• «Тренер» Козловского — о петухах и взятках, но стал одним из лучших «матчей» в российском футболе за последние десять лет

    «Спорт День за Днем» побывал на предпремьерном показе фильма Данилы Козловского, который выходит в прокат 19 апреля

    18.04.18 11:37

    «Тренер» Козловского — о петухах и взятках, но стал одним из лучших «матчей» в российском футболе за последние десять лет - фото

    Фото: Телеканал «Россия»

    Автор:

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    Один тренер уже стоял в шарфе синих тонов на сцене «Ленинград-центра». Но у москвича Данилы Козловского (в дебютном режиссерском фильме «Тренер» — Юрия Столешникова), похоже, дела пойдут лучше, чем у Роберто Манчини.

    Начнем с того, что фильм все же действительно о футболе. Для того, чтобы снимать фильмы о нем недостаточно ходить на скотобойню, как Том Круз перед съемками «Интервью с вампиром», чтобы привыкнуть к запаху крови. Болельщиком с детства быть важно, иначе расскажешь историю не о том. Собственно, Данила Козловский, стоя перед прессой за полчаса до начала показа, именно поэтому не слишком уверенно перечислял любимых игроков. Начал с Цымбаларя, оговорился: «Футболист такой был». Смутил режиссера строй девушек с диктофонами. Такой же, как в фильме, на презентации нового тренера «Метеора» на новороссийском «Труде». Люди, которые любят футбол, часто должны извиняться за свою страсть, а рассказать об этой игре широким массам — гораздо более сложная задача, чем может показаться.

    Актриса Ирина Горбачева, сыгравшая женщину-президента клуба, например, призналась, что на скотобойни не ходила и Ольгу Смородскую не знает. От всех последовавших вопросов в стиле «как же так?» примерно полторы минуты отбивалась словами, мимикой и жестами, в совокупности означавшими «господа, вы — звери». Но о неудачных моментах чуть позже — пока что о том, почему фильм стоит посмотреть.

    Редкий для спортивных случай — отлично сняты все эпизоды с игрой. Тот, для кого футбол игра двадцати двух болванов, так не соорудит. Ну и без хороших массовок, конечно, и узнаваемых площадок, в виде того же «Труда», «Сатурна» и «Открытие-Арены». Открывающая сцена провала Столешникова блестяще выстроена и по звуку — тот, кто играет, не слышит звуков стадиона, только свое сердце и дыхание многотысячеголового чудовища. Немецкий вратарь Тони Шумахер, описывая свою ошибку на выходе в финале чемпионата мира 86-го года в кинге «Свисток», употребил следующий оборот: «Проваливаюсь в черную дыру». Создателям «Тренера» этот момент изобразить удалось.

    Рискнем предположить, что в отличие от «Движения вверх» этот фильм не оскорбит ничьи чувства. Разве что болельщиков «Спартака», которых выбрали жертвой «родового» реваншиста Столешникова. Мелких проколов для любителей посидеть с лупой, наберется достаточно, но художественный фильм о футболе создается не для тех, кто не вылезает из инстата. Более того, «Тренер» — это еще и кино именно о российском футболе. Безусловно, лубок, местами грубоватый, но зато именно о загадочной стране, где в тренеров кидаются петухами, а игроки «заносят» на собственное поражение.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    «Все неплохо до счета 2:1 в пользу «Спартака» в финале», — поделился мнением коллега, едва пошли титры. Это так. Но Козловский сделал фильм о том футболе, который мы бы хотели видеть всегда. И за это можно простить победу андердога-«Метеора», хотя для тех, кто помнит Цымбаларя, быть может, было бы красивее, если бы команда Столешникова, снявшая уродливую маску безразличия и запустения, кубок проиграла. Зрительские слезы могли литься рекой, поверьте, но без 3:2 не видать нам последних кадров со «Стэмфорд Бридж». Это надо понимать.

    «Футбол у нас — выжженная земля, покрытая тремя слоями говна», — заявил мэр города Столешникову, чтобы тот отстал со своими амбициями. На лацкане чиновника поблескивал пин-значок с флагом России. Это мы и так знаем, привыкли, за это платит не только зритель и телезритель, но и национальная сборная перед домашним чемпионатом мира. Козловский, вместо того, чтобы поставить под всем этим печать, поиграл с детской мечтой, что особенно чувствуется в сцене тренировки в футболках европейских топ-клубов.

    Отдельное спасибо режиссеру за обращение Столешникова к фанатам «че вы там воете с трибуны?» — звук на наших аренах действительно иногда хочется приглушить. Саунд-трек «Тренера» вообще порадовал, что обошелся без привлечения модных российских групп и рэпа — только слегка олдскульная западная музыка, как неизбежный футбольный аппетайзер и неожиданно научившиеся заряжать, не фальшивя, фанаты «Метеора». Еще одна детская мечта, словно оставляющая в наши оголтелые дни надежду на связь с миром. Эту же линию поддерживает образ врача команды — Вари в исполнении «российской Пенелопы Круз» Ольги Зуевой. Сильно удивлюсь, если Козловский цитировал кого-то другого, а не Цирцею Педро Альмодовара.

    Правда, единственная любовная сцена была лишней и пришла как бы между прочим, словно суши с мягким сыром, которые делают где угодно, только не в Японии. Если нравится народу, то нате. Но суши-то ладно: слегка выбивающим из колеи получился образ «не Смородской». Девушка-президент клуба в костюме Швондера удивляла от встречи Столешникова в аэропорту до истерики в недрах краснодарского «Колизея». Во втором тайме судья назначает пенальти в ворота «Спартака», запомнив коготки руководителя на своей шее. Когда-то тренером баскетбольного минераловодского «Локомотива» (это, кстати, сейчас «Локомотив-Кубань») был Анатолий Сухачев. Как-то раз он точно так же пошел за арбитром и стал хватать его за шею, приговаривая «задушу, сука». Потом Сухачева убили. В общем, не было «секса» и в этой линии.

    Тем не менее, о таком развитии сюжета в игре любимой команды — уйти с 0:2 и сделать 3:2 — мечтает каждый болельщик. И если учесть, что фильм длится 135 минут — примерно столько занимает встреча с дополнительным временем и серией пенальти — у тренера Козловского получился один из лучших матчей в российском футболе за последние лет десять. Уж не знаю, комплимент ли это режиссеру, или камень в лоб тем, кто этой игрой у нас занимается.

    И последнее. Дмитрий Сычев, Алан Гатагов и Евгений Савин не зря были профессиональными игроками: каждый из них прекрасно справился с ролью футболиста.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров