• Виртуальная трибуна-2

    04.03.08

    Автор:

    В первой части трилогии об опыте футбольных клубов мира в виртуальном общении с болельщиками мы рассказали читателям о трех грандах: итальянском («Милан»), испанском («Барселона») и английском («Челси»). Сегодня речь пойдет о немецкой «Баварии», французском «Лионе» и южноамериканских «Бока Хуниорс» и «Сан-Паулу». В заключительной же, третьей части мы расскажем об аналогичных проектах клубов российской премьер-лиги.

    Германия («Бавария») www.fcbayern.de

    Кроме немецкой версии сайт самого титулованного клуба Германии доступен еще на четырех языках — английском, испанском, японском и китайском. Присут­ствие в качестве генерального спонсора клуба гиганта телекоммуникационного бизнеса холдинга Deutsche Telekom (в его состав входит и ведущий сотовый оператор T-Mobile, чей логотип красуется на футболках баварцев) во многом определяет и начинку сайта, предусмотренную для виртуального общения фанатов с дружиной Хитцфельда.

    Богатейший арсенал мобильного контента множеством предлагаемых услуг напоминает аналогичный сервис, предоставляемый фанатам «Челси». Впрочем, такое сходство не удивительно — титульным спонсором «аристократов» является другой крупный мировой игрок телекоммуникационного бизнеса.

    Изучив весь спектр предлагаемых опций, понимаешь: для фанатов баварцев мобильный телефон нечто большее, чем просто телефон. К примеру, за символическую по местным меркам плату каждый из них может стать обладателем такой же трубки, как у Оливера Кана или Франка Рибери. Для этого достаточно стать абонентом T-Mobile на контрактной основе, и исполненная в фирменном красном цвете модель телефона от официального клубного поставщика трубок всемирно известной марки ваша. В зависимости от выбранного тарифного плана такой аппарат может обойтись новоиспеченному абоненту от смехотворных 4,95 до умеренных 149,95 евро (для сравнения, в московских салонах сотовой связи цена той же модели сегодня колеблется от 14 500 до 17 000 рублей). Новому владельцу такая трубка достанется не пустой — в нее уже загружен логотип и видеоролик «Баварии», риалтон клубного гимна Stern des Sdens («Звезда юга» — нем.), заставка дисплея с изображением каждого из игроков клуба в текущем сезоне, а также электронная викторина и игра на футбольную тематику. Кроме того, обладатель такого телефона бесплатно получит двухлетнюю подписку на клубные новости, передаваемые в электронной форме посред­ством SMS-сообщений.

     

    Болельщикам также предлагается несколько десятков скачиваемых риалтонов по цене 2,99 евро за штуку, множество полифонических рингтонов (1,99 евро), аудиозаписи популярных фанатских речовок (1,99 евро). При желании фанаты могут воспользоваться спецпредложением и за 2,99 евро скачать рингтоны в исполнении легендарного стадионного диктора Штефана Леманна, чей голос является одной из визитных карточек мюнхен­ской Allianz Arena. Кроме того, о входящем звонке Леманн сообщит болельщику, назвав его по имени, — благодаря специальной функции, болельщик при загрузке рингтона может выбрать свое имя из широкого списка предлагаемых вариантов и сделать обращение персональным.

    Для пополнения коллекции виртуальной клубной атрибутики фанам предлагают многочисленные логотипы (включая анимационные, среди которых одним из самых популярных является ролик с изображением клубного талисмана медвежонка Берни), электронные игры, тематические видеозаставки.

    Получать информацию о новостях в клубе (расписание туров, составы команд, травмы и карточки игроков, онлайновые трансляции матчей, турнирная таблица) можно в виде SMS-сообщений, либо используя протокол WAP или функцию PDA (персональный цифровой помощник) в вашем телефоне. Цена одного такого SMS-сообщения составляет 29 евроцентов плюс сбор сотового оператора. С недавнего времени услугой кроме абонентов T-Mobile могут воспользоваться и абоненты других операторских компаний.

    В отдельном разделе можно зайти в фотогалерею, скачать обои высокого разрешения, принять участие в выборе лучшего игрока месяца. Если и этого мало, трехмерный видеотур позволит вам заглянуть в офис к главному оперативнику «Баварии» Ули Хенесу, посетить клубный бассейн и комнату для занятий фитнесом и даже побывать в святая святых — командной раздевалке.

    Франция («Лион») www.olweb.fr

    Мчащийся к седьмому подряд титулу чемпиона Франции «Лион» пока не спешит завоевывать симпатии виртуальных фанов в экзотических странах Азии. В отличие от тех же «Челси» с «Барселоной» сайт лионцев доступен всего на двух языках — французском и, как нетрудно догадаться, английском, выступающем в роли лингва франка для японцев, китайцев и прочих иноязычных поклонников клуба за пределами Франции. Причиной этому может быть как характерная для французов самодостаточность (к слову, английская версия куда менее напичкана информацией, нежели французская), так и объективное понимание: в масштабах планеты клуб вряд ли пока может тягаться в популярности с европейскими грандами наподобие «Реала» или «Милана».

    Впрочем, не являющимся полиглотами поклонникам таланта Жунинью со товарищи расстраиваться не стоит — изобилие видеоматериалов, доступных посредством клубного интернет-телевидения OLWeb Premium, не даст им заскучать. Стоимость семидневной подписки — 1,69 евро, месячной — 5 евро, годовой — 50. Среди прочего за эти деньги абонент каждый день может следить за последними событиями в клубе, освещаемыми в 9-минутных новостных выпусках. В день игры до ее начала, по ходу матча и по его окончании абонентам предлагается аудиотрансляция в прямом эфире, фотоотчет и полная выкладка статистики. Как только наступит полночь, подписчики также смогут посмотреть 10-минутный видеоотчет о матче, включающий комментарии и реакции игроков и тренерского штаба у кромки поля и из автобуса команды. Поскольку поставщиком контента выступает OLTV (транслируемый по спутнику 24 часа в сутки клубный телеканал), подписчикам OLWeb Premium также доступны и другие передачи OLTV: ежедневное ток-шоу с участием ведущих спортивных журналистов, аналитическая полуторачасовая программа до и после очередного матча, передача, в которой проводится разбор соперника «Лиона», интервью, в котором игроки отвечают на вопросы фанатов и друзей, ретро-нарезка (лучшие эпизоды в истории клуба), а также прямые трансляции игр дубля, молодежной, юношеской и женской команд «Лиона».

    Мобильный интерактив по­зволяет фанатам загружать в свои трубки клубные логотипы, игры и рингтоны фанатских речовок прямо с сайта, а партнерство «Лиона» с сотовым оператором Orange — стать владельцем карточки предоплаты (стоимость — 15 евро) OL Mobile и получать SMS-сообщения о самых последних клубных новостях, а также короткие инфодайджесты и видеоролики.

    Множество же других интерактивных услуг посетителям сайта предоставляется бесплатно — необходимо лишь зарегистрироваться. Так, каждый понедельник в ваш электронный ящик будет поступать информационный бюллетень, резюмирующий важнейшие клубные события прошедшей недели. Обсудить самые разные темы с другими болельщиками можно в форуме, насчитывающем сегодня более 270 тысяч участников. Пообщаться напрямую с футболистами «Лиона» могут участники чата. Об очередном кумире, который примет участие в беседе, фанаты узнают посредством SMS-сообщения или анонса на сайте.

    Кроме рядовых болельщиков сайт чемпиона Франции не безынтересен и инвесторам — здесь они могут ознакомиться с финансовой деятельностью клуба, в феврале прошлого года разместившего 28% своего акционерного капитала на париж­ской бирже. К слову, «Лион» стал первым французским клубом, чьи бумаги торгуются на фондовом рынке, в связи с чем должен соблюдать принцип полной прозрачности финансовых сделок. Это требование касается и одной из самых щекотливых сегодня в футболе тем — сумм, уплаченных при подписании игроков. Так, из последнего отчета за финансовый год — 2006/07, в частности, можно узнать, что прибывшие из «Лилля» новички Бодмер и Кейта обошлись клубу в 6,8 и 16,8 млн евро соответственно, а за трансфер экс-защитника «Интера» Фабио Гроссо чемпионы Франции заплатили 8,7 млн евро. Действительно, прозрачнее некуда.

    «Крещение» на «Морумби»

    Изучив опыт ведущих европейских клубов в виртуальном общении с болельщиками, мы отправились через Атлантику, чтобы сравнить его с достижениями двух южноамериканских грандов. Как выяснилось, европейские лекала не слишком подходят для «Бока Хуниорс» (www.bocajuniors.com.ar) и «Сан-Паулу» (www.saopaulofc.net). В глаза сразу бросилось отсутствие размаха, присущего представителям Старого Света — ни тебе клубного телеканала, ни тем более интернет-телевещания, не говоря уже о мобильном контенте и мощном интерактивном ресурсе. За дополнительную версию сайтов на английском (она же, кстати, единственная на иностранном языке) создателям, видимо, надо сказать спасибо, поскольку Южная Америка — мир (тем более футбольный) в себе, вполне самодостаточный и в излишней рекламе не нуждающийся.

    Кроме стандартного набора фанатских игрушек (фотогалерея, обои, игры, веб-магазин с широким выбором клубной атрибутики) стоит отметить и некоторые оригинальные решения. К таковым можно отнести вполне симпатичную коллекцию электронных открыток на сайте аргентинского клуба, включая пару-тройку графических уколов в адрес извечного соперника сине-золотых «Ривер Плейт». Также интересен весьма информативный виртуальный тур в клубный музей (www.museoboquense.com), в котором среди прочих хранятся и такие реликвии, как майка Диего Марадоны, камень, заложенный в 1938 году в фундамент знаменитой «Бомбонеры», вымпел с первого европейского турне команды в 1925 году, богатейшая коллекция трофеев и многое другое... Достойна упоминания и внушительного объема (более 120 снимков) коллекция фото­обоев высокого разрешения.

    Мультимедийные возможности сайта «Сан-Паулу» все-таки больше: виртуальные туры (в том числе, по легендарному стадиону «Морумби» и клубному музею), аудиотрансляции игр в прямом эфире, а также уникальнейшая коллекция аудиозаписей, в которой особняком стоят описания самых памятных голов в истории клуба, исполненные в присущей бразильским комментаторам феерической манере. Если хотите стать полноценным «паулиста», за 120 реалей (1720 рублей) можете стать участником еженедельной церемонии «крещения» на «Морумби». «Обращать» новобранцев в болельщики «триколоров» («крестят» группами по 20 человек) будет облаченный в костюм cвятого Павла сотрудник клуба. По окончании церемонии все участники получат футболку на память, свидетельство о «крещении» и его видеозапись на DVD, а также сфотографируются со «святым» в присутствии «крестного отца» и двух сопровождающих.

    Руководитель подразделения «Баварии» New Media Стефан Меннерих:

    Вы увидите каждый наш гол!

    Богатая история, четыре титула лучшего клуба Европы, громкие, дорогие приобретения, всегда голодная до новых трофеев многомиллионная болельщицкая аудитория, до отказа заполненный ультрасовременный стадион... Быть лучшими, и не только на поле, — вот участь грандов. По собственному признанию руководителя подразделения «Баварии» New Media Стефана Меннериха, у клуба попросту должен был появиться лучший проект интернет-телевещания в бундеслиге. И он появился.

    — Мы запустили FCB.tv в августе 2003 года, — вспоминает Меннерих в разговоре с корреспондентом «Спорта». — Причин было несколько. Во-первых, мы хотели, чтобы клубное телевидение «Баварии» стало доступным нашим болельщикам во всем мире. Во-вторых, нам хотелось создать успешную бизнес-модель, и это нам удалось благодаря сотрудничеству с генеральным спонсором и партнером клуба компанией Deutsche Telekom. И в-третьих, клуб с такой репутацией, как у «Баварии», просто обязан соответствовать передовым стандартам во всем.

    — Расскажите вкратце о формате вещания FCB.tv.
    — Программы клубного интернет-телевидения транслируются по пяти каналам. Продолжительность вещания варьируется в зависимости от дня недели и событийной насыщенности жизни команды. К примеру, в дни игр, когда транслируем матч «Баварии» в прямом эфире, зрителям предлагаем более двух часов непрерывного вещания, включая пред— и послематчевые интервью. С другой стороны, есть и короткие передачи, как например Homestory, которая длится около десяти минут.

    — Как формируется контент, который предлагаете болельщикам?
    — В программной сетке подписчики могут найти передачи на любой вкус: прямые показы матчей «Баварии», трансляции пресс-конференций в прямом эфире, те самые Homestories — сюжеты, рассказывающие о жизни игроков, ежедневные репортажи с тренировок основного состава, онлайн-чат для зрителей, превью предстоящих матчей, интервью до и после игр, и еще многое другое. Среди других каналов стоит отметить интерактивный и статистический. На последнем подписчики могут пользоваться множеством свежих, регулярно обновляемых статистических данных, а также заглянуть в архивную статистику. В качестве эксклюзива FCB.tv предлагает две вещи. Во-первых, здесь вы сможете увидеть любой матч и любой гол, забитый командой! И здесь неважно, товарищеский это матч или игра Кубка УЕФА. Большинство трансляций идут в записи, некоторые — в прямом эфире. Во-вторых, FCB.tv (стать абонентом можно за 12 евро — трехмесячная подписка, 20 — полугодовая и 36 — годовая) ближе к игрокам «Баварии», к закулисной жизни, чем какой-либо другой телеканал. С нами вы можете побывать в раздевалке команды, услышать рассказы игроков об их повседневной жизни, очутиться в тренировочном лагере клуба... К слову, прежде чем стать абонентом, потенциальные подписчики могут просмотреть рекламные ролики и превью-клипы совершенно бесплатно.

    — Какие игры команды можно посмотреть в прямом эфире?
    — Мы часто транслируем живьем товарищеские матчи, а в этом сезоне мы начали прямые трансляции матчей «Баварии» в бундеслиге! Затея имела оглушительный успех. Кстати, этого бы не было без участия Deutsche Telekom, предоставившей FCB.tv права на онлайн-трансляции игр бундеслиги.

    — Сколько человек насчитывает база подписчиков FCB.tv? Какова разбивка этого пула по странам?
    — Число подписчиков назвать не могу — это секретная информация. Зато скажу, что около 67% подписчиков — из Германии. Второй в этом списке идет Австрия, затем Швейцария, США, Польша, Япония и Ирак. Это страны с наибольшим представительством. Есть у нас подписчики и в России, но их число пока незначительно, около 1% от общего количества абонентов.


    Читайте Спорт день за днём в


    Новости партнёров