• Скорость, только скорость

    Монца… Настоящая автоспортивная Мекка... На свете очень мало таких легендарных трасс. Пожалуй, в один ряд с Монцей можно поставить только американский «Индианаполис», английский «Сильвер-стоун» да бельгийскую «Спа-Франкоршам». Есть еще, конечно, Монте-Карло, но у этого Гран-при иной – гламурный – коленкор. В Монце же балом правят не бриллианты, а бензин, масло и запредельные скорости.

    Роселли против Тильке

    Как ни странно, но за долгие годы своего существования конфигурация Монцы серьезных изменений почти не претерпела. Реконструкции и модернизации, конечно, были, но они не перекраивали автодром до неузнаваемости, как это происходило с другими старыми трассами. Главная заслуга принадлежит, разумеется, архитектору Монцы Альфредо Роселли – в 1922 году он умудрился спроектировать автодром, который и в начале XXI века продолжает быть одним из самых скоростных! Нынешний «придворный архитектор» Герман Тильке как-то сказал, что будет счастлив, если его творения не устареют через 15–20 лет. Детище Роселли остается современным вот уже 84 года!

    Ключевая модернизация Монцы произошла в 1955 году. Именно тогда появился ставший впоследствии легендарным поворот «Параболика» – последний перед выходом на стартовую прямую. Раньше на этом месте были два правых поворота под 90 градусов и небольшой прямой отрезок между ними. Соединив их по дуге, организаторы добились значительного увеличения средней скорости на круге. А надо сказать, что Монца изначально строилась для достижения рекордных скоростей.

    Самая оригинальная конфигурация была у Монцы в конце 50-х. В основное «кольцо» трассы был вписан огромный овал – этакий европейский вариант «Индианаполиса». Пройдя «Параболику» и прямую старт–финиш, гонщики уходили направо, где их ожидали два профилированных поворота и огромный прямой участок. Около четырех километров (!) машины неслись по системе «газ в пол». В такой конфигурации один круг равнялся 10 километрам. «Формула-1» не жаловала этот вариант трассы. Здесь прошло всего четыре Гран-при, последний из которых закончился трагически – в 1961-м при входе в «Параболику» «Феррари» немца Вольфганга фон Трипса столкнулась с «Лотусом» Джима Кларка и вылетела на трибуны. Вместе со спортсменом погибли 11 зрителей. Вскоре от 10-километровой Монцы отказались и другие гоночные серии. (Но аварий от этого меньше не стало. В 1970-м здесь погиб австриец Йохен Риндт, затем расстался с жизнью швед Ронни Петерсон, который считался одним из главных специалистов по трассе в Монце. Три из своих десяти побед он одержал именно в Италии. Но в 1978 году его «Лотус» попал в огромный завал на старте и загорелся. Петерсон умер в больнице на следующий день). Сейчас овальное кольцо активно используют только поклонники «Королевских автогонок». Счастливчики, доставшие билет на Гран-при Италии, считают своим долгом прогуляться по легендарному бэнкингу, благо даже в дни гонок доступ туда не ограничен.

     

    Монца против Имолы

    Монца по традиции считается домашней трассой «Феррари», что на самом деле не совсем верно. Основные испытания итальянская команда проводит, как известно, в Мюджелло, да и других автодромов в непосредственной близости от Маранелло хватает.

    Если же судить по количеству болельщиков в футболках с гарцующим жеребцом, то домашним для «Феррари» можно считать практически любой Гран-при в мире.

    Впрочем, и Монца, и «Феррари» – настоящие символы влюбленной в автоспорт Италии. И с этой точки зрения авторитет трассы в окрестностях Милана для местных тиффози просто непререкаем. Конечно, есть еще Имола со своей четвертьвековой и во многом трагичной историей. Однако в предварительном календаре «Формулы-1» на 2007 год эта трасса уже не значится. FIA, пользуясь огромным интересом к автогонкам в странах третьего мира, решила оставить европейским государствам по одному Гран-при в сезоне. Между Монцей и Имолой функционеры федерации выбирали, думается, совсем недолго…

    На самом деле отношения Монцы и «Феррари» не столь однозначны. С момента появления «Формулы-1» в 1950 году «алые жеребцы» выигрывали здесь 16 раз, еще одна победа была одержана в 1949-м. Да, ни одна другая «конюшня» такими достижениями похвастаться, конечно, не может, но иногда скудерия выступала на домашнем автодроме провально. Правда, были в истории действительно полумистические случаи, когда еле передвигавшие колеса на протяжении всего сезона пилоты «Феррари» в Монце «выстреливали» и претендовали не только на победу, но даже на дубль. Последний раз такое произошло в 1994-м: Жан Алези и Герхард Бергер долгое время лидировали, но в итоге Бергера обогнал Дэймон Хилл, а Алези сошел. Причем «Феррари» француза была повреждена… телекамерой, отвалившейся от машины его напарника!

    В общем, учитывая скоростные особенности Монцы, можно смело говорить: исход борьбы зависит здесь чаще всего не от цвета автомобиля, а от его способности ездить по-настоящему быстро. Кстати, в 2004 году именно здесь был установлен рекорд максимальной скорости для болида «Формулы-1». Антонио Пиццония на «Уильямсе» в конце стартовой прямой разогнался до 369,9 км/ч! Правда, победу тогда одержал Рубенс Баррикелло. На «Феррари».

    Фернандо против Михаэля

    Сейчас фаворитом Гран-при Италии тоже считается пилот «Феррари». Хотя бы потому, что его главному и единственному конкуренту – Фернандо Алонсо – рисковать совсем не обязательно. Отрыв в 12 очков за четыре гонки до конца чемпионата гарантирует испанцу относительно спокойную жизнь. Пилоту «Рено» для завоевания второй чемпионской короны подряд достаточно просто исправно доезжать до финиша. А вот Михаэлю Шумахеру приходится рассчитывать только на победу. Впрочем, терять ему тоже нечего – второе место в чемпионате у него уже не отнимут, так что в ближайший уик-энд семикратный чемпион мира будет отчаянно давить газ в пол. Так же, как и все остальные пилоты. Ведь в Монце иначе нельзя.

    Новичок

    Финский наследник Алонсо

    Сейчас небольшой городок Суомуссалми, что расположен на востоке Финляндии недалеко от российской границы, знаменит только среди любителей военной истории: в 1940 году Красная армия потерпела здесь самое сокрушительное поражение в «зимней» войне. Однако теперь у него появился шанс занять достойное место и на автоспортивной карте мира: в 1981-м здесь родился Хейкки Ковалайнен, который в следующем сезоне станет призовым пилотом команды «Рено», заменив не кого-нибудь, а Фернандо Алонсо.

    Однажды спортивная судьба свела Ковалайнена на одной трассе с нынешним конкурентом Алонсо Михаэлем Шумахером, причем исход борьбы получился неожиданным. В 2004 году юный финн выиграл международную гоночную серию «Ниссан», а опытный немец примерил седьмую корону чемпиона мира в «Формуле-1». Обоих наших героев пригласили в Париж на традиционную «Гонку чемпионов». Ковалайнен был, пожалуй, наименее известным из всех ее участников, но именно ему и достался в итоге главный приз! В очной борьбе он последовательно победил Дэвида Култхарда, Жана Алези, Михаэля Шумахера и Себастьяна Лоэба (дважды). Причем Шумахера и Лоэба Ковалайнен побил их же оружием. Он обыграл Михаэля за рулем «Феррари 360 Модена», а Себастьяна – на «Пежо 307 WRC». Для «кольцевика» Ковалайнена это был первый опыт езды на раллийном автомобиле…

    Еще одно важное достижение: в 2000 году 19-летний Ковалайнен, выигравший чемпионат Северных стран по картингу, был назван лучшим гонщиком года в родной Финляндии. Титул, конечно, весьма условный. Но его значимость заметно возрастет, если вспомнить, что Суоми никогда не испытывала недостатка в раллийных талантах. К тому же в
    2000 году в «Формуле-1» еще выступал Мика Хаккинен, чьи заслуги в развитии финского автоспорта просто неоценимы.

    Путь Ковалайнена к «Формуле-1» был традиционным: картинг – «Формула-Рено» – «Формула-3»… В прошлом году Хейкки вместе с Нико Росбергом обеспечили зрительский интерес новоявленной серии GP2 – их борьба за чемпионство была значительно интереснее, чем театр одного испанского актера в «Королевских автогонках». Ковалайнен проиграл титул, зато получил контракт тест-пилота от конюшни Флавио Бриаторе.

    Взаимоотношения самого молодого из плеяды «летающих финнов» с французами из «Рено» начались еще в 2002 году. Именно тогда Ковалайнен заручился официальной поддержкой именитых моторостроителей, став полноправным членом программы «Рено» по работе с юными талантами. Подобные гранты раздают многие гоночные команды, но далеко не всегда это приводит их протеже к вершинам автоспорта. Ковалайнен же с самых первых километров за рулем машины «Формулы-1» на тестах стал
    демонстрировать такую прыть, что всем стало ясно – рано или поздно в «Большом цирке» появится новый финн, который сможет претендовать на чемпионский титул.

    Кстати

    Деревенские протесты

    И все-таки автогонки любят в Италии, оказывается, не все! В конце прошлого года жители деревеньки Монца, уставшие от постоянного рева моторов под окнами, добились через суд постановления, которое едва не поставило крест на легендарной истории одноименной трассы. Отныне здесь было запрещено соревноваться автомобилям, не оснащенным глушителями. Поскольку представить болид «Формулы-1» с глушителем достаточно сложно, Гран-при оказался под угрозой. Однако честь автоспортивной державы была вскоре восстановлена. Весной 2006 года вышло уточнение – закон отменять не стали, зато ввели ежегодный 30-дневный мораторий на его действие. Нетрудно догадаться, что определяться данный период будет в соответствии с календарем «Формулы-1». Из всей этой истории можно сделать только один вывод: судья, по всей видимости, живет не в самой Монце и предпочитает смотреть автогонки по телевизору, устанавливая громкость по собственному разумению.


    Читайте Спорт день за днём в
    Комментариев: 0
    , чтобы оставить комментарий
    Новости партнёров