• Валентин Балахничев: «Легкой атлетике в России не хватает популярности»

    В беседе с корреспондентом еженедельника «Спорт день за днем» президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев поделился впечатлениями о первых неделях работы с новым главой ОКР, обратил внимание на болевые точки отечественной легкой атлетики, а также оценил олимпийские перспективы российских представителей «королевы спорта».

     

    Бумага для министра

    — Валентин Васильевич, какие вопросы обсуждались на заседании ОКР и насколько прямо или косвенно эти вопросы затрагивали подведомственный вам вид спорта?

    — Основных вопросов в повестке дня заседания было два, и оба были актуальными для российской легкой атлетики. Первый — формирование состава сборной страны для участия в юношеских Олимпийских играх в Сингапуре. В этой связи говорилось о прошедшем первенстве Европы в  соответствующей возрастной категории и принципах отбора в юношескую олимпийскую команду. Был утвержден количественный состав сборной: в Сингапур поедут 10 российских легкоатлетов и два тренера.

    Вторая тема заседания ОКР   — подготовка российских спортсменов к Олимпийским играм 2012 года в Лондоне. Было поднято множество вопросов, и их обсуждение заняло львиную долю из тех четырех часов, что длилось заседание.

    — Вам уже доводилось не на заседании, а в личной беседе посвятить в проблемы легкой атлетики нового президента ОКР Александра Жукова?

    — Пока такой встречи тет-а-тет не было. Но Александр Дмитриевич собирал руководителей ведущих федераций по видам спорта еще накануне выборов нового главы ОКР. Тогда он живо интересовался проблемами отечественного спорта и нашими мнениями касательно путей развития спортивной отрасли в России. Речь шла преимущественно об олимпийских перспективах российского спорта, в частности легкой атлетики. Безусловно, у нашего вида, как и у любого другого, есть определенные проблемы. Буквально на днях мы подготовили официальную бумагу для министра спорта Виталия Мутко, в которой очертили круг вопросов, требующих решения на государственном уровне. В этой связи большие надежды возлагаются на ближайшее заседание Совета по физической культуре и спорту при Президенте РФ, которое состоится 30 июля.

    — Какие вопросы упомянуты в той официальной бумаге для министра?

    — Одна из глобальных проблем заключается в том, что легкая атлетика — самая медалеемкая из олимпийских дисциплин — не является опорным видом спорта в очень многих субъектах Российской Федерации. Иными словами, на региональном уровне уделяется недостаточное внимание развитию вида спорта, в котором на Олимпиадах разыгрывается 47 комплектов наград. Да, у нас есть признанные легкоатлетические центры, такие как Сочи, Адлер, Мордовия, Чувашия. Но для стабильного и успешного выступления на Олимпийских играх необходимо расширение географии легкой атлетики в стране.

     

    Как Воронеж Курску помог

    — Можете назвать регионы, которым по силам — при соответствующих вложениях — снискать славу, скажем, мордовской школы спортивной ходьбы?

    — Кстати, мы теперь ждем побед не только от мордовских скороходов, но и от метателей. С октября прошлого года в Саранске работает наш знаменитый олимпийский чемпион по метанию молота Сергей Литвинов. Вот, между прочим, пример профессионального подхода к развитию легкой атлетики в отдельно взятом регионе.

    Возвращаясь к вашему вопросу, могу сказать, что любой регион, где есть подходящие условия для подготовки спортсменов высокого класса, обязан в качестве опорных и приоритетных видов спорта развивать легкую атлетику и другие медалеемкие олимпийские дисциплины. Конечно, для этого необходимо наличие достаточного количества квалифицированных тренеров в региональных школах. Но те 20 субъектов Федерации, что входят в высшую лигу российской легкой атлетики, должны стать опорными центрами олимпийской подготовки.

    Не секрет, что огромное количество талантливых молодых спортсменов со всей России перебираются в Москву, где находят и качественные условия для тренировок, и высококлассных тренеров, настоящих специалистов своего дела. Но в этом смысле хорошие перспективы и у Московской области, которая обеспечивает здоровую конкуренцию столице и мало в чем ей уступает.

    Если, образно говоря, отъехать подальше от МКАД, тоже можно увидеть характерные примеры. Взять, скажем, две соседние области — Курскую и Воронежскую. Успехи более благополучного сейчас Курска во многом обеспечены в том числе и воронежскими специалистами, которые в свое время сменили место работы из-за отсутствия в городе нормальных условий, а именно стадиона и легкоатлетического манежа. Зимой я побывал в Воронеже, встречался с губернатором области Алексеем Гордеевым, и он пообещал мне, что в кратчайшие сроки стадион будет построен, а легкая атлетика обретет статус приоритетного вида спорта в регионе.

    — Вообще, удивительно, что столь популярный во всем мире вид спорта, как легкая атлетика, в России явно не избалован вниманием!

    — Действительно, в нашей стране легкая атлетика далеко не в числе лидеров по популярности. Проигрывает она игровым видам спорта, прежде всего футболу, хоккею. А это не только негативно сказывается на развитии легкой атлетики (многие талантливые ребята уходят в игровые виды спорта), но и выбивает почву из-под наших амбиций, связанных с завоеванием олимпийских медалей. Ведь только масштабные инвестиции в такие ключевые виды олимпийской программы, как легкая атлетика, плавание, спортивная гимнастика, фехтование, позволят России на равных соперничать с признанными лидерами мирового спорта — США, Китаем, Великобританией.

     

    Быть ли наукограду в Сколкове?

    — На прошлогоднем чемпионате мира в Берлине Ярослав Рыбаков в прыжках в высоту и великолепное трио мастеров спортивной ходьбы принесли России четыре золотые медали. Какой вам видится стратегия развития российской легкой атлетики: будет сделана ставка на удержание позиций в тех дисциплинах, где мы традиционно сильны, или, условно говоря, бросимся в погоню за Усейном Болтом и кенийскими стайерами?

    — Успех в том или ином виде спорта зависит от многих факторов, самым главным из которых является талант спортсмена. Если бы в России появился спринтер, по своему таланту сопоставимый с тем же Болтом или, скажем, с Валерием Борзовым, то мы могли бы говорить об акцентированном развитии спринтерской специализации. На деле же ситуация такова, что мы и так делаем ставку на весьма значительное количество дисциплин. Прежде всего это практически вся женская часть легкоатлетической программы — не только прыжковая, но и метательная. Это и мужские технические дисциплины. В беговых видах у мужчин, как вы знаете, уверенно доминируют темнокожие спортсмены, и это чрезвычайно осложняет поиск талантливых юниоров в России — изначально заданные критерии отбора запредельно высоки. Поэтому на данный момент мы будем отстаивать завоеванные позиции в своих коронных дисциплинах, но если сверкнет звездочка в беге на короткие или длинные дистанции, безусловно, сделаем все возможное, чтобы талант не потерялся.

    — Давайте вернемся к тому кругу проблем, который обозначен в вашей бумаге для спортивного министра…

    — Отдельным блоком там выделены вопросы научно-методического и медицинского обеспечения легкой атлетики, которые, думаю, актуальны и для других видов спорта в России. Ни легкоатлетическая, ни другие федерации самостоятельно не могут решить эти проблемы. У нас нет возможности найти деньги на открытие специализированных научно-исследовательских институтов. Очевидно, что развитием спортивной науки должно заниматься государство. Спорт — это тоже наука: наука о здоровье человека, об экстремальных возможностях человека. Вот, скажем, сейчас создается технопарк в Сколкове. Было бы здорово здесь же найти место и для наукограда, который в том числе занимался бы вопросами научно-методического обслуживания спорта. А пока можно констатировать факт: спортивная наука в нашей стране умирала в течение десятилетий, и возродить ее за один-два года по­просту нереально. Потребуется пять, а может, и десять лет, чтобы вернуться на прежние позиции.

    Когда мы говорим о спортивной науке, имеется в виду не только педагогика, но и биомеханика, и биохимия, и фармакология, и другие направления, обеспечивающие деятельность спортсменов. Вы же видите, как дорого стоят лекарства, и это при том что далеко не все они обеспечивают ожидаемый эффект. А применение зарубежных лекарственных препаратов осложняется тем, что они не сертифицированы в Российской Федерации.

     

    РУСАДА исправляет ситуацию с допингом

    — Здесь мы вплотную подходим к проблеме допинга. Ведь многие случаи применения запрещенных препаратов спровоцированы не злонамеренным желанием «съесть волшебную пилюлю», а элементарной безграмотностью спортсменов и их тренеров, не имеющих четкого понятия, что можно, а что нельзя.

