• Те, кто за бразильцами

    17.02.07 16:00

    Те, кто за бразильцами - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    В первой части «сериала», посвященного легионерам в чемпионатах России, мы рассказали о выступавших у нас бразильцах. Сегодня речь пойдет о других представителях Южной Америки, а также стран, входящих в КОНКАКАФ.

    Мастера паса и удара

    В сумме их набралось четыре десятка – почти на 30 меньше, нежели игроков из Бразилии! В принципе, ничего удивительного в этой статистике нет: цифры лишь подтверждают более высокий средний уровень бразильцев и идеальное функционирование их конвейера по продаже футболистов. Едва ли осталась в Европе хоть одна лига, где бы не засветился соотечественник Роналдинью и Даниэля Карвалью. У остальных стран Западного полушария размах далеко не тот.

    Следом за Бразилией по числу импортированных к нам южноамериканских мастеров точного паса и неотразимого удара, разумеется, идет Аргентина. Разница в общем количестве игроков огромна, и прежде всего потому, что аргентинский рынок мы открыли для себя значительно позже бразильского –  лишь в 2002 году, когда в «Крылья Советов» прибыл Густаво Лильо. Заявить о себе в премьер-лиге этому защитнику толком не удалось, но иногда в историю можно войти одним фактом своего появления.

    А вот затем соотечественники Лильо, как по сигналу, стали появляться в России один за другим.

    Возникает вопрос: почему мы «открыли» для себя аргентинский футбол только в 2002-м, когда словосочетание «бразильский легионер» у нас уже перестало быть в диковинку? Очевидно, причина в экономическом кризисе, произошедшем в Аргентине в конце 2001 года. С одной стороны, резко богатеющие российские клубы получили возможность приобретать игроков одной из сильнейших лиг мира, которые раньше были не по карману; с другой стороны, пострадавшие заокеанские клубы смогли восполнить финансовые потери. Причем наши – видимо, наученные горьким опытом прошлых лет – стали брать футболистов либо из ведущих команд страны, либо тех, кто выделялся в чемпионате Аргентины.

    Однако жизнь доказала, что не каждый умелец способен стабильно выдавать результат в разных условиях. Так и аргентинцы (еще раз подчеркнем: большинство – игроки высокого класса, едва ли уступающие ведущим российским футболистам) отнюдь не все сумели реализовать себя в России.

    Трое довольных

    Хрестоматийны примеры спартаковцев Кавенаги и Родригеса или армейца Феррейры, имевших на родине заметный статус и в клубах, и в различных сборных. Но ведь была еще группа опытных и талантливых аргентинцев в «Сатурне». Настырные форварды Павлович и Барихо, неуступчивый плеймейкер Гиньясу, креативные «десятки» Монтенегро и Пусинери, «моторный» опорный хав Бастия – по-настоящему гремучая смесь, способная выдавать яркое шоу и ковать победы, а не только устраивать рукопашные с коллегами из ЦСКА. И уж совсем трагикомична история с защитником «Рубина» Гарсией, который прошедшим летом просто-напросто отказался возвращаться в шокировавшую его Россию.

     

    Причину относительных и явных неудач аргентинцев в премьер-лиге можно предположить, сопоставив сказанное «Спорту» в прошлом номере Александром Тархановым со словами нашего сегодняшнего эксперта  Виталия Шевченко. Тренеры вроде бы излагают вещи, противоречащие друг другу: по версии Тарханова бразильцам проще заиграть в России, чем иным южноамериканцам, а Шевченко высказывает мысль о том, что аргентинцы лучше адаптированы к тому футболу, в который играют в России. Действительно, наблюдая за чемпионатами этих стран, видишь, что в аргентинской лиге игра идет на более высоких скоростях, она значительно жестче и в большей степени построена на командных взаимодействиях. Тут Шевченко совершенно прав. Но на виду-то в премьер-лиге как раз бразильцы!

    Похоже, на данном историческом этапе важнее стиля игры тот довод, который привел Тарханов: бразильцы изначально ставят себе целью отъезд за границу, они ищут себя в футболе с этой мыслью и готовы ко всему, тогда как для карьеры аргентинского футболиста радикальная смена условий жизни не являлась необходимой.

    Как бы то ни было, на данный момент лишь три аргентинских легионера вправе быть  довольны тем, как развивается их карьера в России. Причем и «горожанин» Бракамонте, и новый зенитовец Домингес не обошлись без перепадов. Первый провалил дебютные матчи в премьер-лиге, да и минувший сезон у него не слишком ладился. Второй же в какой-то момент в «Рубине» был на грани выставления на трансфер, так как с трудом привыкал к требованиям Курбана Бердыева.

    Лишь динамовец Фернандес за один сезон сумел добиться признания как лидер команды.

    Кроме Лобоса и Нобоа

    Схожая ситуация с легионерами из Уругвая. Прижились трое: казанец Скотти и ростовчане Гутьеррес с Пересом. Тем не менее последние «уругвайские могикане» распрощались с Россией в текущее межсезонье, так что теперь будем ждать оттуда новых имен.

    Российский болельщик познакомился с футболистами почти всех южноамериканских стран. «Темные пятна», оставшиеся  на футбольной карте Южной Америки, – Боливия да Колумбия. Помимо бразильцев, аргентинцев и уругвайцев у нас выступали три костариканца (причем Паркс и Кастро были основными игроками своей сборной на мировом первенстве-2002), столько же перуанцев (недавно выигравший в составе бразильского «Интера» чемпионат мира среди клубов Идальго и экс-игрок «Марселя» Мендоса), по паре легионеров из Венесуэлы и Парагвая (один из лучших бомбардиров и финалист ОИ-2004 Барейро), а также один чилиец – голкипер «Крыльев Советов» Лобос. Теперь благодаря селекционной деятельности «Рубина» до наших краев добрался и эквадорец Кристиан Нобоа. Кстати, все они, за исключением Лобоса и Нобоа, в России уже не играют – южноамериканцев становится меньше…

    Об освоении рынка стран КОНАКАФ говорить и вовсе не приходится, хотя полузащитник из Ямайки Скарлетт прибыл в распахнувший на тот момент ворота всему миру московский «Спартак» еще раньше, чем в Самару пожаловал Лильо. Отыскать же остальных было несложно. Соотечественник Скарлетта форвард Ральф перед приездом в Казань «засветился» в американской MLS, канадец Яжич выступал в Европе, а панамец Бланко – в молдавском «Шерифе».

    По игровым качествам кого-то из них выделить трудно, а в памяти останется только Яжич – вернее, скандальная история, с ним связанная. В Краснодаре у канадца пропала из раздевалки месячная зарплата…

    Остается сожалеть, что до России пока не добрались мексиканцы, так как футбол этой страны щедр на таланты. Но мексиканская лига финансово очень крепка, и местных звезд даже в ведущие европейские чемпионаты завлечь непросто. А может, наши селекционеры уже готовят новый сюрприз?


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров