• В гостях у Батьки

    04.03.11 17:56

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Минское «Динамо» впервые за три года вышло в плей-офф  чемпионата КХЛ. Похоже, что не случайно.

    Беларусь в целом и Минск в частности, говорят знающие люди, остались последним оплотом социализма на бывшей одной шестой части суши. До недавних пор в пару к Беларуси ставили еще и Киргизию, но потом там случилось то, что случилось. А Беларусь – по-прежнему заповедник, отсылающий тех, кто хочет на досуге поностальгировать, в советское прошлое.

    Что-то в этом есть, пожалуй. Что-то, похожее на правду.

    Я теперь думаю, что все знаменитые сказки, отражающие вечную, неизбывную, неистребимую тягу славянских народов к халяве, сочинили древние белорусы. Сказку про скатерть-самобранку, которая исключает из обихода такие скучные и явно лишние вещи, как, например, варочная панель, кастрюля, дуршлаг, ложка и посудомоечная машина. Сказку про сапоги-скороходы, чьи замечательные тактико-технические характеристики подразумевают, что поспать можно поглубже, а баклуши побить – подольше, ибо никуда ты все равно не опоздаешь, да и платить за проезд нет нужды. Сказку про чудо-печь, везущую беззаботного хозяина по воду и обратно. Про золотую рыбку еще. Про курицу Рябу. Ну и так ­далее.

    Откуда вся эта каша, спросите вы? Да кто знает? Однако же, находясь в стране, населенной в подавляющем большинстве людьми добрыми и непосредственными, очень ясно понимаешь: они не хотят лишних заморочек, наши немножко более западные, чем мы, братья по крови. Вот оно им сто лет не надо – заморачиваться и быть поэтому как все.

    Кто, например, придумал правила написания всяких-разных слов на кириллице? К чему проверять падежами безударные гласные? Зачем тратить время, чернила и бумагу на никому не нужные, совершенно бессмысленные буквосочетания, усложняющие жизнь?

    Поэтому у них указатели: «Масква», «Вакзал», «Каса», «Улица Савецкая», «Улица Валгаградская». Поэтому рек­ламный слоган: «Пазвани ­сваим».

    Поэтому, если у них в газо­хранилищах заканчивается газ, а денег по государственным сусекам уже никак не наскрести, нужно просто открутить вентиль, врезанный в российскую трубу, и качнуть себе на текущие нужды. А потом сказать, что так и было откручено с самого начала. Это ведь очень просто, никаких заморочек.

    Поэтому в ответ на политические санкции Евросоюза, ограничивающие передвижение отдельно взятых белорусов по континенту, следует просто пригрозить максимально жесткими ответными мерами (вплоть, видимо, до экономической блокады), и пусть они там у себя в Брюсселях сидят и думают: что же это за меры такие? где предел восточнославянской жесткости? и не включить ли заднюю, пока еще не поздно?

     

    Поэтому таксисты, самый передовой и прогрессивный срез белорусского пролетариата, прежде чем пенять на Батьку, интересуются: вы за или против? И если вы вдруг за или хотя бы политически нейтральны, то лучше тогда о погоде, хорошо? Или, скажем, о легендарном вояке князе Витовте, который однажды давным-давно сделал так, что граница Беларуси пролегла в 70 километрах от «Масквы». А если вы против, то Батьку и его систему таксист всего лишь пожурит, вздыхая и поглядывая в зеркало заднего вида.

    И никакой агрессии, ибо агрессия подразумевает экшн, а экшн – это совсем не по-белорусски. Это как-то не ­аутентично.

    Поэтому, в общем, у них по-прежнему «камунизм» с огромной статуей Ленина на главной площади Минска.

    Умный Батька придумал для своего народа новую религию, и имя ей – хоккей. Батька сам неплохо играет в хоккей и привечает тех, кто делает это лучше него. Только играть они должны в минском «Динамо», а не в той команде, в которой капитанит Батька, потому что на самом-то деле лучше Батьки играть в хоккей нельзя. Не рекомендуется, точнее.

    У Батьки свое понятие о монументализме. Это вам не Сапармурат Ниязов с его золотой статуей о 63 метрах высоты, вокруг которой вращается солнце (ошибка думать, будто может быть наоборот). Нет, Батька живет на земле, а не на небесах, и солнце интересует его только в контексте видов на урожай.

    Батька не воздвигает себе памятников, ему просто некогда, да и золота лишнего у Батьки нет. Зато он строит гигантские библиотеки и огромные дворцы. Неоновый многогранник Национальной библиотеки на проспекте Независимости, например, включен ЮНЕСКО в топ-50 самых оригинальных архитектурных сооружений планеты. А Дворец спорта «Минск-Арена» является гордостью всей КХЛ, потому что ничего масштабнее лига пока не видела. И вряд ли увидит в обозримом будущем. «Минск-Арена» (15 086 посадочных мест), более того, угнездилась на четвертом месте во всей хоккейной Европе, уступая только лишь Кельну (18 500), Праге (17 360) и Берну (17 131).

