• Андрей Талалаев: В чемпионате России легче будет «Ростову» и «Локомотиву», а не ЦСКА

    Еще о Шалимове, армянской специфике и очень много о футболе

    02.06.20 11:25

    Андрей Талалаев: В чемпионате России легче будет «Ростову» и «Локомотиву», а не ЦСКА - фото

    Фото: ФК Химки

    Источник:Спорт день за днём

    Автор:

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    С Андреем Талалаевым «Химки» вели борьбу за место в РПЛ. Тем не менее, в январе выяснилось, что у клуба, как будто, другие планы. Расставание Талалаева с «Химками» выглядит еще более неожиданным в свете того, что в итоге подмосковная команда все же получила право повышения в классе.

    Тренер, работавший в юношеской сборной России с Федором Смоловым и Аланом Дзагоевым, впервые в истории армянского футбола протащивший клуб («Пюник») через два раунда еврокубков и подготовивший для РПЛ сразу две команды – «Тамбов» и «Химки» – стал гостем нашего видеопроекта «Не один дома» на YouTube-канале «Спорта День за Днем».

    Смотрите видео, которое вышло при поддержке БК Бетсити, подписывайтесь на канал, оставляйте в комментариях пожелания по следующим гостям. Текстовая версия интервью – под видео.

    – Недавно аналитик «Сочи» Александр Веряскин в интервью «Спорту День за Днем» назвал вас одним из самых продвинутых тренеров России, вместе с Валерием Карпиным и Виталием Калешиным. Как к этому относитесь?

    – Наверное, это было как-то связано с тем, что я достаточно часто выражаю свое видение по телевизору и принимаю участие во многих конференциях, где высказываются также различные аналитики, помогающие тренерским штабам. Конечно, приятно. Если уж собаке похвала приятно, то, когда тебя признают люди, с которыми ты работаешь рядом, это значит, что ты движешься в правильном направлении. Калешин и Карпин – успешные люди в нашей профессии, они очень системно подходят к тренерству.

    – Тогда в свете того, о чем мы сейчас поговорили: как отнеслись к новости, что Юрия Семина в «Локомотиве» сменит серб Марко Николич?

    – Меня эта новость мало касается. Я понимал, что сегодня меня вряд ли пригласят в «Локомотив». Все знают, что в клубе назрела конфликтная ситуация, выход, как факт, напрашивался. Насколько своевременно и тактично все было сделано – вопрос к руководителям. Но Юрий Семин – это выдающийся российский тренер и на сегодняшний день «Локомотив» – его детище. И прямо сейчас в нем вряд ли сможет сработать кто-то более продуктивно. То, что Николич выиграл чемпионаты Венгрии и Сербии – хороший показатель. Молодой, перспективный, системный тренер. Но пока это не Сакки, не Моуринью, не Бердыев, и никто не представляет, что у него получится в «Локомотиве».

     

    – Как будут выглядеть команды РПЛ, если 21 июня возобновится чемпионат?

    – Мы можем проводить параллели с чемпионатами, которые уже начались. Преимущество будет у команд, где есть длинные скамейки с хорошим набором исполнителей. Не молодых и перспективных, а именно сложившихся мастеров, которые в нужный момент смогут демонстрировать свой уровень. У тех же немцев, у кого есть 20-25 человек, даже при неоптимальном состоянии без особых проблем добиваются успеха. Первый тур без проблем выиграли обе «Боруссии», как и «Бавария» – там стоял лишь вопрос, сколько она забьет «Униону». «Байер» забил четыре. А вот «Вердер» как был до пандемии не шевелящийся, так же и продолжил. Поступательное движение с точки зрения игровой идеи появилось, что-то там за две недели подготовки они «покатали». Но видно в то же время, что не хватает мастерства, и хоть ты пять замен сделай, хоть семь – все равно этот фактор будет сказываться. Поэтому, скажем, в противостоянии ЦСКА, «Ростова» и «Локомотива» я бы свой голос на данный момент отдал, скорее, за «Ростов» и «Локомотив».

