• Спорт в искусстве. Гид по Петербургу. Лыжники и физкультурники в Русском музее

    Спортивная живопись из собрания Русского музея

    29.07.25 13:11

    Спорт в искусстве. Гид по Петербургу. Лыжники и физкультурники в Русском музее - фото

    Фото: DPA

    «Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.

    Это третий материал про коллекцию Русского музея. Первый посвящен трем спортивным картинами авангардистов – Казимира Малевича, Ильи Машкова и Наталии Гончаровой, второй – живописи Александра Дейнеки, а в этом вы узнаете про произведения Сергея Лучишкина, Сергея Луппова и Ивана Куликова.

    Сергей Лучишкин «Лыжники», 1926

    В 1920-е годы спорт стал не только частью быта, но и важной темой в живописи. «Лыжники» Сергея Лучишкина – пример раннего обращения художников к спортивному сюжету как к полноценной метафоре современности. Картина наполнена движением, но оно не агрессивно, не связано с преодолением боли или воли к победе. Наоборот, это ритм времени, настроение улицы и массового увлечения.

    Лучишкин, один из представителей авангардной волны, здесь отходит от экспериментов ради ясности образа. Его лыжники не индивидуальности, а часть потока, они движутся не друг против друга, а вместе, словно отражая идею согласованного движения вперед, характерную для нового советского общества.

    Цветовое решение лаконичное, холодное, как зимний воздух. Оно подчеркивает дисциплину и чистоту образа. Спорт здесь не развлечение, а часть повседневной жизни, ее новая, энергичная форма.

    1.png

    Сергей Луппов «Спортивные игры на стадионе», 1927

    Картина Сергея Луппова – редкий случай изображения коллективного действия в живописи, где спорт становится сценой, объединяющей не только участников, но и зрителей. Пространство стадиона наполнено динамикой, разными видами физической активности, словно художник хочет охватить весь спектр телесного движения, который становится нормой нового советского быта.

    Визуальный ритм и распределение фигур на полотне напоминают конструкцию архитектурной композиции. Здесь нет места случайности: все подчинено общей идее – целеустремленности и собранности. Это не просто праздник тела, а акт общественного воспитания.

    В преддверии официального запуска ГТО в 1930 году в изобразительном искусстве все громче звучит мотив физической готовности как идеала. Даже игра, как бы между делом, становится тренировкой выносливости, ответственности и мужества.

    2.png

    Иван Куликов «Физкультурница», 1929

    В портрете Ивана Куликова звучит другая интонация: более личная, но не менее программная. Перед нами не просто девушка, а физкультурница – типаж нового времени. Прототип героини – Павла Иванова, ткачиха, комсомольский лидер, ставшая частью советской иконографии как символ активной женской роли. Женщина на полотне Куликова уверенно смотрит в будущее: осанка прямая, взгляд твердый, наряд спортивный.

    Куликов, ученик Ильи Репина, мастер реалистической школы, обращается к новой теме с прежним вниманием к личности. Его героиня не украшение жанра, а полноценная участница преобразований. Через образ физкультурницы художник фиксирует тектонический сдвиг в представлении о женщине – от домашнего уюта к активной гражданской позиции. Это уже не просто портрет, а идеологическая формула: спорт как путь к силе, независимости, равенству.

    3.png

    Изображения: Русский музей.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»