• Как в России готовят тренеров? Большое интервью Сергея Овчинникова

    Начальник отдела подготовки тренеров Академии РФС рассказал, как изменилось тренерское образование

    31.05.23 13:03

    Как в России готовят тренеров? Большое интервью Сергея Овчинникова  - фото

    Источник:Спорт день за днём

    Автор:

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    В 2020 году РФС организовал специализированное образовательное структурное подразделение «Академия РФС», в том числе для подготовки тренеров. Их обучением занялся Сергей Овчинников.

    Игроком экс-вратарь сборной России поиграл за «Динамо» и «Локомотив», а также в Португалии за «Бенфику» и «Порту». После завершения карьеры попробовал себя на разных позициях: главным тренером в «Кубани», «Динамо-Брянск» и минском «Динамо», ассистентом Юрия Семина в киевском «Динамо», спортивным директором в Академии имени Юрия Коноплева, а также работал в тренерском штабе национальной команды при Леониде Слуцком, Фабио Капелло и Дике Адвокате. С 2014 по 2020 годы был старшим тренером ЦСКА.

    В эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем» Сергей Овчинников рассказал:

    – что изменилось в подготовке тренерских кадров;

    – какие тенденции преследуют современный футбол;

    – что за тренеры выйдут на свет в ближайшие годы.

    Чем занимается Академия РФС

    – Давайте вспомним, как вы оказались в Академии РФС?
    – После того, как я ушел из ЦСКА, сидел дома. Поступил звонок от Ирины Геннадьевны (Барановой – руководитель Академии РФС. – «Спорт День за Днем»). Договорились встретиться и поговорить.

    – Для вас кабинетная работа не была привычным делом. С чего начали на новой должности?
    – Принимали дела и документы от учреждений, которые ранее проводили обучение на международные и национальные тренерские лицензии. Проводили консультации с УЕФА о необходимости модернизировать систему тренерского образования в России. Начали организовывать обучающие модули в онлайн и очном формате для уже набранных групп в 2020 году. В частности, для группы на лицензию Pro-УЕФА, где учились братья Березуцкие, Мурад Мусаев, Сергей Игнашевич и другие известные в футбольном мире люди. Первый очный модуль мы провели в Петербурге в рамках Евро-2020. Тогда к нам для анализа приехал сам руководитель Службы УЕФА по тренерскому образованию и техническому развитию Франк Людольф. Кстати, в январе мы выпустили эту группу, вручили дипломы и тренерские карточки УЕФА. А сейчас уже сформирована по результатам тестирования и утверждения УЕФА новая группа на лицензию Pro – по правилам УЕФА такую группу в количестве не более 20 человек можно набирать не чаще, чем раз в два года.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций
    Братья Березуцкие в Академии РФС

    – Насколько подход к обучению тренеров в Академии РФС изменился, если сравнивать с тем, что было в Академии тренерского мастерства?
    – Образовательный процесс кардинально изменился. Мы отталкивались от международных директив и стандартов, но при этом, конечно, соблюдаем и образовательные требования нашей страны. Не забываем и про хорошие традиции советской тренерской школы. Удалось реорганизовать процесс обучения по современной модели, которая применяется в ведущих футбольных странах. Важен индивидуальный подход к слушателям, также обучение должно быть более интерактивным. На мой взгляд, если это актуально и востребовано в сегодняшнем мире, почему мы должны быть исключением?

    – Тренерская конвенция УЕФА предполагает что-то конкретное в обучении?
    – Для тех членов УЕФА, которые подписывают конвенцию – да. Есть определенные направления, куда будет двигаться футбол, какие организационные вопросы должны решать федерации стран внутри себя. Это касается и обучения тренеров, судей и всех остальных специалистов в области футбола. Важно способствовать подготовке футбольных тренеров посредством обучения в условиях, приближенных к реальности.

    Тренерская конвенция задает требования в отношении инструкторов тренеров и других преподавателей, критерии отбора кандидатов на обучение. В ней прописаны стандарты от организации и длительности обучения до самого содержания программ на каждую лицензию и методики преподавания. Кроме обучения отдельно говорится о дальнейшем развитии и повышении квалификации тренеров с лицензиями УЕФА.

    В обучении акцент на практике

    – Вы курируете вопрос образования тренеров. Какие изменения вы видели главными?
    – В первую очередь – создать институт инструкторов, которые как раз и занимаются образованием тренеров. Желательно, чтобы такие инструкторы были действующими тренерами с высокой лицензией, которые сами постоянно проходят курсы повышения квалификации. Уменьшился объем лекций, потому что футбол – это прикладной вид спорта. Поэтому нужна в основном практическая деятельность как для учащихся на лицензии C-УЕФА, так и на Pro-УЕФА. Тренер все время сталкивается в своей работе с практической деятельностью. Вот УЕФА и призывает уделять как можно больше внимания практическим занятиям с реальными командами.

    – Какое отражение это нашло в работе?
    – Обучение слушателей проходит не только во время очных модулей, но и между ними. Достаточно большое количество онлайн-занятий. Тренерам дается домашнее задание. Каждый в отдельности или в мини-группах работают до следующего модуля. Получается, что без отрыва от производства идет постоянное обучение, в том числе и на своих командах, где они работают. Это удобно, свои умозаключения они сразу могут реализовать на практике. Во время обучения каждый тренер создает свое портфолио, в которое входит все, что он делает во время обучения – от тестирования до каждого домашнего задания и проведенной тренировки.

    Сергей Овчинников

    – Именно это и есть тот акцент на практике?
    – Да, тренеры постоянно занимаются практикой на своих командах, решают те задачи, которые мы ставим перед ними в плане обучения. Они готовят тренировки, анализируют, например, Лигу чемпионов. И в плане подготовки домашнего задания к следующему модулю они на своей команде предлагают решение, которое часто подкрепляется видео с конспектами.

    – Есть ли какая-то общая линия, которую вы выдерживаете во время обучения тренеров? Многие спросят так: «Говорите ли вы им, как правильно тренировать»?
    – В основном процесс обучения заключается не в том, как правильно тренировать. У тренера творческая профессия. Так что ответ на этот вопрос никто дать не сможет.

    Скорее всего, нужно иметь хотя бы минимальные базовые навыки, которые можно дать игрокам. Как я выражаюсь, чтобы не учить детей играть в футбол на руках. Футбол на самом деле простая игра. Так что мы скорее предлагаем доступный для понимания контент в плане обучения и практики, чтобы тренер, обучаясь, легко усваивал информацию и тут же мог применить ее на практике. Учебные программы максимально приближены к реальности, в них много интерактива.

    Дмитрий Белоруков на обучении для получения лицензии A

    На мой взгляд, это даст определенный выплеск через какое-то время. Особенно это касается базовых лицензий C-УЕФА и B-УЕФА, многие обладатели которых работают как раз в детско-юношеском футболе: там просто рычаги для управления командой, упражнения и их направленность для тренеров-новичков, в том числе и бывших футболистов, потому что им тоже нужны минимальные знания. После курса тренеры должны идти и работать, получать свой опыт. Потом они пойдут на более высокую лицензию, таким образом получается хороший снежный ком, чтобы к обучению на лицензию Pro-УЕФА они уже обладали всеми тренерскими навыками. И уже только от них зависит, смогут ли они реализовать свой потенциал – у каждого своя карьера и судьба.

    Все хотят игроков «Ман Сити» и «Ливерпуля», но это невозможно

    – До сих пор в тренерских рядах – в первую очередь речь о тех, кто постарше – можно уловить некий скепсис относительно этого подхода. Александр Венцель, главный инструктор Академии РФС по тренерскому образованию, рассказывал, что у каждого тренера может быть свой подход, можно пробовать что-то свое. Но некоторые упрощают: мол, на любом уровне у игроков либо есть мастерство, либо его нет. Согласны?
    – Это хорошее оправдание для любого тренера, чтобы снять с себя ответственность. Что я работаю с теми, кто у меня есть, а результат зависит от качества игроков в команде. Допускаю, что так могут говорить только не очень успешные тренеры.

    Но мы же говорим о футболе в целом. Ребенок в 10 лет не может обладать всеми качествами. Его надо развивать. Возможно, именно мастерство тренера позволит развить лучшие качества этого ребенка, который впоследствии станет большим футболистом.

    Александр Венцель

    В 10 лет он мог не обладать качествами визуального характера, и тренер мог сказать, что он не будет играть в футбол. Но надо все равно пробовать, развивать всех детей, потому что в футболе не все идут на самый высокий уровень. Это некая социальная нагрузка, особенно в детском футболе, чтобы по возможности мы могли оставить в игре как можно больше детей. Очень хочется, чтобы эти дети оставались в игре в том или ином качестве. Футбол же не заканчивается на поле. Если у них есть определенные футбольные навыки, впоследствии они могут выбрать профессию судьи, тренера, менеджера, администратора, даже в молодые годы. Таким образом, мы наполняем наш вид спорта профессиональными людьми, пусть и на разные специальности. И это зависит в том числе от тренера. Понятно, что все мы хотим иметь в составе игроков уровня «Ман Сити» или «Ливерпуля», но это невозможно. Поэтому задача тренера в том числе сделать из не очень хорошего футболиста – среднего, из среднего – хорошего, из хорошего – отличного. Это и есть тренерское мастерство.

    – Приходилось ли уже переубеждать тренеров?
    – К счастью, те тренеры, которые у нас обучаются, таких громких утверждений не делают. Наверное, это связано с тем, что у нас много бывших игроков, поигравших на неплохом уровне, у которых есть понимание, как становятся футболистами и что зависит от тренера.

    Надо ориентироваться на массовость, а не исключительность

    – Наверное, изменился не только процесс обучения с точки зрения акцента на практике, но и над методикой обучения пришлось поработать?
    – Конечно, но я бы отметил, что мы стали более открытыми. Мы ждем обратную связь от наших тренеров, а взамен предлагаем то, что получаем от этой обратной связи. Важно корректировать форму обучения, если есть соответствующий запрос. Мы стремимся к полной прозрачности – к нам могут приехать люди, которые даже не обучаются у нас, чтобы посидеть, послушать, поговорить или поделиться какими-то проблемами. Тогда мы стараемся помочь. К нам обращались президенты клубов с просьбой порекомендовать тренера. На мой взгляд, это говорит о большом доверии. Достаточно большое количество тренеров учатся у нас за счет работодателя. Руководители интересуются, как их сотрудники проявляют себя. И мы предоставляем такую обратную связь.

    – Андрей Лексаков, например, часто приезжает в Петербург, чтобы выступить перед тренерами. Он рассказывал, что наши тренеры готовят невостребованных в профессиональном футболе игроков. Согласны?
    – От того, что мы обозначим проблему, ничего не предлагая взамен, ничего не изменится. Наверное, лучше всем вместе попытаться улучшить то, что есть. Создать то, что востребовано в современном футболе, и предлагать это людям.

    Я уверен, что у нас много талантливых тренеров, просто им надо помочь – кому-то в организации, кому-то в методике, кого-то просто нужно поддержать. Важно, чтобы люди знали, что у нас они получат адекватную и профессиональную помощь. Нам иногда звонят и рассказывают о проблемах, которые мы пытаемся решать, это говорит о доверии к нам. Это приятно, и мы этим очень дорожим.


    Самое главное, что мы все должны оставаться на равных. Тренеры, игроки и судьи – это действующие лица, которые находятся на футбольном поле и дарят нам праздник. Поэтому мы должны с большим уважением к ним относиться, идти навстречу, оказывать всевозможную помощь, будь это образование или простая поддержка.

    – Тренды мирового футбола постоянно меняются. Каких принципов вы придерживаетесь в обучении тренеров?
    – Если мы будем следить за трендами современного футбола, ориентируясь на исключительность, ничего хорошего не выйдет. Мы должны ориентироваться, скорее, на массовость, которая держит хороший уровень. Поэтому в первую очередь должна быть система. Любая система, даже плохая, лучше, чем какой-то неожиданный хаос, даже если он и даст положительный «выхлоп» на коротком отрезке времени.

    – А как же система в советское время?
    – Время было другое. Сегодня возможности увеличились. Мы построили систему, она начала работать, но ее нужно и дальше улучшать, чтобы через определенное количество времени она давала нам неординарных тренеров со своим взглядом на футбол, с разными стилями, но общей качественной образовательной базой, которую мы можем предложить. На мой взгляд, добротная минимальная база лучше, чем ничего. Именно на эту базу должно накладываться творчество, которое играет большую роль в нашей профессии. Все мы по-разному видим футбол, но именно отталкиваясь от базы мы можем расширить возможности тренерского цеха с точки зрения стилистики, разнообразия команд и индивидуального развития игроков.

    Сергей Овчинников показывает упражнения

    – Часто слышно от тренеров, что они хотят получить какие-то конкретные упражнения или шаблоны, как им работать. Так называемую «волшебную таблетку».
    – «А таблетки нет, – как говорил Юрий Палыч Семин, – поэтому побежали!». Набор упражнений – это одно. Другое – когда и как мы даем эти упражнения. В какой день недели, в каком цикле – это важные нюансы. Если тренеры будут обладать качественной базой, они потом спокойно заполнят «шахматную доску», у них будет правильная картина работы, следовательно, их возможности смогут проявиться быстрее.

    Влияние Бердыева

    – Почему у нас тренеры часто играют в прагматичный футбол?
    – На это повлияли успехи команд Курбана Бердыева. Наш заточенный на результат футбол сразу это принял. Но в этой системе игроки не развиваются. Мы не видим атакующих действий в большом количестве, не видим индивидуальных действий игроков. Видим только хорошо организованную массированную оборону, которая надеется не пропустить. Это не совсем то, что нужно для развития футбола в целом. Но в последнее время многие российские клубы стали понимать, что надо искать счастья в атаке, развивать своих футболистов и выигрывать за их счет. Если они хорошо развиты по всем параметрам, то и результаты будут соответствующие. К тому же зрителю больше нравится смотреть атакующий футбол, чем оборонительный.

    У нас сейчас подрастает плеяда талантливых тренеров с большим игроцким прошлым, со своим взглядом на современный футбол. Кто-то уже неплохо работает, получив немалый опыт помощниками с другими большими тренерами. Так что в ближайшее время я ожидаю появление очень хороших команд с точки зрения стилей и решения турнирных задач. Хочется поддержать всех ребят, кто уже начал работать или подходит к профессии – чтобы они не боялись творить, проигрывать, следовали своей четкой цели и шли дальше. Это будет только обогащать наш футбол.

    Курбан Бердыев

    – С вами, думаю, многие согласятся.
    – Думаю, что это должно быть в голове у любого нормального человека, который любит футбол. Мы об этом постоянно ведем разговоры со слушателями. У каждого свой взгляд, поэтому не бойтесь говорить, давайте обмениваться информацией, спорить и дискутировать. Даже человек на лицензии C-УЕФА может дать полезный совет для тренера с лицензией Pro-УЕФА. Что-то ты можешь по какой-то причине пропустить, а он – подметил. Это и есть институт тренеров, наша семья, где мы можем всегда взаимодействовать в пользу общего развития. Если ты замыкаешься в себе, то у тебя есть только одно мнение. А если ты открыт и принимаешь информацию, то обогащаешься большим количеством идей, мнений и вариаций, которые можешь использовать в своей работе.

    Нужно больше по-разному видящих футбол тренеров

    – Что собой представляет база знаний, которую вы доносите до тренеров?
    – Мы ориентируемся на минимальную базу. Мы обсуждаем и предлагаем разные вариации тактических, физических, психологических, педагогических и даже нутрициологических задач. Всех этих рычагов раньше не было, а в современном футболе психология и правильное питание тоже играют огромную роль. Если мы будем рассказывать об этом тренерам даже на лицензии C-УЕФА, они будут продвигать это среди своих маленьких подопечных, у которых будет развиваться правильная спортивная культура. И это повысит их шансы стать хорошими игроками. Обучая тренеров, мы понимаем, что через них предлагаем некую культуру футболистам. Таким образом возникает цепочка, которая позволит, надеюсь, получить определенные результаты в будущем.

    У нас в Академии РФС шикарные специалисты, которые не только рассказывают, но и показывают, пробуют взаимодействовать со слушателями прямо во время обучения, предлагая разные модели и решения. Таким образом специалисту дают сразу несколько ситуаций, и он знает, что, если в работе не сработает одно решение, можно попробовать другое.

    Ирина Баранова и Максим Митрофанов

    Поэтому универсальной панацеи нет! Это дискуссионный формат. Каждый по-своему ищет тот путь, по которому идет. Мы должны похвалить за организацию этого процесса Ирину Баранову и Максима Митрофанова, который тесно с нами взаимодействует. К тому же карт-бланш от президента РФС Александра Валерьевича Дюкова тоже говорит о том, что это люди небезразличные. Они действительно хотят сдвинуть камень с места, который стоял 20 лет. Хотят, чтобы появлялись новые Бесковы, Лобановские и другие замечательные тренеры. За счет этого наш футбол должен сделать большой шаг вперед. Мы не хуже развитых футбольных стран. Поэтому должны проносить современный подход к обучению через призму тех традиций, которые были актуальны в советское время. У нас большая футбольная нация, много завоеванных титулов, мы должны этим гордиться. И ориентироваться в перспективе на своих лучших представителей.

    – Тем более, что многие европейских тренерские практики основаны на трудах Лобановского. Это правда?
    – Нам нравится так говорить, хотя, может, это и не совсем так. Но то, что Лобановский в свое время сделал большой шаг в развитии тренерского мастерства – правда. Понятно, что он не один. Был такой профессор Зеленцов, который разрабатывал программы, были рядом другие тренеры и научные группы. Весь Советский Союз тогда работал на футбол. Бесков со своим стилем сделал «Спартак» – это был знак качества определенного футбола, «Динамо» Киев – это другой стиль, кавказские команды – третий, «Динамо» Тбилиси – это сплав европейского и кавказского футбола.

    Сергей Овчинников

    У нас было много разных тренеров и стилей внутри страны. Благодаря этому была очень сильная сборная, потому что ее насыщали игроки разных стилей, которые могли поставить в тупик любую команду в Европе и в мире. Про это не надо забывать, к этому нужно идти. Если будет больше тренеров, которые по-разному видят футбол, но при этом видят его правильно с точки зрения развития, то тогда у нас будет хороший результат.

    – Были те, кто, оценивая ваше назначение в Академию РФС, утверждали, что вы не добились успехов в качестве главного тренера во взрослом футболе. Да и вообще, какой вратарь может быть хорошим тренером…
    – Все это стереотипы. Но если мы посмотрим – Черчесов был тренером сборной, хотя был вратарем. Можно по-разному к нему относиться, но он единственный, кто добился максимального результата со сборной России на чемпионате мира. Хороший вратарь лучше любого полевого игрока понимает футбол. Он единственный, кто во время игры видит все поле, он – проповедник идей тренера. От него часто требуют руководства обороной и командой в целом – как при обороне, так и при атаке. Недаром теперь УЕФА фактически приравнял лицензию А-УЕФА тренера вратарей к лицензии Pro, а в командах тренер вратарей считается вторым помощником. Футбол в Европе показывает, что именно тренер вратарей – это многогранная роль. Поэтому УЕФА решил эту профессию поддержать.

    Что касается моей кандидатуры, скажу так: не я себя выбирал. В любой момент со мной могут попрощаться. Мое преимущество – я не ангажирован, я ни под кем, поэтому давление на меня оказать невозможно. Это счастье – быть независимым. За каждым тренером или футболистом есть какая-то история. Моя история о том, что нужно всегда честно относиться к делу.

    Фото: РФС, ФК «Сочи»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров