• «Панов забил французам, потому что ему было все равно кому забивать». Вспоминает Виктор Гусев

    Он комментировал тот самый матч Франция — Россия в 1999-м

    27.03.18 11:02

    «Панов забил французам, потому что ему было все равно кому забивать». Вспоминает Виктор Гусев - фото

    Фото: РИА «Новости»

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Матчи с Францией часто ассоциируются с комментатором Виктором Гусевым, который почти двадцать лет назад, летом 1999-го, вел на Первом канале репортаж с легендарного матча Франция — Россия, когда команда Олега Романцева победила 3:2 и получила шанс пробиться на чемпионат Европы – 2000, который затем загубила в домашней игре с Украиной (1:1). Именно поэтому мы поинтересовались мнением знаменитого комментатора о состоянии дел в нынешней сборной, которой сегодня снова играть с французами — в Петербурге.

    Хочется хвалить нашу сборную, но не получается

    — Какие впечатления у вас остались от матча с Бразилией и чего ждете от игры с Францией, Виктор Михайлович?
    — (Тяжело вздыхает.) Трудно говорить об игре сборной России с Бразилией. Поначалу выглядели неплохо. Ведь боялись в основном за оборону, где новые игроки. А она в первые минуты, как казалось, сдерживала бразильцев. Хотя, конечно, выручал Акинфеев. Но во втором тайме все развалилось. Были отдельные проблески. Созидательная игра Головина, Миранчука. Понравилось, что они брали на себя инициативу в матче с таким соперником. Но этого, конечно, мало.

    — Красноречивее вашего ответа — вздох, предшествовавший ему.
    — Ну, понимаете, мы пытаемся цепляться хоть за что-то. Нельзя так уж все охаивать. Хочется выискивать положительные моменты. Когда ты их нашел, пусть это минимум, хочется как-то это раздуть. Хочется, чтобы это сработало, сыграло. Но… не получается.

    — Игра с Францией какой вам видится?
    — Обычно тренеры говорят, что нам, дескать, неважно, какой соперник, мы играем в свою игру, у нас своя тактика, свои задачи. Но отталкиваться от соперника, конечно, нужно. Тем более такого. Сборная Франции сильнее бразильцев, которые были без Неймара. И потом, не зря Черчесов называет все эти матчи контрольными, а не товарищескими. Подход французов к игре в Петербурге тоже более чем ответственный. Там тоже есть люди, которые должны доказывать свое право на место в составе, хотя у Франции хороший набор игроков. Матчей до старта чемпионата мира осталось всего ничего. Поэтому матч будет серьезный, без дураков.

    — Тем более Франция проиграла «товарняк» Колумбии 2:3.
    — Да, это был странный матч. Франция вела 2:0, потом пропустила три мяча. Это тоже их подстегнет. Может, они какую-то слабину дали в той игре, рано посчитали, что все решено. Захотят исправиться. Что касается нашей сборной, хорошо было бы думать так: в матче с Бразилией мы увидели наметки, которые хорошо бы развить в игре с Францией. Но… наметок не было. Может, уверенность почувствуют Головин и Миранчук. Может, лучше будет выглядеть Дзагоев. С другой стороны, не будет Зобнина, который травмировался. Не будет Кузяева, на которого лично я возлагал большие надежды. Наверное, нет смысла менять оборону. Там новая связка. Тем более что других вариантов не видно.

     

    Денисов не тот игрок, от которого все зависит

    — Учитывая травмы Зобнина и Кузяева, может, сборной нужен Игорь Денисов?
    — Решает Черчесов. Внутри­командные, человеческие отношения не менее важны, чем игровые качества. В какой-то момент, когда у меня появилось отчаяние, когда за сборную отказались играть братья Березуцкие, я вообще подумал: может, Зобнина поставить в центр обороны? У него хорошие задатки защитника в том числе. Или сделать его «волнорезом». Впрочем, сейчас это разговоры в пользу бедных, поскольку Зобнин получил травму.

    — Зная Черчесова, думаете, он не позовет Денисова?
    — Мне сложно об этом говорить. Он же представляет себе внутрикомандную ситуацию, из чего-то исходит, не приглашая Денисова. И потом, мне не кажется, что Денисов какой-то суперигрок европейского уровня, который придет в сборную и все изменит. Он не доказал свою исключительность. Хороший футболист наряду с кем-то еще, но говорить о том, что от него зависит успех команды на чемпионате мира, по-моему, смешно. Фигура не того уровня.

    — Есть в сборной России фигура, от которой зависит ее успех?
    — Думаю, что нет. Акинфеев… Он выручает. Но не забивает же. А мы видим силу наших соперников по группе. Уругвай расправился с Чехией, не самой слабой командой. (2:0. — «Спорт День за Днем».) Видим, как играют звезды, какая техника. Причем не только у Кавани — у каждого футболиста. Контроль мяча, владение. Очень высокий уровень. А Египет с Салахом? Саудовская Аравия тоже не подарок.

    — Акинфеев не забивает, хотя партнеры пасуют ему в голову.
    — Хорошая шутка (смеется).

    — А вы пошутили, когда сказали, что Франция и Колумбия провели странный матч? Имели в виду колумбийский синдикат?
    — Не-е-ет! Развитие событий. Французы выигрывали 2:0, а потом расслабились. Они получили урок, больше такого себе не позволят.

    Капелло был прав

    — Если сравнивать уровень сборных России и Франции в 1999м и сейчас, что скажете?
    — Тогда французы выходили на матч с нами в ранге чемпионов мира. Это была сильнейшая команда, которая годом ранее обыграла Бразилию в финале чемпионата мира со счетом 3:0. Но и сейчас у них команда будь здоров. Класс игроков нашей команды был выше, чем у нынешних. Возьмите имена — Карпин, Смертин, Титов, Семак, Мостовой. Игроки европейского уровня. Титов не уехал в Европу в силу стечения обстоятельств. Даже новичок Панов быстро вписался в тот состав. Я, конечно, не Федун, который как-то сказал, что роль тренера — десять процентов. Но вижу некую логику в его словах. Действительно, все зависит от игроков. Если мы начнем сейчас тренеров сравнивать, говорить: тогда был Романцев, сейчас — Черчесов… Не тренеров надо сравнивать, а игроков. Не зря же, когда Фабио Капелло, тренировавшего нашу сборную, допекли критикой, он сказал: «Слушайте, я же не русская мать, чтобы рожать вам футболистов». И он прав!

    — Если наши во вторник обыграют французов, это будет еще большая сенсация, чем тогда?
    — Конечно, будет сенсация. Тогда, насколько я помню свой репортаж, мы не очень хорошо начали матч. И я начал делать то, чего комментатор делать не должен. Искал ответы на вопрос, почему все так плохо, рассказывал про детский футбол… А надо, как научила меня комментаторская практика, гнать команду вперед до конца. Было плохо — а потом вдруг Панов забил. И все так здорово сложилось. Нельзя сказать, что это был лучший матч в истории сборной России. «Вытащили», да, но все было непросто.

    «Это моя крыша»

    — Панов сейчас за интервью просит 500 рублей и за «Спартак» болеет, хотя лучшие годы провел в «Зените».
    — Не знаю, не слышал про это, не могу комментировать. Кстати, возможно, мы посмотрим матч Россия — Франция вместе с Сашей. Он такой человек… Любит повеселиться. Большой оптимист, может бросить вызов общественному мнению, совершить какой-то эксцентричный поступок. Не нужно всегда воспринимать то, что он говорит и делает, всерьез. Ну, болеет он за «Спартак». Это футбол, это игра, людям надо как-то повеселить себя, других, разрядить обстановку. Вообще, я познакомился с Пановым, когда его пригласил в сборную Анатолий Бышовец. Была поездка в Бразилию, на товарищеский матч. Тогда спартаковцы не приехали в сборную, многие считали, что этот матч не нужен. Может, и не нужен был. Проиграли 1:5, Бышовец потерял свой пост. Последний матч сезона. В Москве уже зима… И вот там, в Бразилии, появился Панов. Он был такой веселый, маленький. Вместе с ним ходил такой центральный защитник, который потом стал водителем-дальнобойщиком, что ли…

    — …Андрей Кондрашов из «Зенита».
    — Это был он, да? Во всяком случае, Панов с ним всегда ходил и, показывая на него, говорил: «Это моя крыша». Панов был беззаботный, бесшабашный. Думаю, такой настрой и позволил ему быстро адаптироваться в сборной, забить два чемпионам мира. Другой стал бы дрожать, совершать судорожные движения, а Панов просто играл, как умеет. Какая разница — французы, не французы? Взял и забил два. Это часть характера.

    — В Бразилии «телохранитель» не помешает.
    — Там мы играли в Форталезе. А потом провели сбор в Рио-де-Жанейро, где играли на Копакабане, между собой, с туристами…

    — Это когда Бышовец ставил в состав Никиту Симоняна?
    — Да-да. Никита Павлович уже тогда, в 1998-м, казался пожилым. (Симоняну сейчас 91. — «Спорт День за Днем».) Он играл в нападении. Бразильские мальчишки смотрели с удивлением: как такой человек может что-то делать? А Симонян бил по воротам. Кажется, мы приехали туда после его дня рождения. Веселое было время.

    Евро-2000. Отборочный турнир. Группа 4

    Франция — Россия — 2:3

    Франция: Бартез, Канделя (Пирес, 87), Тюрам, Пети, Блан, Джоркаефф (Богоссян, 90), Дешам (к), Дезайи, Анелька, Вильтор, Дюгарри (Вьейра, 60). Главный тренер: Роже Лемерр

    Россия: Филимонов, Хлестов, Варламов, Семак (Бесчастных, 60), Смертин, Мостовой (Хохлов, 26), Онопко (к), Карпин, Титов, Панов, Тихонов (Цымбаларь, 72). Главный тренер: Олег Романцев

    • Голы: Панов, 38 (0:1); Пети, 48 (1:1); Вильтор, 53 (2:1); Панов, 75 (2:2); Карпин, 86 (2:3)
    • Предупреждения: Дешам, 10; Бартез, 50 / Титов, 1; Мостовой, 15; Варламов, 47
    • Судья: Пол Энтони Деркин (Англия)

    5 июня 1999. Сен-Дени. Стадион «Стад де Франс». 78 788 зрителей

    Использованы фото: РИА «Новости»; Getty Images


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров