YouTube ВКонтакте Facebook Twitter Instagram YouTube ВКонтакте Facebook Twitter Instagram RSS Мобильная версия


Серебряный призер Олимпиады-2004 Родион Лука: «Мог погибнуть из-за швейной машинки»

(Фото: РИА «Новости»)

Известный яхтсмен Родион Лука — настоящий спортсмен старого советского поколения. Он завоевывал серебро на Играх в Афинах для сборной Украины и в то же время участвовал в кругосветной парусной регате Volvo Ocean Race как член экипажа российской яхты «Касатка». Во время визита на Псковскую парусную регату Лука поделился морскими байками и прикинул шансы России на Олимпиаде.

В океане одежда не сохнет

— Вы участвовали в кругосветном плавании. Какое испытание во время кругосветки самое сложное?
— Хроническое недосыпание. Из-за усталости человек может допустить маленькую ошибку, которая вызовет цепь других мелких ошибок... В итоге все закончится очень серьезными последствиями. У меня, к примеру, раньше была привычка не пристегивать ремень безопасности в автомобиле. После прохождения кругосветной регаты Volvo Ocean Race я стал пристегиваться всегда. В море я понял, насколько важны мелочи. Мне стало ясно, что на дороге в тебя тоже в любой момент могут въехать, и как бы внимательно ты ни вел машину, риск остается.

— Автомобилисты борются с недосыпанием при помощи энергетических напитков. Яхтсмены этим балуются?
— У нас тоже есть витамины и энергетические порошки. Мы всегда берем их с собой и используем. Но кушать эти препараты неделями, пока длится дальнее плавание, совершенно невозможно. Износ организма в плавании идет колоссальный. И все приходится рассчитывать. Например, ты обязан заранее определить, сколько можно выпить воды во время вахты, чтобы во время сна не захотелось в туалет. Потому что сон надо ценить, просыпаться и бегать нельзя! Когда ты живешь в таком ритме, у тебя каждый шаг рассчитан.

— Наверное, отбор экипажа на такие регаты самый ­жесткий?
— Во время тренинга претендентам сутки нужно было прожить в горах при морозе минус 18 без палаток. Потом нужно было ночью в бассейне в полной темноте найти спасательный плот.

— Расскажите подробнее о жизни в кругосветном плавании.
— Это очень тяжело. Прежде всего, на яхте очень мало места, потому что из ее конструкции убирают все, что можно убрать, чтобы она шла максимально быстро. Очень тесно, в каюте лежишь, как в гробу. Если ливень, то яхту заливает. Одежду сушить невозможно, при океанской влажности она не высыхает. Белье не меняешь — из-за этого возникает огромная угроза болезней. Такие условия — просто рай для разнообразных микробов в человеческом организме.

Узелок завяжется — узелок развяжется...

— А всякие опасности? Акулы, поломки?
— Вспоминается момент, когда наша яхта во время маневра резко накренилась и потеряла управление. Я в это время отдыхал, вахта была не моя. В какой-то момент я почувствовал, что лодка сильно накренилась и я уже лежу на полу. У нас с собой была швейная машинка — металлический ящик весом 30 килограммов. И вот я открыл глаза и увидел, что этот ящик висит прямо надо мной на высоте пять метров и раскачивается... Если бы она была плохо закреплена, то она бы не только меня убила, но и пробила борт яхты. Тогда наша лодка точно бы затонула. До такой степени важно в плавании завязывать каждый узелок.

— На суше сохраняете морские привычки? Дома привязываете все надежно, чтобы не падало?
(Смеется.) В разумных пределах. Без фанатизма.

— На обычных спортивных соревнованиях бывают трудности, как в кругосветке?
— Нет, спортивные гонки, конечно, намного легче. Олимпийский парусный спорт — это все-таки любительские соревнования. Ты живешь в нормальных условиях.

Скудиной помогли спонсоры

— Яхтенному спорту в России не хватает внимания. Но согласитесь, что смотреть его трудно. С берега ничего не видно, а на телекартинке эффект присутствия теряется... Как же быть?
— С берега, конечно, смотреть невозможно, если только дистанция не выстроена прямо вдоль берега. Если мы хотим показывать регаты, то нужно предоставлять людям корабль, на котором можно выйти на воду. На этом корабле должны быть напитки, комментаторы... Тогда будет возможность наблюдать за гонками.

— Вспомните самую идеально организованную регату...
— Их было много. В России, к примеру, неплохие гонки организует московский яхт-клуб «Пирогово». Но эти соревнования проходят не для зрителей, а для своих, для самих яхтсменов. В Европе проводятся короткие гонки, «заточенные» под зрелище для болельщиков. На таких регатах спортсмены иногда выражают недовольство, что их заставляют ходить по короткой дистанции, при нестабильном прибрежном ветре. Каждому хочется выйти в открытое море, где ветер ровный. Но тогда не надо жаловаться, что не можешь найти спонсоров. Если вас никто не видит в море — откуда спонсоры? Кому нужна реклама там, где ее не видно?
Сейчас организаторы крупнейшей регаты Кубок Америки работают над тем, чтобы телевидение максимально хорошо показывало их гонки. Зрителю нужно объяснять, что происходит, потому что далеко не всегда даже разбирающийся в этом спорте человек понимает происходящее на трассе. Когда непонятно — смотреть неинтересно.

— Вы были призером Олимпиады-2004 в Афинах. Как оцениваете нынешнюю олимпийскую сборную России и ее шансы в 2016 году в Рио?
— Шансы были у поколения советской школы, которое сейчас уходит. Молодых россиян назвать претендентами на медали я не могу. Среди них нет никого, кто входил бы хотя бы в первую десятку мирового рейтинга в своем классе яхт. Но какие-то малые шансы всегда есть.

— Однако лучшая яхтсменка России последних лет Екатерина Скудина слишком молода, чтобы быть совет­ской воспитанницей, разве не так?
— Да, она уже нового поколения. Но все-таки она застала наше поколение. Екатерина подходила к делу профессионально. Она могла это делать, потому что у нее были спонсоры.

— За оставшиеся до летних Игр три года реально кого-то из молодых подтянуть?
— Реально. Все зависит от того, как тренировать.

|В тему

Петербург принимал с помпой

Volvo Ocean Race — сверхпрестижная кругосветная регата, безумно популярная как среди зрителей, так и среди спонсоров. Разумеется, в океане рекламу на расписных парусах яхт увидят только равнодушные к деньгам акулы, но по ходу регаты специально предусмотрены заходы в крупнейшие порты мира. Там-то лодки и красуются перед толпами зевак. В 2009 году Петербург с большой помпой впервые в своей истории принимал финиш Volvo Ocean Race. На Заячьем острове прямо на пляже поставили монитор с видеозаписями регаты и тренажеры для будущих яхтс­менов. Регата финишировала прямо у стен Петропавловской крепости, и там же счастливые победители обливались шампанским. Гонка длилась девять месяцев! Разумеется, лодки где-то раз в три недели заходили в порт, но все равно это испытание — не для слабых.

Оцените материал:
-
0
0
+
Поделиться: поделиться ВКонтакте поделиться Facebook поделиться Одноклассники
Загрузка...
0 комментариев
Написать комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий к материалу Вам необходимо авторизоваться.
Войти по логину
sportsdaily.ru
У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Зарегистрироваться по E-mail
Уже есть логин? Входите!
Восстановление пароля
Сообщение отправлено на ваш email адрес
Назад