    Если ты приморозился на первом или втором ряду «Минск-Арены», то воспринимаешь хоккей объемно, зримо, едва ли не физически, в одной плоскости с игроками, а с верхнего уровня удобнее всего наблюдать за игрой при помощи небольшого телескопа. Ну или хотя бы бинокля. А если у тебя нет даже бинокля, следует, конечно же, немедленно его соорудить: сложить из больших и указательных пальцев колечки и приладить их к глазам, потому что иначе шайбы тебе не увидать.

    На матче с «Магниткой» циклопический спортивный дворец имени Батьки испытал состояние, близкое к аншлагу. Если верить протоколу (15 093 зрителя), аншлаг и вправду имел место, но кто же в Беларуси верит протоколам? Нет, аншлага в последний день регулярки на «Минск-Арене» точно не было, однако давайте понимать, что результат игры для «Динамо» не имел ровно никакого значения (для Магнитогорска, впрочем, тоже), а все эти счастливые люди с флагами и розами добирались на край города только лишь затем, чтобы еще сто раз прокричать парням свое персональное «Спасибо!!!» за выход в плей-офф, который состоялся парой дней раньше.

    Да, и вот еще что: «Минск-Арена», чей официальный статус сформулирован как «многопрофильный куль­тур­но-спортивный комплекс», освящен, помимо собственно хоккея, Scorpions, Элтоном Джоном, Стингом, Джо Кокером и Хосе Каррерасом.

    «Минск-Арена», безусловно, стоит мессы.

    Сам по себе матч с «Металлургом» оказался и в самом деле ни о чем. Все, что хотели сказать хоккеисты зрителям, они сказали в первом периоде – 2:1 в пользу гостей при абсолютно равной игре. Самое яркое воспоминание – классный, очень классный, просто фантастически классный гол минского канадца Джеффа Платта, уложенный в формат ничтожных долей секунды. Гол для учебников игры в хоккей: прием шайбы коньком (с поднятой, разумеется, головой), мгновенная оценка ситуации и пуля, пущенная с кистей над плечом Гелашвили.

    Надо за парнем последить повнимательнее. Этот Платт, сдается мне, очень непростой.

    Дальше из интересного только три наблюдения: дефилирующий по нижнему ярусу зубренок-маскот с мрачным выражением морды, находящимся в ярко выраженном диссонансе с общей праздничной атмосферой; отлично срежиссированное лайв-кисс-шоу с демонстрацией страстей человеческих на подвешенных к куполу гигантских мониторах; ну и намек на драку в самой концовке третьего периода. Драка как-то не раскрутилась, зато один из ее потенциальных участников, защитник «Динамо» Виктор Костюченок, стал полноправным героем мастер-класса, который состоялся на следующий день в другом Дворце спорта, не таком, конечно, роскошном, как Батькин, но тоже вполне себе ничего.

    Вообще мастер-классы под патронажем бренда моторных масел BP Visco уже претендуют на то, чтобы стать одной из хоккейных традиций России. Мастер-классов в нынешнем сезоне было дано ровно пять, полное звено: в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Нижнем Новгороде и теперь в Минске. Вот навскидку, без калькулятора – несколько сотен мальчишек получили за это время реальные уроки мастерства в прямом контакте со своими кумирами, а несколько тысяч им бешено позавидовали с трибун. Но никто не ушел обиженным.

    В Минске с пацанами, помимо уже упомянутого белоруса Костюченка, возились россиянин Константин Глазачев и словак Йозеф Штумпел – интернациональная бригада, десантировавшаяся на лед не только по зову официального партнера КХЛ, но и, хочется верить, по велению сердца. После утренней тренировки, между прочим. И накануне выезда в Ярославль на два матча первого раунда плей-офф с грозным «Локомотивом». Первый из них Минск едва не вытащил – с безнадежных, казалось бы, 1:5 гости доехали до живительных 4:5, но на этом силы у них и закончились (7:4 в пользу «Локо»). А во втором «Динамо» учинило хозяевам самый настоящий разгром – 4:1. Любители статистики могут убедиться в том, что пять баллов за результативность в этом двухматчевом отрезке записали на свой счет участники мастер-класса.

    Значит, и точно не в тягость, а в радость.

    Когда рядом много счастливых детей, ты и сам на позитиве, иначе быть просто не может. Но ведь дети – они по сути своей энергетические вампиры, поэтому после часа присутствия на мастер-классе ты вдруг понимаешь, что нужно срочно выйти на берег Свислочи и вдохнуть полной грудью морозного воздуха. Восстановить то есть порушенный юниорами внутренний баланс.

    Выйти на берег нет проблем, подышать – тоже. А на входе вдруг выясняется, что, пока ты дышал, в помещении сменилась власть.

    «Вы куда?» – «Да тут вот мастер-класс, а я пресса». – «Рюкзак открыть, ремень снять, телефон сюда, руки вверх». – «Я же только вышел, пять минут назад!» – «Вам повторить и показать, или сами все сделаете?».