    – То есть, более жизнеспособными окажутся те, кто проще обеспечивают себе контроль мяча, чем те, что зависят от абсолютной физической формы?

    – Контроль, как таковой, не нужен. Я бы акцент сделал на исполнительское мастерство в завершающей стадии атаки. ЦСКА, наряду с «Зенитом», больше всех проводит времени на трети поля соперника. Но реализации нет, и результаты далеки от оптимальных. И потом, если вы не можете бегать 90 минут, нужно обеспечивать правильную игровую аритмию. И вот как раз поэтому опытные игроки более обученные, сталкивались с этим чаще и на коротком промежутке способны более квалифицированно сделать результат. Наши спортсмены все же не привыкли играть в таком плотном графике – три матча в неделю, скорее, редкость, чем привычка. Нам предстоит как раз такой отрезок в месяц-полтора, он окажется тяжелым. И по этой причине я говорил о важности длины скамейки – за счет этого тех же мастеровитых игроков можно не только по ходу матча менять, но и проводить ротацию состава. Когда одних пятерых-шестерых могут безболезненно менять другие подобные.

    – Вы говорили, что для ваших команд в ФНЛ 3 матча в неделю – не проблема. Как и для «Пюника», с которым вы работали в Армении. Поделитесь опытом?

    – Там было 6 матчей за 19 дней как-то. И 7 за 24. Но стоит заметить, что микроповреждения бывают после каждого матча. К тому же, подготовка подготовке рознь. Есть состояние оптимальной спортивной формы, и я всегда объяснял работодателю и самим футболистам, что нужно, чтобы на него выйти. А именно – 46-47 тренировочных дней. Еще лучше, когда это конкретно шесть недель. Но если мы говорим о состоянии готовности к матчам, то здесь достаточно 19-24 дня. Это уже доказано и опробовано. В Европе все входят в сезон именно после такого периода подготовки. Наши команды, участвовавшие в еврокубках, тоже все это много раз проходили. 25-30 дней вполне хватает, чтобы проводить матч. Да, это не будет высокоинтенсивная игра. Да, количество действий максимальной мощности будет меньшим. Безусловно, будут проблемы с точностью, что естественно на большой скорости и с сопротивлением. Матчи будут «сырыми», какими мы их видели в бундеслиге в первом туре после возобновления. Команды добирают, им нужно как раз три-четыре тура, чтобы прийти в оптимальное состояние.

    – Санитарно-медицинские рекомендации федераций содержат призыв к футболистам минимизировать контакты, в том числе и на поле. Вам не кажется, что футбол в принципе стал более бесконтактным, чем был? Что тренеры, особенно нового поколения, больше делают акцент на выборе позиции, а единоборства и подкаты – давно на втором плане. В той же Германии мы видели голы, когда человек с центра поля доходил до ворот...

    – Когда играют команды высокого уровня, контакта на поле все же достаточно. Просто этот контакт отличается от того, что был раньше. Было как: человек принимает мяч, бежит с ним, его догоняют, сбивают, вырывают мяч. Чем сегодняшний футбол отличается от футбола тридцатилетней давности? Расстоянием опеки. А будущее – это предвосхищение, предчувствие, когда вся игра должна строиться на опережении. Команды, которые заставляют соперника ошибаться – будь это на чужой половине, или в блоке в центре поля – всегда готовят определенную зону, куда загоняют оппонентов с мячом, где его и отбирают. Но не так, как раньше, когда вырывали с корнем ноги, а за счет предугадывания, куда пойдет передача. И именно в фазе игры без мяча, в той, когда команда готовит ситуацию с отбором, футбол и стал очень сильно отличаться. Те, у кого этот навык есть, как раз в первых турах бундеслиги показывали футбол почти прежнего уровня. Команды, привыкшие больше обороняться числом, борьбой один в один или даже с двойной страховкой, очень сильно отличались. Потому что функциональное состояние для них принципиально важно.

    – Ваши команды – и «Тамбов», и «Химки» – были по стилю вполне итальянскими, что неудивительно, учитывая ваше тренерское происхождение. Принципы кальчо – не такие же, как у Нагельсманна или Боша. Вы пытались перестраиваться под изменения в футболе, о которых вы говорили? И быстро ли воспринимают их российские футболисты не первой величины? Или те же молодые: ведь многие клубы сейчас вынуждены будут больше задействовать своих воспитанников.

    – Приходя в команду, ты отталкиваешься от того, какие игроки у тебя есть и в какой футбол они могут играть. Когда «Тамбов» берешь на 17-м месте, а «Пюник» – на предпоследнем, «Химки» – на 15-м и пропускают больше всех, трудно сказать: «Ребята, через пять месяцев мы заиграем в самый современный футбол, будем пропускать меньше всех, а забивать – больше всех». Начинаешь плясать от печки: минимизируешь количество пропущенных голов, чтобы стабилизировать игру. Проще говоря – работаешь на добывание результата. За первые пару месяцев ты должен дать футболистам «хлеб» – то есть, очки. Им нужно почувствовать – так, мы перестали проигрывать, как минимум не пропускаем. И уже на этом фундаменте начинаем идти дальше. Другой момент, как это делать. Можно только обороняться и ждать контратаки. Можно выдавать какие-то зоны для отбора в середине поля. Можно пытаться включать прессинг на чужой половине, для начала 10-15 минут за тайм, ловить соперника на его раскрытости, когда ты дал ему себя предыдущие 30 минут прижимать. При этом нашему тренерскому штабу в тех командах, где работали, удалось за четыре года обеспечить стабильное появление в тройке лидеров по забитым мячам. Интересно, что, когда говоришь футболистам – «ребята, чтобы начать забивать, нам нужно сначала научиться не пропускать» – они сначала в это не верят. Потом выясняется, что бегают они столько же, сколько бегали до этого, но делают это уже по-другому. И если они еще и слышат тебя, а точнее, видят правоту в результате (да и премиальные еще никто не отменял), уже готовы идти за тобой туда, куда поведешь.

     

    – Куда водите? Какие показываете примеры?

    – Как раз многие из тех, которые уже с вами вспоминали, то есть, немецкие. Но также показываем и итальянские. Необязательно с тремя центральными защитниками, можно же и в четыре обеспечивать нужный баланс. Когда, например, три в линию, а четвертый в нужный момент поднимется и будет опорным. Глядя на расстановку, можно этого не увидеть, но зато больше становится понятно при взгляде на тепловую карту, которая дает представление об усредненном перемещении игроков. И даже люди из тренерского цеха удивляются: «Как, играя в четыре, удается сохранять вот это?». Первична не схема, а понимание игроками своих функций на поле.

    – Каких футбольных аналитиков в российских медиа вы читаете?

    – Дорский и Лукомский много материалов переводят, а также делают свою аналитику, которая по цифрам, по пониманию того, что происходило на поле, достаточно интересна. Выводы, которые они делают, не всегда совпадают с моими. Все-таки теоретики, которые смотрят футбол по телевизору и не знают, как именно та или иная вещь реализовывается на поле, не всегда могут эти выводы сделать правильно… Но закономерности, которые отражаются на счете и на положении команд в таблице, они подмечают, и названные мной ребята мне наиболее близки.

    – Что еще читаете?

    – Журнал Allenatore, итальянский. Там очень много не просто о тенденциях и новшествах, но и о переносе их в тренировочную работу. Нам очень не хватает сейчас серьезных изданий, которые бы профильно помогали тренерам. Именно в проекции – какой футбол мы хотим видеть, как это сделать, что получим. И поскольку этого не хватает, обязательно нужно слушать и смотреть практикующих тренеров. Сейчас это – любые программы на Sky, куда приходят большие тренеры, которые рассказывают о мелких нюансах. Например, о положении корпуса игроков при «открытом» и «закрытом» мяча, когда идет разбор примеров на высококлассных футболистах. Когда это видят наши игроки, они быстрее понимают, что раз звезды смогли совершенствоваться, значит, и мы сможем достичь этого уровня. И легче воспринимают работу. Харизма, авторитет тренера, достигнутый результатами, уже не играет решающей роли.

    – Когда вы приходили в редакцию «Спорта День за Днем» еще тренером «Тамбова», признались, что футбол Владимира Федотова – тогда он работал в «Оренбурге», сейчас в «Сочи» – вам не очень нравится.

    – Да я и сейчас могу повторить, что мне не нравится, когда баланс игры смещен в оборону. Я больше за атаку, ведь сам – бывший нападающий. Но, тем не менее, Федотов – совершенствуется, модернизирует игру, его концепция мне понятна. С тех пор, как мы с вами беседовали в редакции, прошло два года, и футбол его команд резко усовершенствовался, они прибавили в позиционном нападении. Я думаю, с такими игроками, как собраны в «Сочи», этот клуб будет в тройке по набранным очкам в оставшейся части сезона. Хорошие исполнители, тренерские идеи, сильный штаб аналитиков. Судя по тому, как «Сочи» действует в полуфлангах, каким командным игроком стал Кокорин, как создаются моменты при стандартах, вне зависимости от того, зоной обороняется ли соперник, или персонально – команда очень сильно прибавила.

    – Когда вы пришли в «Химки», похвалили «багаж Шалимова», сказав, что очень хорошее наследство получили. Сейчас этого тренера хвалить не принято…

    – Я смотрю «Ахмат» и понимаю, чего Шалимов от команды хочет. Это раз. Второе: я хвалил не самого Шалимова, а понимание футбола, которое он хотел привить. Другой вопрос, возможно ли это сделать в той среде, где он находится, реализовать с теми футболистами, которые имеются? И потом, у нас мало тренеров между ФНЛ и премьер-лигой, которые способны обучать футболистов креативу, находить центр свободного пространства, прокатывать передачи на ход, играть в одно касание. Так что в его работе я нашел много плюсов, хоть кто-то и спросит, а как это связано с результатом. Но не всегда есть прямой процент корреляции.

    – Вы были экспертом «Матч ТВ» на Евро в 2016-м, Евро-2020 перенесли на год. Изменились ли ваши планы на лето, или были другие идеи после ухода из «Химок» в январе?

    – Взрослея, ты уходишь от абсолютных форм. И если раньше я часто говорил: «Все, больше никогда не буду комментировать», – то теперь «никогда» сходит на «нет». Но все равно мне куда больше, чем комментировать, нравилось готовиться к матчам, разбирать их после. Анализ, донесение детальной информации – хоть до зрителей, хоть до футболистов – гораздо интереснее, чем просто констатировать происходящее. Мне повезло поработать на больших матчах. И все равно это останется моим хобби. Это точно лучше, чем сидеть и пить пиво. Тем более, готовясь к программе, ты просматриваешь материалы, которые помогают тебе совершенствоваться. Благодарен, что меня продолжают приглашать на телевидение. Связывал в этом плане большие надежды с домашним чемпионатом мира, но когда Артур Согомонян пригласил меня в «Пюник», рассказал о грандиозных планах и предоставил полный карт-бланш, тренерская работа перевесила. В итоге горд тем, что удалось сделать. Например, сотворили историю, армянский клуб впервые прошел до третьего раунда еврокубков. Очень сильно изменили команду, которая с предпоследнего места поднялась на второе, боролась за чемпионство, до которого ей не хватило одного очка. Немножко сломали систему, которая там была. После того, как мы уехали, четыре футболиста «Пюника» оказались в различных лигах. Армянские игроки на самом деле очень хотят играть за рубежом, но очень сложно перешагнуть этот барьер, не имея удачного опыта в сборной. А та в последнее время при неплохом качестве игры не показывала результатов. Некоторая перестройка психологии футболистов, с которыми мы работали, позволила им достичь определенных целей, стать конкурентоспособными на европейском рынке. Да, это Болгария, Казахстан, Россия, но уже шаг для игроков из Армении.

    – Где матчи проходят в два часа дня при 45-градусной жаре.

    – Все это можно было решить. Если закат в восемь, игры достаточно назначать на шесть. К примеру, на «Бананце», где низина, и когда солнце сядет за гору, температура минимум на 10-15 градусов бы опустилась. К сожалению, столкнулся с категорическим невосприятием моих посылов руководителями федерации, судейского комитета, некоторых руководителей клубов. Если люди не хотят расти, зачем долбиться в закрытую дверь? Собрался и уехал. Из-за чего была такая упертость, я так и не понял. Но везде свой колорит.

    – Зачем инвестировать в тренеров, чтобы их не слушать?

    – Собственно, к этому я и пришел. И так и сказал Согомоняну, что пока у вас не готова среда, лучше развивать детско-юношеский футбол, инфраструктуру, а потом уже приглашать более квалифицированных тренеров. Есть прямая взаимосвязь между детско-юношеской школой, материально-технической базой, ресурсом и достижением максимальных результатов. У меня пока все складывается так, что результаты опережают остальные составляющие. Но это очень жидкая конструкция, если не установить остальные три ноги. Я вот очень радуюсь успехам «Тамбова» и за Павла Борисовича Худякова, Георгия Александровича Ярцева, но пока недостаток инфраструктуры мешает клубу развиваться. Они хорошо играют, но могли бы еще лучше, имей клуб опору на собственную школу и материально-техническую базу. Такая же история в «Пюнике», с этим же столкнулись в «Химках». Где, казалось бы, есть все, но еще очень много чего надо сделать и в детско-юношеском, и в молодежном футболе, чтобы обрести стабильность и бороться за те же еврокубки.

    – Вы не раз говорили, что стабильное положение позволяет вам не бросаться на любое предложение о работе.

    – Лобановский сказал однажды: «Разочарование – это когда ты не можешь тренировать». Когда разговариваю сейчас с тренерами, спрашиваю, что для них более ценно – соревновательный период или подготовительный. Раньше мне не хватало игр раз в неделю, адреналина, процесса исправления ошибок. А именно сейчас у меня больше ощущение нехватки предсезонного периода. Это то время, когда ты можешь добиться наибольшего прогресса у игроков. Закончил с «Химками» в конце января – мне было примерно месяц хорошо. Можешь анализировать спокойно, не надо никуда носиться, выезжать из дома в девять утра и возвращаться домой в десять вечера. Но уже чувствую потребность в этом ритме жизни. Понимая, что предсезонка – это 30-40 дней в твоем распоряжении, когда можно вывести футболистов абсолютно на любой уровень. А из хорошей команды сделать очень хорошую. В большинстве игроков «Химок» – и я это им говорил – не было видно потолка. На этой основе с добавлением трех-четырех человек в каждое окно можно выстроить команду, способную бороться за еврокубки. На мой субъективный взгляд. Так что состояние на сегодняшний день такое, что хочется взяться уже за что угодно. Но важно, чтобы амбиции тех, кто платит, совпадали со структурной составляющей. Чтобы наш тренерский штаб мог реализовать все то, что умеет. Мы уже показывали, что способны дать результат за короткий срок. Главное, чтобы это все опять не ушло в пустоту.

    Фото: ФК «Химки», архив Андрея Талалаева 

    Читайте также: 

    Зачем РФС предлагает идти на футбол. Разве ответ не очевиден?


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров