• Русский Спутник прилетел в Гамбург

    Почему Борис Матвеев так и не заиграл в Бундеслиге

    26.06.15 02:30

    Русский Спутник прилетел в Гамбург - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / «Зенит»

    Еще в советские времена Анатолий Зинченко в форме венского «Рапида» два раза стал чемпионом и обладателем Кубка Австрии. Дмитрий Радченко блестяще играл в нескольких испанских командах, а в составе «Джубило Ивато» добыл золотые медали первенства Японии. Уместно вспомнить и Андрея Аршавина, который сверкнул в лондон­ском «Арсенале».

    Прекрасную карьеру прочили за границей и еще одному зенитовцу — Борису Матвееву. Однако Питерский Марадона так и не закрепился в Германии. Почему так произошло? Два десятка лет спустя попытаемся ответить на этот вопрос.

    Два финна, чех и бразилец

    А ведь командировка в Германию из питерской «Смены-Сатурна» для Матвеева начиналась более чем оптимистично.

    Президент сменовцев Леонид Шкебельский вспоминает:

    — Мы приехали в Гамбург и сразу же попали на товарищеский матч местного «Санкт-Паули» против нашего «Спартака». К сожалению, Борис не успел за несколько часов подготовиться к игре и в состав гамбуржцев не попал. А вот уже в следующем товарищеском матче против клуба третьего дивизиона Матвеев сыграл очень хорошо. «Санкт-Паули» победил 3:0, и один мяч был забит не без участия петербуржца.

    Главная проблема перехода Бориса заключалась в том, что в «Санкт-Паули» уже выступали четыре иностранца. Это были два очень сильных игрока из Финляндии Хьелм и Ярвинен, бразилец Лео Манци и бывший футболист сборной Чехословакии Ян Коциан, к слову, проведший тридцать четыре игры в национальной команде.

    Впрочем, менеджер гамбуржцев Юрген Велинг считал, что это не страшно, а Матвеев может пока играть за дочерний клуб. Освоиться, выучить язык, ибо перед русским футболистом ставилась непосредственная задача помочь клубу подняться с восемнадцатого места.

    — На тот момент «Санкт-Паули» сражался за выживание во второй бундеслиге, — продолжает свой рассказ Шкебельский, — в этой подгруппе играли тогда двадцать четыре команды, в основном из бывшей ГДР. Вообще мне понравилась организация футбольного хозяйства в Германии, она не хуже и не лучше нашей. Просто совсем другая. Там, например, отлично поставлена так называемая футбольная разведка. И потом, блестяще работает спортивная пресса. Буквально каждый наш шаг попадал на страницы газет.

    «Павел Буре» с футбольным мячом

    Про футбольную прессу сказано в точку!

    Доводилось видеть целую пачку немецких газет с огромными снимками Матвеева и аршинными заголовками типа «Русский Спутник прилетает в Гамбург», «Футбольный Павел Буре», и т. д.

    Скандальная «Бильд» выплеснула на обывателя целый спектр оценок — от восторженных до язвительных. Особо уделили внимание бильдовцы почти анекдоту, как русский парень заблудился в лесу.

    Более серьезный и авторитетный «Киккер» сообщал: «Действительно, форма Матвеева, особенно физические кондиции, далека от идеальной, но ведь у русских межсезонье, и трудно требовать от них стопроцентной готовности. А что касается техники, то русского необходимо сохранить для немецкого футбола».

    Что подразумевалось под этой фразой? Поговаривали, что Сергей Кирьяков, выступавший тогда за «Карлсруэ», собирался перебраться аж в саму «Баварию». А «Карлсруэ» уже никак не сможет обойтись без русского игрока. Кто тогда придет на смену Кирьякову? Наверное, Матвеев!

    Вот что писала гамбургская газета «Моргенпост»:

    «Борис — это Вундерманн (чудо-человек). Он похож на спутник из России. Этого невысокого парня (167 см) отличают техника, дриблинг и высокая скорость».

    А что же говорил немецким журналистам сам Мотя?

    «Мне очень хочется попробовать свои силы в приличной команде. Хотя тренировки здесь очень интенсивные по нагрузке. Кросс, например, после разминки я бежал с большим трудом. В немецких футболистах поражает прежде всего профессионализм, да и город Гамбург очень понравился. Сходили на экскурсию на Репербан, там есть секс-шопы всякие. Вот бы в Петербурге открыть такую улицу развлечений».

    Суровый немец не стал рисковать

    Шли дни, а в «основу» Матвеев так и не попадал. Не исключено, что тут наблюдалось и упрямство тренера Михаэля Локовски. Он был такой, как говорят, рабочий наставник, типичный немец, поэтому и стиль суровый пропагандировал. В его команде не было звезд, все бились насмерть.

    А Борис и вправду яркая личность! Вот и что же следовало делать Локовски? Перестраивать всю игру под Матвеева? Ломать свои принципы? Конечно, немец не стал рисковать.

    — Так я ни разу не надел футболку «Санкт-Паули», — грустно вспоминает сейчас Борис, — уверен, что это произошло из-за конфликта менеджера с главным тренером. Они просто жаждали снять друг друга с работы. А так как меня пригласил именно Велинг, то Локовски русского игрока в упор не видел. Скорее всего, наставник так мстил Юргену.

    В результате конфликта я пострадал еще и финансово. Как? Деньги за квартиру вычли из моей зарплаты, все до последней марки. А вот если бы я хоть один матч провел в чемпионате, то все бытовые расходы клуб брал бы на себя.

    Все эти полгода Велинг буквально умолял Борю потерпеть чуть-чуть, ведь руководство уже планировало уволить упрямого тренера. А при другом специалисте русский парень уж точно попал бы в «основу».

    Однако свободолюбивый Матвеев устал кормиться одними обещаниями и вернулся в город на Неве.

    Мотя не смог поймать фарт...

    И все же в Германии Борису удалось сверкнуть! Правда, в форме команды «Санкт-Паули»-2, которая выступала в любительской лиге. Вот там Русский Спутник устраивал настоящие шоу, играл сколько хотел, зарабатывал пенальти для партнеров и сам забивал много!

    Плюс ко всему, он получал пять-шесть тысяч марок в месяц. Для «лихих девяностых» это было неплохо.

    Да и «Смена-Сатурн» практически впервые создала трансферный прецедент, заработав на сделке 30 тысяч немецких марок.

    — Не зря Матвеева еще называли Марадоной, — завершает экскурс в историю Шкебельский, — коренастый, невысокий, прекрасно избавлялся от опеки рослых защитников. Бешеная стартовая скорость, дриблинг. А еще у Бориса был прекрасно поставленный дальний удар! Но он почему-то не пользовался таким грозным оружием. Я ему как-то сказал: Боря, чаще бей издалека. И он стал забивать с двадцати метров! А какие бойцовские качества! Единственный минус — у него сложный характер. Ну и мог себе позволить чуть-чуть нарушить дисциплину.

    Но не подумайте. Совсем не «это» не позволило ему раскрыться в полной мере. Знаете, есть люди фартовые, которые могут оказаться в нужном месте в нужное время. Вот у Моти так не вышло, к сожалению.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»