 Кирилл Снастин
Кирилл СнастинПерсона
В течение недели молодая российская саночница Татьяна Иванова завоевала две серебряные медали на чемпионате мира в германском Альтенберге и получила поздравления с днем рождения лично от премьер-министра РФ.
«Спорт день за днем» решил узнать подробности этих событий из уст самой именинницы и вице-чемпионки, а попутно выяснил еще много интересного. В результате получилось это интервью.
Вообще с датой рождения Татьяне явно повезло. 16 февраля – это же самый пик зимнего сезона. Олимпиада так и вовсе стопроцентно этот день «перекрывает». Да и чемпионат мира непременно где-то неподалеку оказывается из года в год. Значит, есть отличный шанс сделать подарок самой себе. Иванова так и поступила. В воскресенье, двенадцатого, сначала финишировала второй в личных соревнованиях женщин, а через несколько часов завоевала серебро в составе российской сборной в командной гонке.
— Татьяна, вы осознаете, что двумя своими завоеванными в Германии  медалями поставили в тупик всех тех, кто ломал голову над подарком для  вас на день рождения…
 — Я как-то об этом не задумывалась… (Улыбается.) Знаете, для меня  действительно важен не подарок, а простые добрые слова и обычные  поздравления с днем рождения. Поверьте, я говорю это без всякого  кокетства. Два года назад на Олимпиаде в Ванкувере я тоже просила ребят  из нашей команды ничего не выдумывать для меня, а просто ограничиться  устными поздравлениями. Конечно, были еще и цветы. На этот раз, кстати,  тоже мне подарили несколько букетов моих любимых роз, красных и белых,  тюльпанов, которые мне тоже нравятся. Пожалуй, цветы – это и есть лучший  подарок для меня.
— А когда Таня Иванова была совсем маленькой девочкой, что ей дарили на день рождения?
 — Самый запоминающийся подарок – кукла Барби. Вот это был настоящий праздник! (Смеется.)
— В этом году имениннице – двукратной вице-чемпионке мира позволили хоть немного расслабиться?
 — Да что вы! Какие могут быть послабления – домашний чемпионат Европы  уже через несколько дней! К тому же с утра трассу в Парамоново посетил  премьер-министр России. До его приезда мы успели провести тренировку,  потом в пять вечера было ледовое занятие – сделали по три заезда.  Единственное небольшое «нарушение режима» – выпили по чуть-чуть  шампанского в честь моего дня рождения (улыбается).
Председатель правительства РФ Владимир Путин посетил санно-бобслейный комплекс в подмосковном поселке Парамоново в сопровождении вице-премьера Дмитрия Козака и министра спорта Виталия Мутко. Затем там же состоялось совещание на тему «О мерах по развитию спортивно-тренировочных центров сборных команд РФ». Это если говорить об официальной части визита высоких гостей в Дмитровский район. В неофициальную же вошло общение премьер-министра с ведущими российскими саночниками, а также несколько попыток Владимира Владимировича испытать себя в роли разгоняющего боба-двойки на специальной стартовой эстакаде.
— Татьяна, как вам общение с главой российского правительства?
 — Честно признаюсь, испытала небольшой шок – разумеется, приятный (улыбается). Давно  хотелось увидеть Владимира Владимировича вблизи, пообщаться с ним. А  тут так все один к одному сошлось, что он меня еще и с днем рождения  поздравил. Вообще же было интересно послушать, что первый человек в  нашем правительстве думает о перспективах российского спорта, как  дружески и уважительно он относится к спортсменам. Сейчас спорт в нашей  стране имеет хорошую поддержку на государственном уровне. И если эта  поддержка сохранится впредь, спортсмены смогут прогрессировать и  стабильно добиваться высоких результатов.
— Что скажете о талантах Путина-бобслеиста?
 — О, это был героический поступок премьер-министра! Правда, первая  попытка у Владимира Владимировича получилась, скажем так, пристрелочной.  А во второй, когда мы всей командой дружно его поддержали, разгон и  посадка в боб вышли у Путина очень даже неплохо. А после этих заездов мы  еще вместе фотографировались на память. Надеюсь, всем ребятам из нашей  сборной потом подарят эти фотографии.
На чемпионате мира в Альтенберге Иванова, между прочим, была в шаге от победы. В первом заезде она установила рекорд трассы, опередив именитых немок Татьяну Хюфнер и Натали Гайзенбергер. Надо было видеть, какие ритуальные пляски совершала Хюфнер, когда после второй попытки ее время оказалось на одну десятую секунды лучше, чем у российской тезки!
— Таня, поделитесь секретом, как обыгрывать немецких гонщиц и сражаться с ними на равных?
 — Да нет никаких секретов (улыбается). Скорее, это у них от нас  есть секреты, они с нами играют как кошка с мышкой. Я имею в виду  скандал, который разразился перед началом чемпионата мира. Германскую  сборную подозревали в использовании запрещенных технических  усовершенствований для саней. По общему мнению, немцы успели замести  следы: все их сани в Альтенберге были самыми обыкновенными, без  конструктивных особенностей и преимуществ. И хотя хозяева чемпионата  взяли три золотые медали из четырех, многие поняли: бороться на равных с  немцами можно. Во всяком случае, в этом точно убедились российские  саночники.
— А в чем конкретно заключалась немецкая «военная хитрость»? Какие прибамбасы позволяют их саням ехать быстрее?
 — На словах это непросто объяснить… Предположительно они могли  устанавливать на санях специальные амортизаторы. По оценкам  специалистов, это позволяет выиграть по ходу одного заезда порядка  полсекунды. В санном спорте, где счет идет на тысячные доли секунды, это  просто гигантская величина.
— Да уж, учитывая высокое мастерство немецких саночников, подобные прибавки во времени попросту невозможно отыграть!
 — С немцами действительно соперничать очень сложно. У них ведь не только  передовые спортивные технологии. Взять даже количество санно-бобслейных  трасс. В Германии их четыре, а в России пока только одна, в Парамоново.  К Олимпиаде в Сочи построят вторую. Это хорошо, но все равно  недостаточно. Ведь на «домашних» трассах можно моделировать различные  профили, готовить разный лед, обеспечивать полноценную и разнообразную  предсезонную подготовку, не выезжая на заграничные сборы. В этом плане у  немцев пока огромное преимущество перед нами.
— Трассу в Альтенберге после двух медалей чемпионата мира вы теперь можете считать счастливой. А есть у вас любимые трассы?
 — Могу сказать, что ни к одному из мест, в которых приходится  соревноваться, я не испытываю негативных эмоций. Но нюансов везде  хватает. Вот, например, олимпийская трасса в итальянской Чезане, возле  Турина. Она мне очень нравится, но на прошлогоднем чемпионате мира я там  финишировала всего лишь 11-й. А сейчас в Альтенберге, наверное, все для  меня сошлось один к одному: и трасса, и моя физическая готовность, и  настрой…
Другой немецкий город – Оберхоф – после происшествий нынешнего сезона тоже наверняка надолго запомнится Татьяне. Именно на тамошней трассе во время этапа Кубка мира Иванова сломала средний палец на руке – и это буквально за месяц до мирового первенства!
— Расскажите, как с вами случилась такая неприятность?
 — Упала на одном из последних виражей перед финишем. При этом довольно  сильно и болезненно ударилась коленом. Но в итоге с ногой все оказалось в  порядке, а вот палец… Отвезли меня на рентген, снимок показал –  перелом! Я тогда была как в тумане. Как же так, думала, скоро чемпионат  мира, а у меня рука в гипсе... Я ведь раньше никогда таких серьезных  травм не получала. Да, были падения, ушибы, синяки – куда же без них в  нашем виде спорта. Но чтобы перелом…
— Но даже с таким повреждением, насколько мне известно, вы позволили себе пропустить только один этап Кубка мира?
 — Да, в Винтерберге я не стартовала. А потом мы с тренерами решили, что  больше «сачковать» нельзя – так всю форму растеряешь. Тем более что  снимок, сделанный через неделю после оберхофского падения, внушил  оптимизм – кость срослась. Гипс мне тут же сняли, палец затейпировали,  для надежности примотав его к соседнему, даже перчатки специальные для  меня изготовили – и я снова смогла выйти на старт. Правда, на  швейцарском этапе Кубка мира разгон у меня был необычный – без  отталкиваний руками ото льда. Показала тогда 11-й результат, но главное –  не выпала из соревновательного ритма.
— На чемпионате мира вы стартовали уже в привычной для саночников  манере, загребая руками по ледяному желобу. Неужели не опасались за  сломанный палец?
 — От боли, конечно, полностью избавиться не удалось, но я старалась не  думать о неприятных ощущениях. И все же, наверное, какие-то доли секунды  на старте я все-таки потеряла. Возможно, их мне в итоге и не хватило  для победы.
Удивительно, но факт: родившись в городе Чусовом Пермского края, где саночная школа – одна из самых известных в России, в семье, где папа с мамой работают тренерами по санному спорту, Татьяна Иванова едва не «проехала» мимо этого вида спорта, начав свою спортивную карьеру вдали от санно-бобслейной трассы…
— На официальном сайте Федерации санного спорта России в разделе  «Сборная» напротив вашей фамилии в графе «Личный тренер» значатся ваши  родители. Выходит, вы буквально с пеленок были обречены профессионально  кататься на санках?
 — А на самом деле все было по-другому. Лет до двенадцати я занималась  горнолыжным спортом. Сейчас даже не припомню, на технических дисциплинах  специализировалась или на скоростных… Но однажды сложилась такая  ситуация, что все тренеры разъехались на соревнования со взрослыми  спортсменами. И я осталась «без присмотра». Вот тогда мама меня  и спрашивает: «Может, хочешь попробовать на санях проехать?» Я отнеслась  к этому предложению без особого энтузиазма. Тогда инициативу взял в  свои руки папа. Стукнув кулаком по столу, он высказался в таком духе,  что, мол, хватит с меня любительских занятий горными лыжами, пора  профессионально пересаживаться на сани.
— Да, папе не возразишь!
 — Вот и мне ничего не оставалось, как подчиниться воле родителей. На  первых порах, конечно, было тяжело приспосабливаться к особенностям  нового вида спорта. Но года через три-четыре я поняла: сани – это то,  что мне нужно!
— О горных лыжах с тех пор не вспоминаете?
 — Почему же? Это сейчас мое хобби. При первой возможности стараюсь  прокатиться на лыжах по склону. Каталась, например, и в свободное время  по ходу Олимпиады в Ванкувере, и в Италии на прошлогоднем чемпионате  мира. Более того, хочу освоить еще один способ преодоления горных  склонов – на сноуборде.
В отличие от многих российских саночников и бобслеистов, перебравшихся из Сибири и с Урала на ПМЖ в подмосковный Дмитров, Иванова родные края не покинула. Живет с родителями в Чусовом, а учится в Государственном университете физической культуры в другом городе Пермского края – Чайковском. Потому и прекрасно осведомлена, в каком состоянии находится спортивная инфраструктура малой родины.
— Известно, что город Чайковский скоро превратится в один из  крупнейших федеральных центров подготовки спортсменов: там завершается  строительство комплекса трамплинов, готов принять лыжников и  биатлонистов новый стадион со стрельбищем. Вашему родному Чусовому,  наверное, подобное изобилие спортивных объектов и не снилось?
 — Да, вы правы. Кроме ледяного желоба для санного спорта и бобслея,  больше и назвать-то нечего. Да к тому же трасса-то у нас деревянная,  морально и физически устаревшая. И по техническим параметрам она для  тренировок взрослых спортсменов не подходит – только для детей  и юниоров. Я слышала, что вроде бы хотели начать ее реконструкцию, но  пока это все на уровне разговоров. А было бы здорово, если бы перед  сочинской Олимпиадой мы получили еще одну современную тренировочную  базу. Да дело даже не в Олимпиаде. Нужно заглядывать еще дальше, думать  о тех ребятишках, которые смогут заниматься на этой трассе. Ведь именно  отсюда, с детских саней, идет наше отставание от немцев, австрийцев и  прочих. В Европе детишки начинают серьезно заниматься санным спортом  с шести-семи лет, а у нас в России – с 12–13.
— У вас же была возможность заострить внимание на этой проблеме в личной беседе с премьер-министром!
 — Я очень хотела высказаться на эту тему, но мне, к сожалению, не дали  слова. Понятное дело, программа визита главы правительства расписана по  минутам… Но я надеюсь, что затронутая мной проблема с помощью вашего  журнала все-таки будет рассмотрена на самом высоком государственном  уровне. И вопрос с оперативной реконструкцией санно-бобслейной трассы в  Чусовом решится положительно.
— Кстати, а в том же Чайковском не строят планы развивать инфраструктуру для вашего вида спорта?
 — А в этом нет никакого смысла. Дело в том, что Чайковский расположен  значительно южнее Чусового, и средняя температура воздуха там повыше.  А значит, лед на трассе для саней и бобслея не сможет продержаться так  долго, как хотелось бы. Например, в апреле и октябре возможностей для  ледовых занятий не будет. А ведь это очень важные в тренировочном  процессе месяцы. И в Чусовом, на модернизированной трассе, проблемы  качественного льда в середине весны и осени точно не возникло бы.
Единственная на данный момент российская санно-бобслейная трасса – в подмосковном поселке Парамоново – в ближайший уик-энд станет местом проведения чемпионата Европы по санному спорту, совмещенного с заключительным этапом Кубка мира. К ответственному домашнему старту элита российской сборной готовится самым серьезным образом, сняв с шей и спрятав в шкафы и тумбочки серебряные медали Альтенберга.
— Татьяна, а что вообще за трасса в Парамоново? Она дает вам  и вашим товарищам по российской команде некие преимущества, как немцам  дают фору их ледяные «автобаны»?
 — Пока рано говорить о каком-то преимуществе «родных стен». Трасса в  Парамоново довольно-таки специфическая, и мы еще не настолько много  здесь провели заездов, чтобы полностью освоиться и привыкнуть к ней. Но  буквально в эти дни мы изо всех сил пытаемся восполнить этот пробел,  ежедневно проводя тренировки на домашнем льду.
— Те же немцы весьма неохотно пускают «чужаков» на свои трассы,  предоставляя им лишь официально оговоренное количество тренировочных  заездов и лед не самого высокого качества. Мы перед домашним чемпионатом  Европы отплатим им той же монетой?
 — Видимо, да. Насколько я знаю, хозяева обязаны обеспечить приезжим  саночникам шесть тренировочных попыток. Значит, шесть и будет. А вот  качество льда во время контрольных прокатов никак не оговаривается.  Здесь, как говорится, хозяин – барин.
— Какая задача поставлена перед российской сборной и лично перед вами на чемпионате Европы?
 — Отвечу вопросом на вопрос: какая может быть задача на домашнем  турнире, кроме побед во всех видах программы? Ради достижения этой цели  тренеры сборной даже освободили нескольких спортсменов – и меня в том  числе – от поездки в Сигулду на предпоследний этап Кубка мира. Все силы  брошены на то, чтобы достойно выступить перед своими болельщиками и на  мажорной ноте завершить сезон.
Два серебра мирового первенства по умолчанию превратили самую молодую саночницу в основном составе сборной в лидера женской национальной команды. Любопытно, что Иванова, если ее спросить о роли вожака в коллективе, не открещивается испуганно от негласного звания, а вполне спокойно и уверенно рассуждает об особенностях своего нового статуса.
— Четвертое место на Олимпиаде в Ванкувере, теперь двойной успех  на чемпионате мира… Каково это – быть первым номером сборной в столь  молодом возрасте?
 — Просто начинаешь ощущать большую ответственность за свои выступления,  понимаешь, что не имеешь права подвести команду. Поэтому, если что-то у  меня не получилось на трассе, если результат показан не самый высокий,  всегда стараюсь извиниться перед тренерами, партнерами по сборной.
— До Игр в Сочи осталось два года. Как думаете, в чем вам нужно прибавить, чтобы претендовать на золото домашней Олимпиады?
 — Во всем! Необходимо улучшить стартовый разгон, подтянуть технику, не  забывать про физическую подготовку, уделять больше внимания  психологическим моментам.
— Однако же вы весьма самокритичны! Но какие-то сильные качества у себя можете отметить?
 — Ой, даже не знаю… Наверное, со стороны это видно лучше (улыбается).
— Старший тренер российской сборной Александр Васин характеризует  вас как очень волевую спортсменку, которая умеет хорошо настраиваться на  важные старты…
 — Спасибо ему за добрые слова! Эмоциональный и психологический настрой  перед соревнованиями для меня действительно очень важен. Необходимо  справиться с излишней нервозностью, не перегореть, но при этом нельзя  допустить и состояния полного спокойствия.
— Как думаете, скоро ли наступит такой момент, когда группе  немецких суперсаночниц будет на равных противостоять не одна Татьяна  Иванова, а сразу несколько классных российских спортсменок?
 — Скоро или нет, не могу сказать. Но то, что это вполне реально, не  сомневаюсь. Что для этого нужно? Работать, работать и еще раз работать!  «Alles arbeiten zusammen», как любит повторять немецкий тренер нашей  сборной Мартин Хилибранд. То есть работать всем вместе, дружно и ради  общей цели.