    И тогда ты начинаешь врубаться, что он ведь совсем не шутит, этот материализовавшийся у двери парень в черном. Ты замечаешь при этом, что стоишь перед рамой металлоискателя, которого тут вот только что не было. И ты, конечно же, сбрасываешь рюкзак, снимаешь ремень, отдаешь черному трубку, поднимаешь руки вверх и подвергаешься тщательнейшему, не в пример аэропорту Домодедово, ощупыванию и сканированию.

    Все еще слегка удивляясь могуществу BP Visco, настаивающему, оказывается, на предельно высоком уровне безопасности для белорусских ребятишек, ты проходишь в холл, и первое, что бросается в глаза, – расставленные неведомо кем и когда по углам фигуры в черном. Двое из них с собаками. Наученный быть постоянно настороже, ты, беспокойный житель столицы России, принимаешься прессовать сам себя тревожными мыслями: «Кого-то убили. Нет, теракт. А вдруг война? Или государственный переворот? В общем, попадос».

    Из коридора, ведущего в подтрибунные помещения, выходят еще двое в черном. Один с легкой стремянкой в руках, второй, господи прости, с миноискателем Teknetics T2 наперевес. Через минуту становится ясно, что мин пока нет, но их уже ищут: блоки подвесного потолка методично приподнимаются, а в образующиеся черные дыры внедряется Teknetics, оборудованный еще и могучей подсветкой.

    В недавно таком шумном холле, раскрашенном в желто-зеленые цвета бренда, поселяется гнетущее молчание.

    Так, где-то тут были дети. С ними веселее.

    Дети, ау!

    Все дети рядом с ледовой площадкой. Дети о плохом не думают, у них праздник. Дети самозабвенно фотографируют­ся со звездами и собирают автографы. Звезды улыбчивы и терпеливы, отказа нет никому.

    Еще пять минут позитива.

    А потом в дальнем конце площадки, в проеме, откуда в хорошие времена выезжает поливочная машина, возникают две фигуры в черном. Рядом скользят собаки.

    Обложили.

    Остается тупо наблюдать.

    Ага, ясно, цель этого квартета – ворота. Ворота нужно аккуратно положить плашмя и прозвонить-пронюхать все штанги на предмет наличия в них взрывчатых веществ типа гексогена, тротила, пластита или, на худой конец, аммонита 6ЖВ с показателем бризантности всего-то 14 единиц.

    Автографы тем временем розданы, фотосессия финишировала. На звезд нападает пресса.

    Двое в черном делают свою ледовую работу тщательно, никуда не торопясь. Очевидно, что не скучной проформы ради, а реальной безопасности для. Собаки же нюхают холодные штанги без энтузиазма, потому что штанги, видимо, пахнут ржавым металлом, покрывающей металл краской, замороженной водичкой, кау­чуком, из которого, как известно, льют шайбы, и вратарским потом. А больше ничем. Ни мяса, ни гексогена. Гав.

    Ровно в тот момент, когда выключается последний диктофон, фигуры в черном обретают голоса. «Большая просьба покинуть помещение», – тихо, но очень внятно сообщают они каждому встречному из числа тех, кто не в черном.

    Да покидаем уже, покидаем.

    Тем более что ни войны, оказывается, ни теракта. Это просто Батька едет погонять шайбу, Александр Рыгорович. Вот-вот будет.

    Ну и хорошо, раз так. Пусть себе играет мужик. Хоккей гораздо лучше, чем война.

    Минск – Москва

    Йозеф Штумпел: «Обыграть русских»

    С: Правда ли, что все чехи – вы ведь родились в ЧССР – не очень хорошо относились к СССР?
    Так и есть. Объяснение лежит на поверхности: в нашу страну в 1968 году были введены советские войска. Народ хотел лишь немного свободы, однако вашим и нашим коммунистам это не понравилось. Мы были маленькой страной и не могли сопротивляться такой империи. Исход оказался закономерным, хотя у нас было еще одно оружие – хоккейная сборная. Люди провожали ее на чемпионаты и просили только об одном – обыграть русских. И когда это происходило, в стране был настоящий праздник.

    С: Вы часто даете советы молодым хоккеистам «Динамо»?
    Если кто-то ошибается, нельзя говорить с ним грубо. В конце концов, никто не желает своей команде поражения. Но, вообще-то, хороший тренер всегда знает, как лучше поступить в той или иной ситуации.

    С: Вам не кажется странным, что в России у хоккеистов зарплаты не намного меньше, чем в НХЛ?
    Все зависит от менеджеров. Если им нужен хороший игрок, то они начинают думать, как правильно разделить всю сумму, имеющуюся на приобретения.

    С: Каким бизнесом хотели бы заняться после хоккея?
    Пока не определился, но можно покупать квартиры или офисы и сдавать их в аренду. Я закончил строительную школу. Разбираюсь в системах отопления, канализации и сантехнике. Правда, уже многое забыл, но при необходимости навыки восстановятся. Хотя сильного желания нет.

    С: Может, в тренеры?
    Согласен. Хоккей все-таки то дело, которое я умею делать лучше всего.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров