• Спорт в искусстве. Гид по Петербургу. Бегуны Дейнеки в Русском музее

    Спортивная живопись Александра Дейнеки из собрания Русского музея
    Спорт в искусстве. Гид по Петербургу. Бегуны Дейнеки в Русском музее - фото

    Фото: DPA

    «Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.

    Это второй материал, посвященный коллекции Русского музея. Предыдущий посвящен трем спортивным картинами авангардистов – Казимира Малевича, Ильи Машкова и Наталии Гончаровой, а в этом вы познакомитесь с произведениями Александра Дейнеки.

    Для Дейнеки спорт был не просто темой, а отражением его мировоззрения. Художник с юности занимался физкультурой и с восхищением изображал на своих полотнах движения, энергию и телесную силу.

    «Спорт укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического», – считал Александр Дейнека.

    В трех знаковых работах из собрания Русского музея Дейнека показывает, как спорт становится метафорой времени, средством художественного выражения и способом говорить о человеке, мире и жизни.

    «Бег», 1932-1933

    Картина «Бег» создана в начале 1930-х – в ту пору, когда искусство стремилось отразить образ «нового человека». Дейнека сознательно отказывается от индивидуализации, превращая бегунов в собирательный образ поколения: физически сильного, устремленного вперед, целеустремленного. Движение становится не просто жестом – оно наполнено внутренним импульсом, динамикой времени.

    Художник вспоминал: «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся… Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии». Эти ощущения буквально воплощаются на холсте: легкий пейзаж, мягкий свет, плавный ритм композиции. Работа открывает новую главу в творчестве Дейнеки – с более светлым колоритом, лирическими интонациями и культом силы, выраженной в спокойной, уравновешенной форме.

    А.А. Дейнека Бег.jpg

    «Раздолье», 1944

    Во время войны тема спорта вновь появляется в творчестве Дейнеки, но уже с другим содержанием. «Раздолье», начатое до войны и завершенное летом 1944 года, становится визуальным выражением ожидания победы и мирной жизни.

    Девушки бегут по простору, их фигуры легки и ритмичны, они словно растворяются в пейзаже, становясь его частью. Это уже не только физическая культура, но и символ красоты, свободы и возвращения к жизни.

    Пластика панно подчеркнуто декоративна, формы упрощены, композиция динамична. Резкое сопоставление планов создает ощущение стремительности и простора.

    Сам Дейнека писал: «Когда человека охватывает задор… когда хочется куда-то бежать… со смехом и задором смотреть на жизнь». Эти строки почти буквально перекликаются с атмосферой картины, в которой спорт становится гимном родной земле.

    А.А. Дейнека Раздолье.jpg

    «Колхозница на велосипеде», 1935

    Если «Бег» и «Раздолье» – это коллективный порыв и монументальное обобщение, то «Колхозница на велосипеде» наполнена личной лирикой. Девушка на велосипеде не спортсменка в прямом смысле слова, но ее движение столь же свободное и выразительное. Она часть идеализированной деревенской жизни, образа новой реальности, где спорт, труд и повседневность сливаются в единое целое.

    Картина возникла в контексте 1930-х годов, когда спорт активно использовался как часть государственной идеологии. Но у Дейнеки – это не лозунг, а художественный поиск. В его произведениях спорт становится способом говорить о красоте, гармонии человека и мира. Его герои – это не просто фигуры в движении, а носители той энергии, которую художник ценил превыше всего.

    А.А. Дейнека Колхозница на велосипеде.jpg

    Изображения: Русский музей.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»