    — Желание найти допустимые медицинские препараты и средства, которые способствуют улучшению спортивных результатов и помогают быстрее восстановиться после серь­езных нагрузок, естественно для любого спортсмена. И когда система допинг-контроля несовершенна, вокруг спортсмена возникает целый рой жуликов, стремящихся продать ему «чудодейственный» препарат, который заведомо относится к разряду запрещенных. Разумеется, не все удерживаются от соблазна получить дополнительный «аргумент» в конкурентной борьбе с более титулованными и хорошо подготовленными спортсменами, зачастую не подозревая, что переступают черту.

    Еще не так давно сложилась ситуация, что вся тяжесть борьбы с допингом была переложена на общественные организации — федерации по видам спорта и Олимпийский комитет. И только после создания РУСАДА положение дел стало меняться в лучшую сторону. Профессиональная независимая антидопинговая организация полностью взяла на себя контроль над выполнением тех обязанностей, которые возложило на нее государство. Считаю, что найдено оптимальное решение, и сейчас мы активно сотрудничаем с РУСАДА, постоянно контактируем и с Министерством спорта, которое тоже принимает деятельное участие в совершенствовании системы допинг-контроля. И за последние годы ситуация радикально улучшилась, по крайней мере в летних видах спорта.

    — Действительно, после печально громкого скандала с дисквалификацией семи ведущих российских легкоатлеток накануне пекинской Олимпиады все вроде бы тихо и мирно…

    — Напомню, что Международная федерация легкой атлетики попыталась пересмотреть изначально определенный срок дисквалификации, составлявший два года и девять месяцев, и увеличить его до четырех лет. Но мы в суде сумели отстоять свои права и оставили в силе первоначальное решение. Таким образом, в  апреле следующего года срок дисквалификации российских спортсменок истекает. Кстати, на них не распространяется принятое позже Международным олимпийским комитетом положение, согласно которому спортсмены, дисквалифицированные за применение запрещенных препаратов на срок более шести месяцев, не имеют права участвовать и в ближайшей после окончания дисквалификации Олимпиаде. Так что российские спортсменки смогут принять участие и в Играх в Лондоне, и в чемпионате мира-2011, который пройдет в Корее.

     

    В Лондон через Барселону

    — Еще через два года, в 2013 году, мировое первенство по легкой атлетике предстоит принимать Москве. Как идет подготовка к этому крупнейшему турниру?

    — В настоящее время подготовлен официальный документ «Распоряжение правительства Москвы о проведении чемпионата мира 2013 года», а  в  стадии подготовки находится «Распоряжение правительства Российской Федерации…», в которых подробно оговорены все необходимые мероприятия и которые позволяют рассчитывать на достойное финансирование столь важного для России спортивного события. К чемпионату мира будут реконструированы беговые дорожки Большой спортивной арены стадиона в Лужниках. Трех стадионов, расположенных на территории лужниковского спорткомплекса, вполне достаточно и для проведения соревнований, и для организации полноценного тренировочного процесса участников чемпионата, и для непосредственной разминки перед стартами.

    — Если говорить о составе легкоатлетиче­ской сборной России на Олимпийских играх в Лондоне, насколько явственны сейчас его контуры?

    — Какая-то ясность в этом вопросе наступит лишь после чемпионата Европы, который пройдет в конце июля — начале августа в Барселоне. Европейское первенство в международном календаре всегда приходится ровно на середину олимпийского цикла, и в чемпионате континента традиционно принимает участие большая группа молодых спортсменов. Российская команда в этом плане не станет исключением. Дебютанты соревнований столь высокого уровня будут у нас представлены в большинстве видов женской части программы, особенно в прыжках, в мужской и женской ходьбе. Несколько неожиданно складывается перспективная команда в мужской эстафете 4х400 метров. Традиционно неплохие шансы на медали у нас на средних дистанциях у женщин — 800 и 1500 метров. Из представителей старой гвардии на своей коронной восьмисотметровке выступит Юрий Борзаковский, на чьи опыт и мастер­ство мы всерьез рассчитываем.

     


    Интервью из еженедельника «Спорт день за днем» №24 (23-29 июня 2010 года).

     

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»