• Где рука, а где офсайд

    Премьер-лига. Судейство

    22.08.15 02:13

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Защитник «Краснодара» Рагнар Сигурдссон неделю назад забил «Зениту» из положения «вне игры», а уже во вторник главный тренер «Спортинга» Жорже Жезуш обвинил арбитра матча с ЦСКА в том, что тот не назначил явный пенальти за игру рукой Василия Березуцкого. «Спорт День за Днем» решил разобраться, почему современный футбол судить сложнее, для чего изучил специализиро ванную методику ФИФА по судейству.

    Неестественное положение

    — В ситуации, когда Слимани бил головой, а защитник ЦСКА (Василий Березуцкий. — «Спорт День за Днем») сыграл рукой, арбитр за воротами ничего не заметил и отобрал у нас то, что мы заслуживали, — победы с более крупным счетом, — заявил после матча Жорже Жезуш. Но он изначально задавался не тем вопросом, ведь этот эпизод с рукой Березуцкого еще раз показал, что должность арбитра за воротами — фиктивная. В свое время ее изобрел президент УЕФА Мишель Платини для того, чтобы с главным судьей не так много спорили: ведь есть коллега за воротами, специализация которого — все, что происходит в штрафной. Но на деле эти судьи ничего не решают и ничего не объясняют, а достается все равно главному. В России, к счастью, отказались от этой практики.

    Что же касается игры рукой Березуцкого, то здесь арбитр должен был учитывать только два момента — либо футболист сам и целенаправленно играет рукой, либо за счет нее увеличивает площадь тела. Также судьей должны приниматься во внимание разные обстоятель­ства — было ли намерение у футболиста сыграть рукой или, когда мяч попал в нее, игрок старался убрать руку в сторону, какое расстояние преодолел мяч до момента касания с рукой: было ли время у футболиста опять-таки убрать руку. В случае с Березуцким все просто — его рука была в неестественном положении у лица, за что вообще-то нужно сразу показывать желтую карточку и ставить пенальти. Но ЦСКА повезло.

    С неестественным положением руки история интересная. Например, если ты стелешься в подкате в своей штрафной, опираясь на руку, в которую тут же попадает мяч, адекватный судья никогда не покажет на «точку». В таком случае рука выступает в качестве опорной, а значит, находится в естественном положении — пенальти нет. В случае рикошета игра рукой считаться не будет, а 11-метровый не назначат, даже если мяч попадет в руку игроку, стоящему на линии ворот. В финале ЧМ-2002 был как раз такой момент, но судья все исполнил правильно — если умышленной игры рукой нет, играем дальше.

    Блокировка — не офсайд

    В случае с голом Сигурдссона «Зениту» все просто — на повторе видно, что Рагнар находился на полкорпуса впереди своего оппонента при подаче, поэтому офсайд должны были фиксировать. Но оказалось, что нередко положение «вне игры» строится не только на том, кто окажется ближе к воротам.

    При розыгрыше штрафного, например, нельзя находиться между стенкой и вратарем в стороне от остальных. Если будет выполнен удар по воротам, судья вправе зафиксировать офсайд, ведь ты находишься в поле зрения вратаря и можешь ему мешать. Это как с прошлогодним незасчитанным голом Виктора Файзулина в игре со «Спартаком» (0:0), когда на пути мяча в положении «вне игры» оказался Саломон Рондон, который пусть и подпрыгнул, но все равно закрывал обзор голкиперу.

    Такая же история с блокировкой. Если ты в офсайде, а мимо тебя несется защитник, который хочет накрыть твоего партнера, а ты блокируешь его, освобождая путь прорывающемуся к воротам одноклубнику, — будет зафиксирован офсайд. Ведь ты за счет блокировки также принимаешь участие в эпизоде. Увидеть столь редкий момент и правильно на него отреагировать гораздо сложнее, чем зафиксировать офсайд Сигурдссона.

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров