• Конец голландской эпохи в «Зените»: ожидание новых Аршавиных или возвращение на задворки?

    Что говорил и что сделал Хенк ван Стее?

    06.07.16 10:03

    Конец голландской эпохи в «Зените»: ожидание новых Аршавиных или возвращение на задворки? - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Расставание «Зенита» с Хенком ван Стее для многих питерских специалистов стало личной победой. По их мнению, созданная в сентябре 2009 года под руководством голландца академия «Зенита» работала с системными ошибками, результат которых — отсутствие питерских воспитанников в основном составе главной команды.

    За последние годы «Спорт День за Днем» сделал с ван Стее несколько больших интервью — сегодня мы вспоминаем основные цитаты из них и сравниваем с тем, что получилось.

    Что ван Стее увидел

    «До приезда в Петербург я часто видел игру детских и юношеских команд из России, в том числе из вашего города. И всегда обращал внимание: команда могла показывать хороший футбол, но если рассматривать каждого игрока в отдельности, то бросалось в глаза, что у всех без исключения есть недостатки. Ни один игрок не обладал всесторонней базовой подготовкой, которая необходима для игры на высоком уровне. В этом российские юноши сильно уступают сверстникам из Западной Европы». Хенк ван Стее, с 2009 года — директор академии «Зенита», с 2015 года — спортивный директор «Зенита».

    Комментарий «Спорта День за Днем». За шесть лет ситуация не изменилась. И дело не только в отсутствии воспитанников академии на заметных ролях в «Зените». Российские юноши выиграли золото чемпионата Европы в 2013 году и серебро в 2015-м (в обоих случаях лидером команды был воспитанник академии Алексей Гасилин). Но многие специалисты повторяли давнее замечание голландца: сборная Дмитрия Хомухи выделяется дисциплиной и слаженной командной игрой, но не индивидуальностями. Возможно, в том числе и поэтому большого доверия молодежи не видно и в других ведущих командах страны. Исключение — «Спартак», задействовавший в прошлом сезоне сразу несколько молодых игроков, и отчасти «Локомотив», где к Алексею Миранчуку в конце сезона присоединился Ришат Жемалетдинов. Желающие пробиваться наверх другим путем вынуждены начинать со скромных команд ведущих чемпионатов или же с Чехии, Дании, низших дивизионов Германии с Португалией. Пример Александра Зинченко, подписавшего контракт с «Манчестер Сити», для его российских сверстников на сегодня — фантастика.

    «Вижу три главные проблемы в детско-юношеском футболе Петербурга. Первая — неразвитая инфраструктура: мало хороших полей, почти нет манежей, что особенно важно для Петербурга с его климатом. Вторая — отсутствие специального обучения тренеров. Необходимо обладать знаниями, которые важны именно для работы с детьми, следить за новинками в методике, обмениваться опытом. И третья — это работа тренеров с одними и теми же группами целых десять лет. Тренер не может быть отличным специалистом как для десятилетних, так и для шестнадцатилетних».

     

    Комментарий «Спорта День за Днем». Ситуация изменилась лишь локально. В городе появилось несколько манежей, но специалисты жалуются, что условия для серьезных занятий там неподходящие. С энтузиазмом узнают новое и постоянно обучаются, как правило, молодые тренеры. Но хватает в детско-юношеском футболе Питера и возрастных специалистов, предпочитающих работать на старом багаже, актуальном в лучшем случае для восьмидесятых. Среди них достаточно и таких, кто по-прежнему работает с одной возрастной группой до семи-восьми лет.

    «Статус профессии детского тренера в Западной Европе и в России сильно различается. В Голландии эта профессия очень престижна. Подготовка футболистов — основа работы любого клуба, и этот труд хорошо оплачивается. Сейчас в школе ''Аякса'' с детьми работают знаменитые в прошлом футболисты — Деннис Бергкамп и Франк де Бур. В России же игроки, закончившие карьеру, не хотят работать с детьми. Они стараются сразу же получить тренерскую лицензию и тренировать в премьер-лиге. В крайнем случае в молодежном составе. Получается, таких тренеров много, а специалистов для детского футбола не хватает».

    Комментарий «Спорта День за Днем». По информации, имеющейся у «Спорта День за Днем», в академии зарплата от 50 до 100 тысяч рублей в месяц, еще в нескольких школах — в районе 50. В остальных — значительно меньше. В большинстве других регионов, за исключением частных школ, оплата труда детских тренеров вынуждает их подрабатывать еще в нескольких местах, часто — по другой специальности. Отношение бывших футболистов к этой профессии тоже не изменилось. Большинство завершивших карьеру прямо говорят, что начинать с низов (именно так на их языке называется детско-юношеский футбол) не желают. А те, кто увлекся работой с ребятней, готовы ее бросить, едва появляется шанс стать помощником главного тренера в молодежной команде новичка премьер-лиги.

    Что ван Стее изменил

    «Раньше в ''Смену'' отбирали детей на основании результатов тестов. Но как по тестам на физические качества можно судить о футбольных перспективах ребенка? Дети развиваются совершенно по-разному и в одном возрасте могут иметь разные физические данные, от которых и зависит успешность многих тестов. Еще надо помнить, что дети постоянно растут и мальчишка может за полгода прибавить в росте десять сантиметров, а это может сказаться на его координации, двигательных навыках. Старую систему тестов мы отменили».

    Комментарий «Спорта День за Днем». Единой позиции в этом вопросе среди питерских специалистов нет, взгляды на методы оценки футбольных способностей сильно различаются. Условно эти взгляды можно поделить на три категории. В первой — те, кто придуманные в семидесятые методы отбора до сих пор считает истиной в последней инстанции. Представители второй группы скорее согласны с ван Стее — оценивать надо в первую очередь показываемое детьми на поле в игровых упражнениях. По мнению третьих, тесты необходимы, но не в качестве главной оценки, а лишь как дополнение к взгляду тренера на перспективы юных футболистов.

    Есть и еще одна позиция, наименее популярная, но самая, на взгляд автора, убедительная. Согласно ей, в России футбол изучен наукой лишь поверхностно, поэтому надежных тестов для определения способностей к этому виду спорта просто быть не может. А если бы даже узкая группа ученых такие тесты придумала, подавляющему большинству специалистов элементарно не хватило бы знаний, чтобы эти тесты расшифровать.

    «В школах Западной Европы составляется план развития игроков. Что и как тренировать, как играть. Это можно контролировать. В России тренеры были заняты в первую очередь самими собой. Они думали не о том, что будет оптимальным для развития игрока, а о результате конкретной игры, в которой участвует команда. Мы стараемся думать только о прогрессе футболиста».

    Комментарий «Спорта День за Днем». Пагубная система «гонки за результатом» до сих пор верховодит в детско-юношеском футболе России. Оценка работы школ, их финансирование, зарплата тренеров зависимы от мест в турнирах, а не от развития отдельных футболистов. До сих пор нет ни единой системы подготовки игроков, ни единых критериев оценки их мастерства. Впрочем, у академии «Зенита» другая проблема. Заведомо худшие условия для занятий в других школах изначально снижают конкуренцию в чемпионате города. По информации, имеющейся у «Спорта День за Днем», для привыкания юношей академии к серьезному сопротивлению даже обсуждался вопрос об их участии в чемпионате Москвы.

    «Когда спрашиваешь тренеров, кричащих на детей, зачем они так поступают, те не могут четко объяснить. Говорят, что привыкли, потому что так было всегда, на них тоже кричали. У нас в академии правила поведения запрещают использовать ненормативную лексику и ругательства в адрес детей без причины повышать голос. Ребенок должен получать радость от занятий футболом. А если на него кричат в школе, кричат на тренировках с матчами, да еще и дома, то он превращается в зомби, который боится совершить ошибку и вряд ли может получать полное удовольствие от футбола».

    Комментарий «Спорта День за Днем». Проблема сохранилась, но в гораздо меньших масштабах. Даже на матчах высшей лиги чемпионата города порой можно услышать гневные и оскорбительные тирады с тренерской скамейки. Но нерушимой системой это уже назвать нельзя. Да и приверженцы этого метода в основном пожилые люди.

    Что ван Стее обещал

    «Чтобы выстроить всю систему, надо еще полтора-два года, а отдачу мы сможем получать года через три-четыре. Подчеркну, конечная цель — подготовка игрока именно для основной команды, а не для молодежной, которая тоже является частью академии. Но через три-четыре года мы сможем пополнять ''Зенит'' игроками из академии каждый сезон».

    Комментарий «Спорта День за Днем». Оценка выполнения этого плана неоднозначна. Да, за семь лет работы ван Стее никто из воспитанников академии прочно в основном составе «Зенита» не закрепился. Но уже несколько лет подряд они постоянно ездят на сборы и тренируются с основным составом, порой их представительство доходит до трети состава. А потеснить Гарая, Кришито, Витселя и Халка без политической поддержки клуба или воли главного тренера невозможно. Подтверждает это пример Павла Могилевца, который уехал в аренду в «Ростов» и провел 80 процентов матчей в стартовом составе команды, занявшей второе место.

    Выполняет ли академия свои задачи?

    «Игрок основного состава — тот, кто входит в число 24 человек, постоянно тренирующихся с командой, и регулярно попадает в заявку на игру. Если взглянуть на прошлый сезон, такими были Егор Бабурин и Алексей Евсеев. Сейчас очень близко подошли Алексей Гасилин, Джамалдин Ходжаниязов, Степан Ребенко. Когда футболист попадает в ''основу'', все уже зависит от того, насколько он получит шанс себя проявить. Но это уже прерогатива главного тренера.

    Хороший пример — Егор Бабурин. Академия его подготовила, он попал в первую команду, провел за нее четыре игры ''на ноль''. Потом перестал играть — Вячеслав Малафеев почувствовал себя лучше и снова стал номером один. Но это ведь не наша вина... Для меня Радимов — молодой тренер, которому необходимо дать шанс проявить себя. Знаю, что он был капитаном ''Зенита''. Поиграл на высоком уровне. Какое-то время поработал ассистентом главного тренера молодежной команды. Но он никогда не был главным тренером. И я с нетерпением жду, как у него получится. Если тренерам и футболистам не давать шанса, никогда и не узнаешь их настоящих качеств».

    Комментарий «Спорта День за Днем». За три года существования «Зенита»-2 путь питерских воспитанников в основной состав легче не стал. Хотя Владислав Радимов дослужился до главного тренера сборной ФНЛ, а по мнению некоторых тренеров и руководителей других клубов, в системе «Зенита» игроков хорошего уровня хватит на три-четыре команды ФНЛ, которые мечтают о повышении в классе.

    Почему воспитанники академии не повторяют путь Денисова?

    «С тех пор, как Игорь Денисов и несколько его ровесников получили и отстояли свой шанс, многое изменилось. В 2003 году ''Зенит'' был совершенно другим, тогда клуб не имел нынешних возможностей для комплектования. Посмотрите на состав команды сегодня — он почти полностью состоит из игроков сборных, у этих футболистов много регалий. И молодым объективно очень тяжело отодвинуть в сторону опытных мастеров. Поэтому я понимаю Лучано Спаллетти, который выпускает игрока, который провел, например, 25 матчей за свою сборную, а не 17-летнего пацана. Если вы хотите, чтобы все быстро поменялось, надо звать Арсена Венгера. Он смотрит на это по-другому. Но Венгер такой один».

    Комментарий «Спорта День за Днем». По заверениям руководства «Зенита», «свой Венгер» в клубе уже появился. Мирча Луческу в «Шахтере» зарекомендовал себя и любителем, и тренером, умеющим выводить молодежь на более высокий уровень. Хотя касалось это в большей степени бразильцев. Но, приехав в Питер, Мирча пообещал уделить серьезное внимание именно питерской молодежи. Если румын слово сдержит, оценкам работы голландца добавится объективности.

    «Сейчас именно академия с большим отрывом лучшая школа в Петербурге. Наверное, людям, которые работают в СДЮСШОР «Зенит», это сложно принять. Впрочем, я этой школе желаю процветания, хочу, чтобы они могли на равных с нами конкурировать и даже обойти. Хочу, чтобы развивались и другие — ''Коломяги'', ''Локомотив'', ''Динамо''. Что же касается мнения людей о моей работе, то я им предлагаю: приезжайте сюда и посмотрите, что мы сделали и как работаем. Сравните увиденное с тем, что было три с половиной года назад. Посмотрите, сколько у нас выросло хороших тренеров из молодых специалистов, как играют наши ребята на соревнованиях. Для того чтобы это увидеть, не надо ехать куда-то далеко — мы ведь здесь, рядом. А потом уже сделаете выводы. Вместо того чтобы формировать свое мнение по высказываниям других людей, которые, возможно, завистливы».

    Комментарий «Спорта День за Днем». Футбольным комплексом на улице Верности еще на этапе реконструкции восхищались бывалые европейские специалисты. По их словам, столь комфортными условиями располагают далеко не все академии в Англии и Голландии, например. Сегодня зенитовская академия располагает шестью полями, манежем, классами для теоретических занятий, интернатом и гостиницей. В партнерах — 15 филиалов, в том числе несколько в Ленинградской области, по одному в Башкортостане и Великих Луках. Игнорировать факт, что все это появилось при ван Стее, могут лишь люди, имеющие зуб на голландца. Впрочем, у кого-то из них в ближайшее время может появиться шанс для реализации своих идей на благо «Зенита» в уже готовых условиях.

    Проблемы «Зенита» — проблемы России

    «Я изучил ситуацию в ведущих командах России. Кроме ''Зенита'' взял московские и ''Краснодар''. У всех одно и то же — нигде за основной состав не играют ребята 1994–1996 годов рождения. В лучшем случае изредка выходят на замену или сидят на скамейке. Могилевец здесь исключение. Это объяснимо: команды претендуют на медали и места в еврокубках и покупают легионеров. Задачи решают. Но для развития российского футбола, интересов сборной страны это большая проблема. Пример для сравнения: 18–20-летние сверстники наших ребят из Франции и Германии играют в своих чемпионатах постоянно. Их уровень гораздо выше, чем у российских футболистов. Игровая практика в этом возрасте — важнейшее условие развития. Не знаю, что собираются с этим делать руководители футбола, но я знаю, как решить проблему. Хотя, наверное, решение покажется революционным. Внести в регламент поправки, обязывающие все команды выпускать в стартовом составе по два футболиста до 22 лет. Представьте, 32 молодых игрока будут выходить на поле в каждом туре!»

    Комментарий «Спорта День за Днем». Если подобного решения не принято даже в преддверии домашнего чемпионата мира, то предложенный ван Стее путь поддержки молодых игроков грозит навсегда остаться лишь идеей. Сборная продолжит натурализацию иностранцев с русскими корнями и без них, богатые клубы — перекупать лучших отечественных игроков у бедных, а тренеры продолжат сетовать на неготовность российской молодежи к игре на высоком уровне.

    Р. S. Свежих комментариев ван Стее о работе академии и своей собственной в материале нет. В последние полтора года (с тех пор как голландца назначили спортивным директором «Зенита») получить даже короткий отзыв от Хенка стало невозможно — пресс-служба клуба без объяснения причин полностью заблокировала контакты с ним.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров