Разбираем архивы за все годы
За время чемпионата мира автор «Спорта День за Днем» в формате блога «Зимин топчет Россию» объездил все города, принимавшие турнир, и понял главное: Россия может быть по-настоящему крутой, открытой и дружелюбной.
В больших городах это особенное ощущение смыли в канализацию. Его нет в Москве, Петербурге, оно не такое сильное в Самаре или Екатеринбурге. Объездив половину страны, я вернулся в город, где сыграли никому не нужный матч за третье место. Стало очень тоскливо. Чем вы тут все восхищались? Где вечеринки, иностранцы и «большой праздник», о котором говорил Джанни Инфантино? Даже наехал на коллег, которые продолжали писать о чем-то «невероятно крутом». Ответ на самом деле прост, как душа русского человека, которую за месяц изрядно потрепали: праздник начал катиться к непереносимой скуке после группового этапа, а пролетел через нее после 1/8 финала, когда Россию покинули большинство аргентинцев, мексиканцев, колумбийцев. Ведь они создавали эту атмосферу, а никак не парни, которые катают мячик на стадионах.
Но вернусь к особенному ощущению. Последний раз оно накрыло меня в Ростове — после 1/8 финала, где бельгийцы спаслись в матче с Японией. Шел со стадиона, думал о Валерии Карпине. По дороге к мосту кое-что заставило меня отвлечься от «Твиттера». Это прозвучит глупо. На дороге стоял (нет, пытался стоять) человек — полная копия Владимира Ленина. Пара журналистов тыкали ему в лицо камерой, еще несколько хотели сфотографироваться. И только два полицейских, понимая, что товарищ еле держится на ногах, дружелюбно повели его прочь. Без агрессии, смеясь, не настаивая. Люди вокруг падали на асфальт от истерики. Абсурд ситуации понимал и сам «вождь пролетариата».
Я прошел еще 100 метров, и в ногах оказался мяч. Несколько волонтеров пинали его прямо на перекрытой части моста. Смеялись, приглашали сдержанных японцев в свою компанию. Некоторые соглашались. Параллельно — десятки фотографий на фоне стадиона, песни — в общем, полная непосредственность. Эту дорогу по мосту стоило вырезать из общего восприятия действительности и включить в пособие уроков счастья. Неторопливо шагая, смотрел вокруг, наслаждаясь колоритом Дона, я чувствовал себя абсолютно своим в круговороте праздника. Уверен, каждый из вас ловил такое ощущение. Неважно, выигрывала ваша любимая команда или нет. Это инородное чувство, изменившее наше сознание, не сравнить ни с чем. И всплывало оно благодаря каждой детали, крутящейся вокруг. И вернувшись в Петербург, я подумал об одном.
Можем ли мы хотя бы частично это сохранить?
Видел разное во время своей поездки: спящих около вокзала людей, потому что внутри не хватало места, мерзких таксистов, пытавшихся содрать деньги с туристов, даже пьяных девчонок, которые уезжали вместе с иностранцами в их отели. Не говорю уже о бабушках, которые возмущались повышением цен с 10 до 15 рублей в местных кафе. Доходило чуть ли не до слез. А объяснение было одно: чемпионат мира.
Но ни в одном из случаев старался не оставаться безучастным. Не строил раздраженную гримасу, если кого-то пытались надуть.
Искренне хотел, чтобы потом, через месяц, год или пять лет, говорили не о Путине, Сирии или особом Русском пути. А именно о стране, которую МЫ показали миру: притягательной, доброжелательной, да просто классной! Месте, куда хочется возвращаться. Она ведь может такой быть, но пока не является.
И, может, теперь мы научимся делать что-то и сами. Для себя.
Можно не дерзить полиции.
Не превращаться посреди моста в Ленина.
Не кричать вокруг о плохой жизни, а пытаться что-то изменить.
Можно быть приветливым, а не угрюмым. И в этом нет ничего необычного.
Чемпионат мира показал: можно создавать что-то хорошее даже в самые скверные времена.
И создают все это не люди в больших кабинетах. Поэтому давайте найдем способ сохранить то, что мы получили за этот месяц.
Давайте оставим Россию такой!
Ведь все на самом деле зависит от нас.
А не от тех, кто бегает по полю или каждый Новый год говорит в телевизоре.
Сочи обожают первые пару дней. Потом у многих сгорают плечи и нос, однообразная еда начинает раздражать, а от вида девушек в коротких джинсовых шортах хочется выдавить глаза. Ладно, с последним переборщил. Смотря какая девушка. И какие шорты.
Аэропорт принимает рейсы чуть ли не каждые десять минут. «Аэрофлот», «Россия», Nordwind, S7 — когда в пятый раз смотришь в небо, мешаются уже все цвета. Самолеты пролетают над целым районом олимпийского Сочи и садятся, кажется, в нескольких сотнях метров от жилых домов.
— Перед чемпионатом мира здесь летали военные самолеты, — рассказала девушка, работающая в баре. — Как нам объяснили, везли какую-то технику для чемпионата мира. Звук был такой, что действительно забирались под прилавок. Поэтому гражданскими уже не удивить. Пусть летают.
Практически все, кому за 40, демонстративно игнорируют чемпионат мира. Их полностью устраивало медленное, но понятное развитие города. Теперь же они видят на 3/4 перекрытый в день матча город (такого нет нигде), постоянно гуляющих, поющих и пьющих иностранцев, которым сложно что-то объяснить, и непонятное будущее… Саранск вряд ли станет привлекательнее даже для собственной молодежи, не говоря о туристах.
Нижний Новгород — это матрешка, которую мне подарили. Самый традиционный сувенир пытаются впихнуть в карманы всем туристам. Они от нее в восторге. Для россиян же это примерно такой же аксессуар, как бокалы для коньяка, которые за ненадобностью выкидывают. Так же и Нижний — город, где создали уют и чистоту в самых знаковых местах, где ходят иностранцы, однако на остальное забили. А когда вспомнят — неизвестно.
Выйдите на улицу и посмотрите на русских девчонок своими заплывшими глазами. Да, они кайфуют. Мексиканцы, шведы и все остальные улыбаются им, говорят об их красоте и признаются в любви. А знаете почему? Потому что они лучшие! И достойны такого внимания. Вы реально считаете, что после пары комплиментов они уже едут в отель или идут в ближайший переулок? Если да, сходите к психиатру.
Отвалите от русских девчонок и не мешайте им кайфовать. Раз вы сами не способны говорить им об их уникальности, пусть это делают другие.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Спорт День За Днем (@sportsdailyru)
Вот это да! Отказ НХЛ отпустить хоккеистов на Олимпиаду в Пхенчхан мешает считать победу хоккейной сборной России по-настоящему полновесной. Ее, кстати, и не было на Играх-2018. Не победы — сборной. В Корее наша команда выступала под вывеской «Олимпийские спортсмены из России». Но разве это кого-то волновало, когда за 56 секунд до конца финальной игры с Германией Никита Гусев сравнял счет, а в овертайме Кирилл Капризов сделал нас олимпийскими чемпионами?
Вы серьезно?! Александр Овечкин лишь спустя тринадцать лет после дебюта в НХЛ добился победы в Кубке Стэнли, но не ему было суждено стать главной медийной фигурой года. Хабиб Нурмагомедов молниеносно стал самым обсуждаемым человеком года. Для этого ему пришлось «задушить» Конора МакГрегора и стать чемпионом UFC в легком весе, а сразу после окончания боя он выпрыгнул за пределы клетки, чтобы начать драку с оскорблявшей его командой ирландца. Разбирательства идут до сих пор, что не мешает Хабибу удостаиваться личной встречи с Владимиром Путиным и смотреть матч Лиги чемпионов по соседству с Миком Джаггером и Леонардо Ди Каприо.
Сказано: «Выйдя с олимпийского льда, Медведева сказала совершенно детскую фразу: “Неужели вы не могли Алину удержать еще один год в юниорах?”» Этери Тутберидзе рассказала о реакции Евгении Медведевой после поражения от Алины Загитовой на Олимпиаде–2018.
Фото: EPA/Vostock-photo; фото автора