• Аппетит болельщика возрос, футбол стал неинтересен

    Чемпионат Санкт-Петербурга

    29.07.15 23:07

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Пока в чемпионате Санкт-Петербурга перерыв, «Спорт День за Днем» решил разобраться, почему все-таки городской футбол не привлекает большое количество зрителей.

    Барабаны?

    Городской футбол соскучился по болельщикам, ему без них не очень-то хорошо живется. Если во втором дивизионе российского футбола тебя спасает неплохая зарплата при почти пустых трибунах, то для парней, которые только выпустились из ДЮСШ и академий, такой привилегии не существует — играть приходится ради своей команды, а не ее болельщиков. Главный посыл мирового футбола — игра ради зрителей — в городском первенстве работает не всегда и очень не стабильно. Неудивительно, что все команды хотят играть в Пушкине, где на «Царское Село» приходят так болеть, как уже пару лет не приходили на то же питерское «Динамо» из второй лиги.

    — У нас активные болельщики, с файерами приходят на трибуны. Между фанатами бывают, конечно, стычки, но случается это редко. Вот у «МарухаФК» тоже отличные фанаты — с барабанами приходят на матчи, и ничего! У нас проблем не было — наши с одной стороны, соперник — с другой. Пытаются перекричать друг друга. В остальном все цивилизованно и мирно, — рассказывал главный тренер «Царского Села» Валерий Панков.

    Вообще система городского футбола подразумевает деление команд на районы внутри Санкт-Петербурга, которым интересно соперничать друг с другом. Такая же история раньше была с заводами и предприятиями, которые набирали команды и участвовали в местных соревнованиях. Но 90-е закончились, «Зенит» набрал скорость и стал самым богатым клубом России — аппетит у болельщика возрос, городской футбол вдруг стал неинтересен.

    — На самом деле в 90-е ходило больше народу на городской футбол. Сейчас же все в Интернете, уткнулись в планшеты — легче посмотреть вечером результат матча, чем прийти на стадион, — считает главный тренер «Владимирского Экспресса» Сергей Мельников. — Хотя у нас все больше болельщиков приходит посмотреть на «Экспресс». Но есть одна проблема — мат на поле. Я бы своего ребенка не повел на городской футбол смотреть — вместо того чтобы наслаждаться игрой, некоторые ведут себя грубо и некультурно.

    Нужно выстроить работу

    Главный тренер «Звезды» Александр Щагвин также сетует на отношение фанатов к городскому футболу.

    — На матчи ходят ребята, которые занимаются в нашей школе, их родители и друзья игроков. Дети, таким образом, видят перспективу — можно играть в футбол дальше и подниматься из команды в коман­ду, а не заканчивать с футболом в 14 лет. Но самая большая проблема — уровень футбола. Если бы он был сумасшедшим, люди бы сами приходили смотреть игры. А если мы играем так, что никому не интересно, тут хоть рекламу вешай, хоть пиво на входе выдавай — болельщики приходить не будут! Когда одна команда выходит и забивает 11 мячей в ворота другой — это никому не интересно. Если бы в чемпионате играли несколько равных команд, смотреть их футбол было бы увлекательно, — считает Щагвин.

     

    Опять-таки напрашивается сравнение с тем, что было. Посмотрите — статистика показывает, что популярна та лига, где играет подавляющее большинство равных команд. Во многом из-за этого (и умного маркетинга) НХЛ имеет бешеные рейтинги. Но городскому футболу достаточно и ста зрителей на трибунах. Что же делать для их привлечения?

    — Конечно, если была бы реклама или больше о городском футболе писали в прессе, это привлекло бы людей, но все равно на матчи ходят либо родители, либо друзья, — рассказывал мне в прошлом сезоне тренер «Звезды». — В свое время, помню, во времена СССР, на чемпионате города играли команды, представляющие заводы и предприятия, футболисты чувствовали ответственность, и на эти игры ходило очень много людей. А сейчас… Компании создают свои клубы и ставят свой бренд в название. Кто пойдет болеть за фирму?

    За тот же «МарухаФК» или ИНКОН приходит болеть достаточно народу, хотя свои названия команды получили лишь пару лет назад. Важно то, как клубы пытаются взаимодействовать с болельщиками. «Динамо» и «Метеор», например, выпускают специальные программки к своим матчам, но с той же «Звездой» тягаться и в этом смысле непросто.

    Для команды Щагвина все в Санкт-Петербурге складывается довольно интересным образом. «Звезда» продолжает потихоньку двигаться в сторону профессионального футбола и уже создала целую структуру по работе с болельщиками. Без собственного стадиона сделать это будет непросто, но стабильная группа фанатов у лучшей команды города есть — на матчи III дивизиона собирается под 200 зрителей, а на 1/256 Кубка России пришло почти 700 болельщиков. «Звезда» организовывает прямые трансляции своих матчей с комментариями, а также работает с фанатами через соцсети, устраивая конкурсы с призами.

    Дело ведь в том, что «Зенит» играет от силы раз в две недели в Петербурге, а «на город» играют почти каждый день. Это сильный аргумент.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров