MoHApX: zNation будет представлять Россию и Санкт-Петербург на мировой сцене
Павел «MoHApX» Пимонов известен в киберспортивном сообществе как основатель организации zNation. Российский мультигейминг вырастил талантливых игроков, которые сейчас входят в мировой топ по CS:GO, Dota 2 и Point Blank. Под флагом zNation в разное время выступали Денис «seized» Костин, Алексей «Solo» Березин, Антон «kibaken» Колесников и другие известные киберспортсмены.
В 2013 году неожиданно для всех проект zNation был приостановлен. Причиной послужили трудности, связанные с развитием киберспорта за пределами столицы. И вот спустя четыре года организация возвращается на профессиональную сцену.
─ Привет,
Паша! С места
в карьер: весной
на про-сцене
Point Blank появилась команда
под тэгом zNation.
Она имеет отношение
к оригинальной
организации?
─ Да,
безусловно
имеет. Это мои
бывшие падаваны,
которые играли
в моей организации.
Они в курсе,
что сейчас мы
занимаемся
возрождением
проекта и решили
выступить под
именем zNation. Мы
позволили им
это сделать
и были приятно
удивлены результатами
— ребята заняли
второе место
на чемпионате
мира PBWC’17.
─ Прошло
четыре года
с тех пор как
zNation была поставлена
на паузу. Чем
ты занимался
все это время?
Следил за
киберспортом?
─ Если
честно, я вообще
не следил за
киберспортом
и ушел в традиционный
бизнес. Конечно,
остались друзья
в социальных
сетях и Steam, которые
периодически
закидывали
мне разную
информацию,
когда мои бывшие
ребята что-то
выигрывали.
Например, когда
Денис «seized» Костин
из Natus Vincere стал чемпионом
вместе с Егором
«flamie» Васильевым
(ESL One: New York 2016 — прим.ред.)
Flamie в свое время
тоже играл за
нас, мы первыми
его заметили.
Это было приятно,
я написал им,
поздравил. Еще
наши игроки
в Point Blank трижды стали
чемпионами
мира — очень
и очень приятно.
И дотеры… Алексей
«Solo» Березин
на сегодняшний
день — один из
сильнейших
игроков в СНГ,
он тоже наш
человек, который
начал профессиональный
рост в нашей
организации.
─ Что
подтолкнуло
тебя возродить
проект?
─ Мы
оценили рынок
киберспорта
в СНГ. Почему
мы в свое время
поставили
проект на паузу?
Потому что
рынок киберспорта
в России и СНГ
не был готов
к работе с
представителями
региональных
организаций,
не был готов
к развитию в
регионах. Все
концентрировалось
в столице, а мы
были если не
единственным,
то уж точно
самым успешным
проектом не
из Москвы. Сейчас
же ситуация
меняется кардинально,
и мы решили,
что пора возобновить
проект и попробовать
свои силы.
─ Наверняка
первыми подразделениями
обновленной
организации
станут Counter-Strike и
Dota 2?
─ Я
бы сейчас не
делал заявлений
о том, что мы
точно будем
заниматься
CS:GO и Dota 2. Безусловно,
на сегодняшний
день это самые
приоритетные
направления,
которые мы не
оставим без
внимания, но
я не уверен,
что это будут
сразу обе дисциплины.
Одна из этих
дисциплин точно
будет на старте.
─ Появятся
ли в zNation новые
дисциплины?
Quake Champions, например.
─ Я
пока не уверен,
что новый Quake
взлетит, но
посмотрим, как
он будет развиваться.
Поэтому QC у нас
пока не будет.
Мы очень пристально
следим за League of
Legends. Есть большая
вероятность,
что первый
состав у нас
будет именно
по LoL. Одиночные
дисциплины,
StarCraft, Hearthstone и уже упомянутый
Quake, пока открывать
не планируем.
─ В
2011 году ты брал
все расходы
по содержанию
киберспортсменов
на себя. Кто
выступит инвестором
на этот раз?
─ Прошло
уже четыре
года, и мы не
стояли на месте
— сейчас есть
определенные
наметки по
инвестициям.
На этот раз не
я буду инвестором.
Если раньше
я занимался
киберспортом
скорее, как
хобби, переросшим
в бизнес-проект,
то сейчас это
бизнес, который
будет инвестироваться.
Приоткрою
завесу тайны
— достаточно
серьезно
инвестироваться.
Мы хотим зайти
по-крупному
и занять достойное
место в СНГ. Мы
будем представлять
Россию и Санкт-Петербург
и на мировой
сцене.
─ Во
сколько обходилась
команда по
одной дисциплине
в 2011 году?
─ В
среднем команда
из пяти человек
обходилась
в 50 тысяч долларов
в год. Если
сравнивать
с нынешней
ситуацией,
сейчас команда
мирового уровня
обойдется уже
в 500 тысяч.
─ Сейчас
топовые игроки
стоят немалых
денег.
─ Будем
честными —
зарплаты игроков
достаточно
завышены. Это
мыльный пузырь,
который отечественному
киберспорту
ничего хорошего
не принес.
Игрок, у которого нет бэкграунда, который толком ничего не завоевывал, во время переговоров с организацией просит космическую зарплату. Очень странно, откуда он берет эти цифры, и с чего вдруг он оценивает себя так? Этот мыльный пузырь и усложнил работу по выращиванию профессионалов для отечественных организаций. Ребята не соизмеряют свои заслуги и достижения с теми деньгами, которые они просят на старте.
─ Похоже
на ситуацию
с российскими
футболистами.
─ Здесь
легко провести
аналогию. У нас
уже тысячу лет
никто ничего
в футболе не
выигрывал, при
этом у игроков
космические
зарплаты.
Дело ведь не только в деньгах. Да, это дорого для многих мультигеймингов на старте. Но есть еще один важный фактор: для руководителей организаций это бизнес. Сейчас команда не tier-1 уровня практически не монитезируема. Соответственно, завышать зарплаты игрокам tier-2 и tier-3 уровня — бессмысленно, и с точки зрения бизнеса невыгодно содержать такие дорогие команды. В этом и заключается проблема роста молодых игроков — с tier-1 никто не начинает, а завышая свои потребности по зарплатам молодые игроки остаются не у дел. Когда человек получает большие деньги, но ничего не выигрывает и не достигает результатов, ему не к чему стремиться. Зачем что-то выигрывать, если зарплата и так хорошая? Это проблема мотивации. Я убежден, что основная мотивация игрока заключается в достижении результатов, особенно на международном уровне. Призовые и бонусы за победы, а не зарплаты. Зарплата должна поддерживать игрока во время перерывов между чемпионатами, чтобы было на что жить и что кушать. Весь основной заработок игрока должен быть не в зарплате — он должен быть в бонусах за победы и с призовых фондов. В некоторых организациях есть бонусная система, как была у нас в zNation. Когда команда достигает топ-8, топ-6 или топ-3, она получает бонус к зарплате, и чем выше — тем больше. Это практикуется в хоккее, например.
─ Это
здоровая мотивация.
─ Да,
потому что
большие зарплаты
— путь в никуда.
─ Формируя
новые команды,
ты отдашь
предпочтение
молодым игрокам
или опытным
киберспортсменам?
─ Чем
отличался
проект zNation от
других? Мы отличались
тем, что выискивали
никому не известных
талантливых
ребят и растили
их до профессионалов.
Этим мы и планируем
дальше заниматься.
Безусловно,
в составах
могут появиться
хэдлайнеры,
люди с большим
опытом, но таланты
мы будем искать
обязательно.
И искать мы
будем не только
в двух столицах,
но и в регионах.
─ Как
молодым игрокам
заявить о себе
и напроситься
на пробы?
─ Сейчас
мы работаем
над системой
рекрутинга.
В России и СНГ
сейчас нет
нормально
разработанной
системы по
подбору игроков
или скаутинга,
как это принято
называть в
других видах
спорта. С помощью
эффективной
и грамотной
системы мы
сможем подбирать
талантливых
ребят. Я пока
не могу сказать,
как именно это
будет выглядеть
— систему мы
еще не анонсировали.
Скауты будут
работать по
различным
каналам. Надеюсь,
на нашей про-сцене
появится молодая
кровь, которая
будет показывать
достойные
результаты.
Проситься к нам через соцсети бессмысленно. Как правило, это неэффективно. Ребята, которые пишут, зачастую завышают ожидания о себе и предоставляют информацию некорректно.
─ Что
думаешь о возрождении
олдскульных
тэгов в СНГ:
forZe, pro100, M19? Это становится
трендом.
─ Здорово,
что ребята
возвращаются.
Достаточно
много было
разговоров
о возвращении
M19 под эгидой
тех людей, которые
к ним отношения
не имели и поступили
некрасиво. Про
них сказать
ничего не могу.
Старые тэги
возвращаются,
а значит, будет
конкуренция,
будут результаты
и будет рост.
─ Зарегистрировали
ли вы тэг zNation, чтобы
не произошла
ситуация как
с М19?
─ Да,
торговая марка
уже зарегистрирована
в России. Естественно,
мы оформим и
международную
регистрацию,
чтобы быть
максимально
защищенными
с точки зрения
закона.
─ У
zNation одной из первых
появился талисман
команды — грифон
Крейзи Зи. Мы
его еще увидим?
─ Идея
с талисманом
пришла совершенно
случайно, и это
было круто.
Куда бы мы не
приехали с
нашим грифоном
— всем очень
нравилось. Мы
намерены оставить
талисман —
может быть, это
будет уже не
грифон, но талисман
обязательно
будет! Помимо
нас в России,
да и в СНГ, талисмана
не было ни у
кого.
─ Сейчас
разве что белый
медведь у Virtus.pro
появляется
на турнирах.
─ Раскрою
небольшую
тайну: мы приехали
с грифоном на
Copenhagen Games 2012, он появился
в видеоотчетах,
и после этого
талисманы
команд стали
появляться
в Корее.
─ Что
будет со старым
логотипом? Он
изменится?
─ Ребрендинг
будет, хоть
организация
и олдскульная.
Скорее всего,
изменится
цветовая гамма
и сам логотип.
─ В
свое время у
zNation был женский
состав по CS 1.6. Не
думал вновь
поработать
с девушками?
─ Женская
команда — это
нечто особенное.
С девочками
сложнее работать,
их надо мотивировать
по-другому. Они
самокритичны:
если что-то не
получается,
опускают руки.
К ним нужен
особый подход.
Когда у нас был
состав по 1.6,
столько менеджеров
сменилось! Я
их как перчатки
менял, потому
что не срабатывались
девочки с теми
менеджерами,
которых я им
давал. В итоге
пришлось самому
с ними заниматься,
и слава богу,
все было хорошо.
Но это непростая
задача — гораздо
сложнее, чем
с парнями работать.
Но если у нас
появится возможность,
мы сделаем
женскую команду.
Женский киберспорт — он отдельный. Все-таки на мировой сцене девочки уступают, как ни крути, и тут ничего не поделаешь. Но так или иначе, есть женский Counter-Strike с достаточным количеством команд. В Dota 2 были такие же начинания, женские команды создавались по всему миру, но так и не взлетело.
─ Давай
поговорим
о проекте «Путь
к мечте». Это
по сути реалити-шоу
о киберспорте,
в котором ты
будешь участвовать
в роли ментора.
Как ты попал
в него?
─ С
Романом Алымовым
(глава Калининградского
отделения
Федерации
компьютерного
спорта — прим.
ред) мы познакомились
еще в прошлом
году, когда он
захотел взаимодействовать
с Федерацией
компьютерного
спорта России.
Я тогда курировал
отделение по
Северо-западному
региону, куда
входил Калининград.
Его перевели
на меня, так
как он был в
моей вотчине.
Так мы и познакомились,
пообщались,
и я сделал вывод,
что Роман был
и остается
самым реальным
и адекватным
претендентом
на руководящую
должность в
ФКС Калининграда.
Я его туда
рекомендовал,
и его назначили.
С тех пор мы часто общаемся и делимся идеями, а полгода назад Роман рассказал мне об идее проекта. Я его поддержал, помог додумать некоторые моменты. В середине весны он мне позвонил и сказал: «Дружище, ты должен стать ментором нашего проекта». И я согласился, потому что проект интересный и новый для России. Такого пока еще никто не делал. Идея хорошая и реализация, я думаю, не будет уступать.
─ Какова
миссия ментора
в этом проекте?
─ Главная
задача ментора
— поделиться
своим опытом
с участниками
и зрителями,
чтобы у них
появилось
понимание того,
как создать
новую команду,
с чего начать
и как строится
весь процесс.
Чтобы играть,
много ума не
надо — скачал
и играй! А вот
задача создать
свою команду
— далеко не
тривиальная.
И мы хотим показать
всем, как это
сделать. А еще
ментор будет
помогать каждому
участнику
достичь желаемого
— победить в
чемпионате.
─ Будут
ли у команд
тренеры, или
же частично
менторы будут
участвовать
в этом процессе?
─ Нет,
ментор тренерскую
роль играть
не будет. Решить
проблему с
тренером предстоит
создателю
команды: кто-то
возьмется сам,
кто-то позовет
человека со
стороны или
назначит более
опытного участника.
Каждый будет
выходить из
положения
по-своему — в
этом и суть
проекта, показать
разные пути
решения задач
и посмотреть,
кто добьется
результата.
