• Ледовые сюрпризы

    Чемпионат мира

    10.04.12 16:14

    Ледовые сюрпризы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    На прошедшем чемпионате мира по фигурному катанию в Ницце произошло важное событие: впервые за семь лет российская одиночница взошла на пьедестал почета.

    C мирового первенства сборная России вернулась с двумя серебряными наградами – в женском одиночном катании у Алены Леоновой и в парном у Татьяны Волосожар и Максима Транькова. Это один из лучших результатов последних лет.

    Снова на коне

    Уже давненько мало кто ставит на победу европеек в женском одиночном катании: последний такой прецедент и случился как раз семь лет назад, когда лидером была Ирина Слуцкая. На следующий год турнир выиграла американка Кимми Мейсснер, а затем пальму первенства захватили азиатские спортсменки. Как раз тогда пресса начала писать о «засилье», о том, что с их прыжками невозможно бороться, что они как роботы, которые прыгают, прыгают, прыгают…

    Зрители любят итальянку Каролину Костнер за чувство музыки, американку Эшли Вагнер за эмоциональность, россиянку Алену Леонову за задор… И все-та­ки все они вынуждены были отступиться от борьбы за первое место.

    Но не в этом сезоне. Основной претенденткой на награду была японка Мао Асада, но глубокое личное горе (в декабре фигуристка спешно улетела домой с финала Гран-при – у нее умерла мама) очевидно не позволило ей сконцентрироваться на тренировках, как обычно. Она хотела вставить в обе свои программы сложнейший элемент женского катания – тройной аксель, хорошее исполнение которого вознесло бы ее на недосягаемые вершины. Но ни один из них ей не удался. И золото стало доступнее другим спорт­сменкам.

    Костнер, которая, несмотря на свою музыкальность, часто «заваливает» прокаты, сумела наконец ко всем стартам подойти в наилучшей форме. Она выиграла все, что можно: финал Гран-при, чемпионат Европы, – и буквально летела к новой, первой, наконец, в карьере, победе на чемпионате мира. В короткой программе она заняла лишь третье место, потому что прыгнула двойной риттбергер вместо тройного, а это сильно понижает баллы, но в произвольной выдала едва ли не лучший прокат в карьере. Не выиграть с ним она просто не могла.

    Леонова в этом году перешла к Николаю Морозову, сменила имидж, стала более серьезно (по собственной оценке) относиться к происходящему и тоже открыла в себе второе дыхание. Пока руководство чуть ли не в открытую говорило, что и она, и Ксения Макарова лишь «держат места» для молодых Елизаветы Туктамышевой и Аделины Сотниковой, девушка проводила достойный сезон.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    Блестяще откатав короткую программу и захватив после нее лидерство, она не рассыпалась от нервов, а смогла собраться и хорошо, с очень небольшими помарками откатать произвольную, набрав нужные баллы для серебряной медали. Фигуристка неоднократно подчеркивала, что ей очень помогает работа с психологом Геннадием Горбуновым. Может, не мешает и другим фигуристам брать с нее пример?

    Падение акций

    Например, спортивным парам. В превью к чемпионату мира мы – да и не только мы – писали, что в борьбу за медали яро включатся два российских дуэта – Юко Кавагути / Александр Смирнов и Татьяна Волосожар / Максим Траньков. Третьему – Вере Базаровой / Юрию Ларионову – предстояло показать себя и запомниться судьям.

    Запомнились все. Произошло нечто беспрецедентное: все три пары упали в своей короткой программе. Если разбираться в психологии, наверное, у каждого падения была своя подоплека.

    Кавагути и Смирнов не выполнили одну из обязательных поддержек: Саша упал спиной на лед с Юко на руках. Позже, в произвольной программе, они снова не смогли сделать этот элемент правильно, хотя обошлось без падений. «Всякое бывает» – можно было бы сказать, но у спорт­сменов такого уровня на подобные ошибки обязательно должны быть причины. «Лед здесь какой-то странный, очень хрупкий», – пожаловался Смирнов. В его словах, несомненно, есть истина, ведь ледовая арена в Ницце не стационарная, она создавалась искусственно в выставочном центре, и лед действительно мог быть неоднородным и непривычным. Но ведь все соперники выступали точно на таком же льду. Тренер пары Тамара Москвина отметила, что эти ошибки не связаны с тяжелым прошедшим сезоном – лечением, операциями… Но она женщина жесткая, мы же можем списать случившееся на недостаточную скатанность пары после всех этих сложностей. Та же Юко отмечала, что она много тренировалась без Саши, пока он был в больнице, и, возможно, дуэт немного подрастерял чувство друг друга.

    Наказан он за это оказался сурово: за короткую программу ему поставили 59,59 балла, сняв два за падение обоих партнеров. Пара оказалась на 11‑м месте, и неудивительно, что установка для них отныне могла быть только одна: откататься для зрителей, а не на результат. Что и произошло: легкая, воздушная произвольная программа захватила зал, хотя и в ней, как мы отмечали, без ошибок не обошлось. Итоговая оценка оставила их лишь седьмыми с почти двадцатибалльным отставанием от лидеров – немцев Алены Савченко и Робина Шолковы.

    Волосожар и Траньков ехали в Ниццу побеждать. Несмотря на то, что пара катается вместе лишь второй сезон, они уже снискали все возможные комплименты, они уже серебряные призеры мирового первенства и чемпионы Европы. Пара отличается каким-то сумасшедшим соревновательным задором: они не могли быть уверены заранее, что сразу пробьют дорогу наверх. В этом году на европейском первенстве они не слиш­ком-то старались, отмечая, что без основных соперников кататься пресновато.

    И поплатились, возможно, именно за это, за какую-то излишнюю – пусть даже оправданную – самоуверенность: Максим упал во время исполнения одного из важнейших элементов короткой программы – тодеса, в самом конце, когда все страшное уже было позади. Нет сомнений в том, что это случайность, но спортсменам дается только один шанс, а россияне остались фактически без элемента: им сняли за его исполнение два балла, плюс еще два – за падение. Во время объявления оценок Максим выглядел просто убитым, и неудивительно: пара заняла лишь восьмое место.

    Как фигуристы настраивали друг друга на произвольную программу, они тщательно хранят в секрете, просто говоря, что у них отличное взаимопонимание. Но в итоге зрители увидели настоящий спортивный подвиг: своего «Черного лебедя» россияне откатали без единого минуса, взлетев в итоге вверх по турнирной таблице. Они могли бы быть даже первыми: от выигравших немцев их отделил даже не балл – 11 сотых. Кто считает эти сотые, почему именно 11, насколько справедлива эта крохотная разница?

    Все-таки справедлива. Это расплата за ошибку в короткой программе, которую спортсмены допустили сами. Немецкий дуэт не был безупречен, хотя катался с присущей им легкостью. Они ошибались в прыжках, вращениях… И все же не так сильно, все же они были первыми после короткой и вторыми после произвольной программы. Чемпионат выигрывают все же по сумме баллов, а не по последнему прокату.

    Третья российская пара имела отличные позиции после короткой программы – четвертое место. А ведь они тоже упали, оба, в самом конце, во время финальной позы. Как будто от удивления: мы все сделали, мы удержались. И хлоп. Но им колоссально повезло: судьи даже не наказали их за падение, посчитав, что оно случилось уже после окончания музыки, то есть фактически после проката. Им надо было лишь удержать имеющиеся позиции. Но молодая пара еще слишком неопытна для такого стресса: после произвольной программы она опустилась вниз на две позиции.

    Перемена мест слагаемых

    По итогам танцевального турнира можно было услышать: «Подумать только, в танцах – и без медали!». Однако это не такое уж редкое явление: за последние 12 лет россияне пять раз оставались за пределами пьедестала на мировом первенстве. В том числе в последние два года: с тех пор, как в 2009 году Оксана Домнина с Максимом Шабалиным выиграли этот турнир и уступили место лидеров сборной Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву.

    Всем известно, что в танцах даже при новой системе судейства существует некая очередь за медалями, которую преодолеть трудно, но можно. Однако приходится констатировать: подопечным Елены Кустаровой за три года это так и не удалось: в 2010 году они были восьмыми, в 2011‑м – шестыми, а в этом стали седьмыми. И дело даже не в том, что партнерша упала во время короткого танца, что и отбросило пару далеко. Становится очевидно, что дуэту надо что-то менять: подход к тренировкам, взгляд на свое катание, стиль, постановки… а может, и тренера. Специалисты отмечают их изящное скольжение и хорошее владение коньком, вот только в пятерку лучших за три года они так и не вошли.

    И их уже обогнали. Елена Ильиных с Никитой Кацалаповым заняли на чемпионате мира пятое место и тем самым официально стали первой парой страны. Им многие благоволят за красивое катание, легкость, эмоциональность. Возможно, чересчур рано их окрестили «чемпионами Сочи» и «олимпийскими чемпионами»: все-та­ки паре еще есть куда расти, а спортсмены уже сейчас, на этом турнире, расстроились своему пятому месту. С другой стороны, турнир, может быть, больновато, но показал их реальное место, реальный уровень. Еще не призеры, еще рано пожинать лавры и нужно много работать. А бывшие лидеры… Ну, что же, у них было достаточно времени.

    Двое в поле не воины

    Мужчины и вовсе огорчили. Сергей Воронов год не выступал, и от него, честно признаться, ждали немного. Но что такое «немного» по русской мерке? Быть в десятке лучших, не меньше. От Гачинского, бронзового призера прошлого чемпионата мира, серебряного призера нынешнего европейского первенства, лучшего ученика Алексея Мишина (за исключением, конечно, Евгения Плющенко), ждали куда большего.

    Но в этом сезоне, как мы уже отмечали, Гачинский нестабилен. Куда-то подевалась его уверенность, его четверные прыжки, которые он и его тренер раньше несли перед собой, как знамя. В короткой программе, где всего три прыжковых элемента: аксель, каскад и одиночный прыжок, – он сорвал каскад, прыгнув связку из двойных тулупов, получив за него в итоге лишь два балла. Для сравнения, выигравший в итоге канадец Патрик Чан за каскад получил 11,3 балла. Короткая программа отбросила россиянина на далекое 16‑е место. Воронов стал рядом, 17‑м.

    Но и тут можно было бы побороться, как сделали это Волосожар с Траньковым. Только оба одиночника не смогли справиться с напряжением. У Воронова были ошибки, Гачинский и вовсе упал с обоих четверных прыжков, да к тому же один из них судьи посчитали недокрученным… Фигуристы сместились на позицию ниже, к тому же поменявшись местами. Прощайте надежды на медали и, что хуже, прощайте две квоты на будущий чемпионат мира: в Канаде будет кататься лишь один российский фигурист.

    Совсем недавно мы строили планы на призовые и хорошие места в каждом виде фигурного катания на этом мировом первенстве. Две медали безусловно радуют глаз, но чиновники из федерации постоянно превозносят в речах будущих «чемпионов Сочи». Самое время взять себя в руки: в этом году еще можно ошибаться и учиться на своих ошибках. Следующий, предолимпийский, будет расправляться с неудачниками куда жестче.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров