось поначалу больше нагружать себя физически, чтобы догнать партнеров. Заодно привыкал к новой обстановке, учил, как мог, русский. Заметил, что в России игроки лучше оснащены технически, чем Чехи, но у нас играют намного грамотнее тактически. Я бы сказал, чешский футболист более дисциплинирован, все 90 минут придерживается заданий, которые дал тренер.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    На сборы — с семьями

    — Жизнь в России, надо понимать, тоже отличается? Тем более во Владивостоке. Если вы там, конечно, вообще живете…
    Чех: При Павлове мы жили в основном на базе — что в Москве, что во Владивостоке. Так что поначалу город мы вообще не видели. И только когда после домашних матчей нам давали выходной, появлялась возможность с ним познакомиться.
    Палат: Я тоже в основном могу поделиться впечатлениями о базе (смеется). Но, кстати, говорю об этом без негатива. Наоборот, никакого жесткого режима не было, нам даже разрешали брать на сбор семьи. Что касается Владивостока, то самое трудное, конечно, это перелеты. И даже не в них самих дело, а в смене часовых поясов. Чтобы выдерживать определенный тренировочный режим, нужно недосыпать. Но сам Владивосток — город красивый, пусть и не очень современный. Даже хорошо, что он не такой огромный, как Москва, но иностранцев там, кстати, немало — японцы, американцы приезжают. Атмосфера приятная, местные жители очень доброжелательные. Скрашивает существование и море. Как-то с Мареком мы даже на пляж забрели, искупались, хорошо отдохнули.

    — В самолетах как время убиваете?
    Чех: Выбор там, конечно, небольшой. Летаем мы к тому же рейсовыми самолетами, не чартером, так что и места для футбольной команды маловато. Но справляемся — читаем, фильмы смотрим, кто-то в игры компьютерные играет.
    Палат: Спать удается не всем. Я, например, рад, если посплю хотя бы полдороги, хотя часто летаем из Москвы после матчей и большин­ство ребят засыпают превосходно. Потом прилетаем, и пару дней тренер дает лишь легкие тренировки, пока все в себя приходят.

    — Кстати, «Луч» после Турции едет на сборы в Японию. Еще одно яркое впечатление?
    Чех: Я уже был в Японии на сборе перед началом прошлого сезона — начинали чемпионат дома и отправились туда, чтобы привыкнуть к данному часовому поясу. Мне очень понравилось, люди там потрясающе тактичны и предупредительны. Сам Токио на меня произвел незабываемое впечатление, в нем сочетается несочетаемое — хаос и упорядоченность. Хотя и в самом Владивостоке очень сильно ощущается близость Японии.
    Палат: Я в Японии не был, и мне не терпится ее увидеть. Кстати, надо бы нашему знакомому Хорвату позвонить (полузащитник «Спарты», выступавший в японской J-лиге. — «Спорт»), он бы нам посоветовал, куда на суши сходить. Хорват с ума сходит от этой еды!

    Машина Лопес

    Какие приятные и неприятные впечатление у вас остались от прошедшего сезона?
    Чех: Неприятно было почти до последнего тура бороться за выживание. Честно говоря, ехал в Россию с надеждой на более высокое место. Слава богу, что выжили.
    Палат: Для меня вообще все началось с борьбы за выживание — я приехал как раз в тот момент, когда каждый матч становился решающим. Не было времени на риск, экс­перименты. Так что я сыграл лишь в последних четырех встречах. Но солидарен с Мареком — все хорошо, что хорошо кончается.

    — Понравились русские стадионы? Они в премьер-лиге все разные, и ваш, объективно говоря, не самый современный…
    Чех: Это верно, не архитектурный шедевр. Но все компенсируют наши суперболельщики. Вы не представляете себе, как во Владивостоке любят футбол! Если говорить о лучших образцах арен, то вне конкуренции, конечно, столичный «Локомотив». Еще запал в душу стадион в Раменском, ведь он очень похож на арену в Либерце, где я играл два с половиной года. Очень хорошо, что там нет атлетических дорожек.
    Палат: Во Владивостоке народ действительно относится к футболу с безумием, в хорошем смысле слова. Это неудивительно, ведь если бы не «Луч», у народа не было бы возможности видеть лучшие команды страны. Попробуйте купить абонемент перед началом сезона — потратите массу сил, и не факт, что получится.

    — Вспомним ваши еврокубковые достижения. Кое-кто из вас даже отрепетировал матчи со «Спартаком» в составе «Слована»…
    Чех: Да, нам, к сожалению, не удалось в прошлом году пройти красно-белых в третьем раунде Лиги чемпионов. Уступили в равной борьбе, причем в Москве пропустили решающий гол за четыре минуты до конца после обидного рикошета. Что говорить — Павлюченко и в том эпизоде доказал, что является незаурядным форвардом, и нашел свой момент. Кстати, не удалось победить «Спартак» и во Владивостоке, хотя «Луч» вел по ходу встречи. Тут уже не скажу, что мы обязаны были выиграть, — во втором круге красно-белые играли очень мощно.
    Палат: Я с русскими клубами в Европе не встречался, но на память приходят весьма интересные матчи. Никогда не забуду, как «Млада Болеслав» выбила из Кубка УЕФА «Марсель». Спартаковцы могут взять на заметку: в гостях мы проиграли — 0:1, потом проигрывали дома, но вырвали победу с нужным счетом 4:2, причем уже в добавленное время. Вся Млада Болеслав до сих пор вспоминает об этом. В прошлом же сезоне мы не попали в Лигу чемпионов, проиграли в гостях «Галатасараю» — 2:5, но дома добились ничьей, и счет, кстати, сравнял я. Вообще, каждый матч в Европе имеет свою цену и приносит огромный опыт, который больше нигде не приобретешь.

    — Какие игроки из российского чемпионата произвели на вас впечатление?
    Чех: Павлюченко очень опасен. Мне во всяком случае очень нравится этот форвард. Точнее, если с точки зрения вратаря, то, наоборот, не нравится (смеется). В «Зените» выделю Аршавина. И еще очень тяжело с Макси Лопесом из «Москвы».
    Палат: Согласен! Лопес действительно машина. Хотя мне больше всего нравится Аршавин. Кстати, с уважением отношусь к русскому телевидению — оно не боится показывать футбол, можно посмотреть практически любой матч тура. Это просто супер!
    Чех: Мы еще забыли с тобой Вагнера Лава из ЦСКА. Его дриблинг и ускорения это что-то!
    Палат: И он здорово взаимодействует с Жо. Практически образцово. На них смотреть — одно удовольствие.

    — За кого вы болели на финише сезона — за «Спартак» или за «Зенит»? И там, и там играют ваши соотечественники…
    Чех: Я, честно говоря, ни за кого. Как раз потому, что и там, и там мои друзья. В любом случае чемпионство было бы заслуженным. «Зенит» оказался просто чуть более удачливым.
    Палат: Я болел за «Зенит», потому что Камил Чонтофальски и Радек Ширл мои довольно близкие друзья, с которыми я играл еще за «Богемианс». Радек Ковач тоже мой приятель, к тому же мы оба родом из Моравии. Но в «Зените» друзей оказалось двое (смеется).

    Не бойтесь русской лиги!

    — У вас обоих наверняка остались воспоминания об интересных тренерах, которые запомнились вам по ходу карьеры…
    Чех: У меня навсегда останутся лучшие воспоминания о Витезславе Лавичке, с которым я в «Словане» стал чемпионом Чехии. Это лучший тренер, с которым мне доводилось работать. Системный, грамотный и очень корректный по отношению к футболистам.
    Палат: Мне первый шанс в футболе дал в «Богемианс» Властимил Петржела. Он, пожалуй, и был самым интересным тренером. Он умел выбирать совершенно неизвестных игроков и делать из них крепкие команды. Просто кидал нас в воду — выплывешь или нет. Я пережил три его «предсезонки», что можно приравнять к подвигу. Но потом, уже у других тренеров, у меня никогда не возникало проблем с «физикой», пусть на занятиях Петржелу все проклинали. Он говорил: «Кому не нравится, кто не хочет работать — прямо сейчас пакуйте вещи и дуйте на поезд, домой!» Вопрос был в том, как сильно игроки хотели играть в футбол…

    — С Зораном Вуличем вы оба знакомы совсем недавно. Но все же…
    Чех: Сложно оценивать тренера за пару недель, но видно, что Вулич очень подготовленный специалист. Он работает четко по плану, который сочетает в себе как физические упражнения, так и занятия с мячом. Пока что ни одна тренировка не повторилась точь-в-точь. Работать интересно.
    Палат: Хочу добавить, что у Вулича еще и великолепные ассистенты, которые помогают ему вести тренировки.

    — Что бы вы посоветовали иностранцам — благо позиций «Лучу» предстоит укреплять немало, — которые приедут играть во Владивосток?
    Палат: Пусть не боятся русской лиги. Это очень качественный турнир, а жизнь в России вполне нормальная.
    Чех: Главное, чтобы футболисты из других стран не чувствовали одиночества и по возможности быстро перевозили сюда семью. Одному после тренировок и игр очень тяжело.

    Аксу — Cанкт-Петербург


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров