• Михаил Меламед: Черданцев пафосный? Да рядом с ним крылья вырастают!

    Комментатор «Матч ТВ» рассказал «Спорту День за Днем», как пробил головой гипсокартонную стену

    31.01.19 12:44

    Михаил Меламед: Черданцев пафосный? Да рядом с ним крылья вырастают! - фото

    Фото: «Инстаграм» Михаила Меламеда

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    В 2018-м прорыв в нашем футболе удался не только Артему Дзюбе, но и Михаилу Меламеду. Победитель конкурса «Стань комментатором» на «Матч ТВ» подписал контракт с главным спортивным каналом страны, работал на нем на играх всех ведущих чемпионатов, комментировал встречи ЧМ-2018 на Первом канале, а также стал обладателем премии «Новый голос спорта». Невероятный рывок, учитывая, что еще осенью 2017-го его имя ничего не сказало бы практически никому. Кстати, сегодня в прямом эфире «Матч ТВ» объявит имя победителя конкурса комментаторов, который проходил во время ФОНБЕТ Кубка «Матч Премьер» на digital-площадках холдинга.

    Три секрета успеха 

    – Михаил, каков рецепт вашего успеха?
    – Если коротко, то я формулирую для себя так: бейтесь головой во все стены, и среди бетонных какая-то точно окажется гипсокартонной. 

    – А если чуть более развернуто?
    – Первое – я каждый день просыпаюсь с мыслью, что еще умею недостаточно, надо учиться и учиться. Порой специально загоняю себя в некомфортные условия, чтобы становиться лучше, набираться опыта, контактов. Второе – вера в собственные силы, что бы люди ни говорили вокруг, как бы ни сомневались в успехе. Третье – оставаться порядочным человеком. Ни одна маячащая впереди должность не заставит меня переступить через мои жизненные принципы. Стать хорошим профессионалом можно, а вот человеком сложнее. Но главное в моих победах на конкурсах – поддержка Алтайского края. Я очень благодарен землякам. Было невероятное ощущение из-за того, что на малой родине за меня так болели. Крутили в новостях по всем каналам, писали во всех изданиях. Пятьдесят тысяч голосов за два конкурса – это незабываемо. 

    – Насколько извилистым оказался ваш путь до комментирования чемпионата мира по футболу?
    – Я хотел работать на спортивном телевидении еще с детства. Мама, скажем, недавно рассказала историю, которая стала для меня откровением. Как-то укладывала меня спать, а я мечтательно прошептал, что хочу стать спортивным комментатором. Она смущенно ответила, мол, ты представляешь, как мало людей это делает. На что я ответил: «Но ведь кто-то же делает!» Хотя, признаться, в сознательном возрасте долго не верил в такую возможность. Вы знаете это провинциальное мышление – в Москве все по блату, все места разобраны, никому не нужен. Так что комментировал просто для себя, ни на что не рассчитывая. Включал PES или FIFA и начинал «озвучивать» происходящее, представляя себя на комментаторской позиции. 

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    Я сам занимался футболом в школе барнаульского «Динамо», влюблен в этот вид спорта. Так что на практике в Алтайском государственном университете, где учился на специалиста по связям с общественностью, всегда старался попасть на радио или телевидение. И уже на втором-третьем курсе стал заниматься программой «Чемпион» на местном телеканале. По жизнеспособности это аналог «Поля чудес» – такая же была «вечная» программа в Барнауле. Однажды мне предложили попробовать: я в одном лице был и ведущим, и корреспондентом, и редактором, и продюсером. Начинал с 10 минут, потом стало 15, потом 20… Так и работал над авторской программой четыре года, пока передача не закрылась – с финансами стало туго и у телекомпании сменился вектор развития. Впрочем, я и сам уже хотел чего-то нового. 

    К тому времени я параллельно комментировал матчи барнаульского «Динамо». Регламент ПФЛ требовал транслировать матчи, а гендиректор клуба Виктор Сигарев и пресс-атташе Роман Труханович решили пойти дальше: еще и комментировать эти трансляции. Там и получал первую практику работы живьем на матчах.

    Будет что рассказать внукам 

    – Работа в «Чемпионе» помогла?
    – Да. Когда я отправился в Москву в Школу Первого канала на трехнедельные курсы. Использовал записи в качестве тестовых заданий. Та поездка перевернула мое сознание – я будто попал на другую планету. При этом выяснилось, что я нравлюсь, мэтры, которых раньше видел только по телевизору, меня отмечают высокими оценками. Тогда-то и понял, что надо переезжать и пробовать пробиваться. Огромное спасибо директору школы Елене Афанасьевой за этот проект. Он вселил в меня уверенность, что все возможно. Правда, когда я приехал, как мне все ни старались помочь, пришлось сложно, просто так теплого места приготовлено не было. 

    Но, похоже, я везучий, притягиваю хороших людей. Раскидывал резюме, встречался с теми, с кем успел познакомиться в Школе Первого канала, отправлял свои работы. Были моменты, конечно, когда и отчаиваться начинал. Но в один из них пригласили комментировать матчи в Ночной хоккейной лиге любительского клуба «Ядреный вождь». Очень интересный проект, у них освещение чуть ли не на уровне КХЛ. Я переживал, мол, обычно-то с футболом был связан, хоккей никогда не комментировал. Но меня принялись успокаивать – ничего, все получится. PR-руководитель команды Олег Майоров чуть ли не за руку в этот мир втащил. В итоге потом в Сочи гала-матч Ночной хоккейной лиги с участием Владимира Путина комментировал. Тоже страничка в истории, смогу внукам рассказать. 

    Так постепенно завертелось – работал еще в пресс-службе Ночной лиги, за что спасибо ее руководителю Игорю Какурину, в InStat, на сайте Вспорте.ру. Это вообще ребята, которые дали мне целый год практики комментирования всего и везде. В общем, где-то писал, где-то комментировал, обрастал знаниями, знакомствами. Потом выиграл конкурс на Первом канале, главным призом которого была возможность прокомментировать матч сборной России с Испанией. Точнее, выиграл не я, другой кандидат набрал больше голосов, он работал на встрече с Аргентиной. А меня выбрало жюри, так я поехал в Питер с Виктором Гусевым. 

    – Так мы дошли до проекта «Матча» «Стань комментатором».
    – Там все случилось примерно по той же схеме. По голосованию зрителей я занял второе место, но вновь эксперты высказались в мою пользу. Так что обладателями главного приза – контракта с «Матчем» – стало два человека.

    Я начал работать на федеральном спортивном канале. А на Первом меня тоже не забыли, позвали на ЧМ-2018. В итоге двенадцать матчей прокомментировал для сайта, а еще четыре – в эфире по телевизору. 

    Самому не верится, что так все стремительно развивалось. Помнится, после комментария товарищеской игры Россия – Испания журналист алтайского издания «Рива Спорт» Дима Евполов меня спрашивал: «Что дальше? Наверное, чемпионат мира?» Ответил ему, что нужно смотреть на все адекватно: это невозможно. Уже после ЧМ при встрече он не преминул спросить: «Ну и кто тут адекватный?»

    Нельзя пугать домохозяек в Норильске словом «латераль» 

    – Кто вам больше всего помогал на этом пути? Может, звоните кому-то после репортажа, советуетесь?
    – Мы не созваниваемся, но негласно своим главным наставником я считаю Виктора Гусева, моего куратора в Школе Первого канала. Во времена моего детства матчей по телевидению показывалось не так много, первый осознанный чемпионат мира на моей памяти – 2002 год. А Гусев комментировал все игры сборной, так что для меня он был голосом футбола. Очень благодарен Виктору Михайловичу за то, как он отнесся ко мне, по-человечески поддерживал, учил. Хотя я чувствовал помощь всех коллег, с кем работал. Начиная с Миши Поленова на конкурсе «Стань комментатором», когда мы в паре работали на встрече «Ливерпуль» – «Суонси» на канале «Футбол 1». Георгий Черданцев, например, встретился со мной, когда я только приехал в Москву, и даже добавил в чат по подготовке своей программы, чтобы я чувствовал, что хоть как-то двигаюсь вперед. Константин Генич, Тимур Журавель, Рома Нагучев, Саша Аксенов, Стас Минин... Перечислять можно очень долго, не хочу никого забыть. Да, обязательно надо сказать о комментаторе Первого канала Дмитрии Терехове, который был преподавателем в упомянутой школе. Он как-то больше всех старался мне помочь – советом, контактами, просто добрым словом. 

    – Каково это – работать на ЧМ на Первом канале?
    – Во-первых, за это чудо стоит поблагодарить директора спортивной дирекции Первого Ольгу Черносвитову и главного редактора по спорту Василия Конова. Они в меня поверили, когда уже я сам не верил. А во-вторых, у меня были волшебные коллеги. Ответственность зашкаливает, начинаешь себя накручивать, волноваться, и здесь со стороны партнеров приходила помощь. Скажем, Кирилл Дементьев настолько деликатно провел первый репортаж со мной, пару раз легко и непринужденно вытаскивая из сложнейших ситуаций. Если бы не он, я бы, наверное, умер к концу первого тайма. Дальше Александр Кузмак. Мы познакомились за тридцать минут до начала эфира, а у меня возникло ощущение, что работаем в паре уже тысячу лет. Очень комфортно было и с Сашей Гришиным, и с Пашей Занозиным – получал невероятный опыт. Ну а про работу с Виктором Гусевым я вообще молчу. Что и говорить, счастлив, что у меня появилось две площадки для работы – Первый и «Матч». 

    – У каждого канала ведь своя специфика.
    – Конечно. Если,  комментируя испанский чемпионат на «Матче», ты понимаешь, что многие зрители могут знать побольше тебя и их не испугать словом «латераль», то на Первом ты им расстроишь очень многих. А домохозяйки из Норильска завалят редакцию письмами: почему у вас там матерятся? В одном месте можно вопить, как потерпевший, в другом – ни в коем случае. Это очень полезно – сохранять концентрацию, не подходя к каждому матчу как к очередному, на автомате.

    Когда грустно, включаю свой первый репортаж 

    – В чем заключается ваш стиль комментирования?
    – Я со многими общался, слушал советы, размышлял сам. Главным пожеланием  было – комментируй не для своего удовольствия, а для зрителей. И найди как раз таки свой стиль. У каждого свои сильные стороны. Кто-то делает упор на статистику, цифры. Другой – на истории, которых никто не знает. Третий – на эмоции. Четвертый предпочитает делать репортаж веселым, много шутить. Я стараюсь быть универсалом, чтобы всего было понемногу. Генеральный продюсер «Матч ТВ» Наталья Билан однажды назвала меня «другим комментатором». Со стороны говорят, что я разговариваю со зрителем простым языком. Даже каким-то необыкновенно живым. Пожалуй, именно такую цель перед собой и ставлю. Представляю себя рядом с человеком, который по ту сторону экрана. Стараюсь поймать его настроение, передать нерв, вжиться вместе с ним в игру.  

    Мне льстит, когда сравнивают с Владимиром Стогниенко, ведь это один из моих любимых комментаторов. У нас немного похожи голоса, а мой музыкальный слух еще и непроизвольно вынуждал меня пародировать Владимира. Теперь я стараюсь от этого уходить, но все равно сравнения приятны. Стогниенко – уникальный мастер своего дела и очень приятный человек. 

    – С какими чувствами пересматриваете свой комментаторский дебют? Какой ужас или я-то был неплох?
    – Когда мне грустно и хочется поржать взахлеб, то включаю эту запись. Очень смешно. Нет, это не был провал – присутствовали эмоции, живость, сюжет. Но насколько же все получилось по-детски искренне, наивно, с волнением, кучей ошибок. Смешанное чувство эйфории и страха. Пусть смотрели матч вживую человек 200, но это было счастье – исполнилась детская мечта. 

    – Вас когда-нибудь трясло от переживаний?
    – Самый кошмар был перед матчем Россия – Испания. Год назад я работал на разваливающемся стадионе в Барнауле, на трибунах горстка зрителей, вторая лига. А тут Первый канал, пусть трансляция и шла на сайте, а не на федеральном канале, одна из лучших сборных планеты, стадион с задвигающейся крышей. В питерской гостинице я ходил по номеру и ощущал, как у меня трясутся руки и ноги. Все прошло перед матчем. За час до игры мы впятером вышли на газон – Карпин и Дементьев, работавшие для ТВ-эфира, мы с Гусевым и Маша Командная, которая весь матч провела у кромки поля. И в тот момент я понял: разница огромная, я уже все перечислил, но футбол-то остается футболом. Наслаждайся моментом. Так и делал, выйдя со стадиона после репортажа абсолютно счастливым.

    У бундеслиги специфический зритель 

    – Вы работали на матчах всех ведущих чемпионатов – Испании, Англии, Германии, Италии, Франции. Где сложнее всего?
    – Пожалуй, на бундеслиге. Там специфический зритель, у которого своеобразные требования. Ты должен отработать без сучка и задоринки, за этим очень внимательно следят. И мои полулатиноамериканские привычки из любимого чемпионата Испании воспринимаются не лучшим образом. Болельщики абсолютно по делу любят Нагучева и Кривохарченко, остальных воспринимают тяжело. Надо заслужить! Но я все равно остаюсь при мнении, что каждый обязан быть универсалом, уметь подготовиться к любому репортажу. Как-то приболел коллега, и меня назначили на матч чемпионата Германии за пару часов до стартового свистка. Ничего, как-то вышел из положения. 

    – А сколько в идеале занимает подготовка?
    – Если без аврала и скомканности, чтобы я чувствовал себя на 100 процентов комфортно, – целый день. В этом плане мне помогли советы Гусева, я перенял его методику. Он рекомендовал не полагаться на компьютер, а писать от руки. Так вся информация в голове остается. Кто-то сказал бы, что дедовский способ, но он очень помогает. Хотя сейчас, когда идет по три матча в неделю, все-таки приходится подключать компьютер. Методику я корректировал, дорабатывал, сейчас это два листа А4 с двух сторон. Все систематизируется в таблицы – интересные факты про каждого футболиста, трансферы, личные встречи, судья – судил уже этих соперников, не судил. Сейчас много букмекерских сайтов с любопытной информацией, что упрощает подготовку. Тяжелее всего, конечно, было на чемпионате мира, когда вообще не спал. Там была установка: появилась возможность поесть – ешьте, поспать – спите. Неважно, сколько времени на часах и где вы находитесь. Помню еще, как мы с Гусевым сели в «Сапсан», когда ехали на игру Россия – Испания, я тут же развернул свои листочки, начал что-то писать, гуглить. Виктор Михайлович тогда посоветовал: заканчивай, все должно быть в меру, без фанатизма. Поначалу я старался использовать 100 процентов всей написанной информации, теперь понимаю: отлично, если удастся задействовать 60 процентов подготовки. Зрителя ведь тоже надо не перегрузить, информация должна быть к месту.

    Сообщество фанатов «Сельты» – клондайк 

    – Болельщики дают обратную связь?
    – Самый показательный случай, пожалуй, произошел во время матча «Сельты». Я оговорился, чуть позже извинился, но мне уже пришло сообщение. Оказалось, что у «Сельты» еще со времен Карпина и Мостового есть рьяные фанаты, которые до сих пор скрупулезно ведут сообщество. Прислали ссылку – это клондайк! Даже если бы я перевел все новости из всех изданий, то не получил бы столько любопытной информации. Люди живут этим. По «Сельте» можно вести уникальные репортажи. 

    – Любимый чемпионат – Испания?
    – Любимый – все-таки российский. В этом плане я патриот до мозга костей. Это родное! А из иностранных – да, испанский. Там все мое – атмосфера, настроение. Англия тоже близка. На Италии отработал как-то с Черданцевым – вот про кого, кстати, надо отдельно сказать! Слышал мнение, что Георгий какой-то пафосный…. Это совершенно не так! Он провел всего один урок у нас в Школе Первого канала, спустя какое-то время мы встретились – Черданцев был максимально приветлив, учтив, я бы даже сказал – сострадателен. Мы с ним работали на матче «Ювентус» – «Лацио»», у меня были опасения где-то накосячить, но все прошло прекрасно. Георгий порой выключал на пару секунд обе гарнитуры, что-то мне подсказывал, снова включал. Потом мог вскочить, начать жестикулировать, мол, поживее, поактивнее! При его харизме и профессионализме особенно бросается в глаза, насколько ему не наплевать, как важен каждый репортаж. А с такой поддержкой и у тебя вырастают крылья за спиной, чувствуешь, что можешь горы свернуть.

    Мечтаю вывести барнаульское «Динамо» в ФНЛ 

    – У вас часто интересуются, за кого болеете?
    – Постоянно! Меня удивляет этот вопрос. Вот, переживаешь ты, например, за один клуб, а услышишь, что я за другой – и что? К чему эти знания? Чтобы сказать: он не наш? Кроме сборной России, у меня одна любовь – барнаульское «Динамо». В свое время мы с родителями были в Барселоне, там мне купили футболку Ривалдо. В свое время это была команда мечты, до сих пор симпатична. Кумиром же был Дель Пьеро, поэтому следил за «Юве». Я все хотел найти бутсы, как у Алессандро, отрабатывал финты и штрафные, как у него. Но самое родное – все равно барнаульский клуб. Именно он привил мне любовь к футболу. У меня есть мечта: когда-нибудь обрасти такими связями, достичь такого уровня, чтобы помочь бело-голубым играть хотя бы в ФНЛ. Понимаю, что это очень сложно, нужны серьезные средства, но все равно мечту такую в себе лелею. Все-таки школа остается одной из сильнейших в стране – мальчишки играют на равных со «Спартаком», ЦСКА, Академией Коноплева... Из Барнаула Смертины, Ерохин, Дюпин, Городов, Соболев, Жиров. Потенциал имеется, но, конечно, все стремятся побыстрее уехать. Восточная зона ПФЛ – это борьба за то, чтобы не финишировать на первом месте. Если займешь его, то потом отказываться от ФНЛ, лишняя головная боль с болельщиками. Так что не очень понятно, за что играют. Но я верю, что когда-нибудь это изменится. 

    – Вы уже поработали на Первом канале на домашнем ЧМ-2018. Что может быть круче?
    – Я очень хочу стать универсальным комментатором, почувствовать смелость работать на разных видах спорта: хоккее, биатлоне, керлинге, плавании и других. Счастлив, что в моей жизни остается и Первый канал – для него поработал на юношеских Олимпийских играх, для сайта комментировал спортивное скалолазание. Ранее об этом виде спорта знал только одно: там есть люди, и они куда-то лезут. Но погрузился, изучил, оказалось, что скалолазание – очень интересный и зрелищный вид спорта. Хорош абсолютно разными этапами, все, как мы любим: испытания и на скорость, и на трудность, до последнего момента можно не знать, чем все закончится. Не знаю, может ли что-то быть круче домашнего чемпионата мира, но надеюсь когда-нибудь поработать на Олимпиаде. И съездить на следующий чемпионат Европы. Причем не только в Санкт-Петербург.

    Фото: «Инстаграм» Михаила Меламеда


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров