• На байдарках и каноэ

    На пути к Лондону

    13.08.11 11:19

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Двенадцать комплектов медалей на Играх-2012 будет разыграно на гребном канале. Сильные каноисты, нюансы работы, возвращение ветерана. В Москве во время чемпионата России можно было узнать обо всем.

    «Я многое понял»

    Главная неожиданность в греб­ле – возвращение Максима Опалева, который после золота в Пекине ушел из спорта и стал чиновником. Но, как оказалось, ему еще хочется тренироваться, бороться за победу. Поговорив, олимпийский чемпион Максим Опалев стал прощаться.

    – Вы завтра-то будете, финалы смотреть? – уточнил он.

    – Вряд ли, – отвечаю. – И сегодня уже достаточно видел. Буду болеть за вас на чемпионате мира.

    – Так я еще туда не попал, – удивился Максим.

    – Попадете, наверное, вот вы­играли же сегодня.

    – Это полуфиналы были, а завтра все самое интересное.

    В финальном заезде на дистанции 1000 метров Максим Опалев и правда не выиграл. Он вообще стал четвертым и не отобрался на чемпионат мира. А ведь легенда гребли на каноэ вернулся специально, чтобы принять участие в четвертой Олимпиаде. Шансы еще не потеряны, но легко точно не будет.

    – Дмитрий Саутин признался, что не уходит из прыжков в воду только потому, что так он может заработать деньги. Вы тоже вернулись из-за денег?

    – Вот Дима дает. Надо ему сказать, что всех денег не заработаешь. Нет, я точно не из-за денег. Просто соскучился, наверное. Все-таки столько времени этому отдал. И я очень хочу принять участие в Олимпийских играх. Вот это моя самая главная мотивация.

    – Вас не было в сборной почти полтора года. Ситуация сильно изменилась? Много голодных ребят смотрят на вас волком?

    – Новые ребята в национальной команде появились, и конкуренция усилилась. Но это нормально. Было бы странно, если бы таланты не росли. Им сейчас такие условия создают, что за голову хватаешься. Любой каприз исполняют. Мне иногда кажется, что это даже во вред идет. Но к себе я никакой агрессии не замечаю. Да и что со мной делить? Бери каноэ и доказывай.

    – Вы работали в администрации Волгоградской области. Как вам поход во власть?

    – Я многое для себя понял. Например, то, что там необходимо терпение. Просто так, с наскока ничего не решить. И какие бы у тебя ни были благородные цели, сразу ничего не получится.

    – Бюрократия?

    – Отработанная система. Но я считаю, что время провел с пользой. Говорю же, очень многое понял.

    – К власти теперь отношение изменилось?

    – Нет. Мне нравится руководство страны, я вижу, сколько они делают для спорта. Строятся новые арены, страна получает право на проведение крупнейших соревнований. Это же отлично.

     

    – Но, говорят, несмотря на это вы так и не сумели построить в Волгограде центр для подготовки по гребле на байдарках и каноэ?

    – Это – да, пока не получается. Но я веду переговоры, стараюсь доказать, что такой центр принесет много пользы. Думаю, что ситуация изменится.

    Табло из Лужников

    Чемпионат России по гребле на байдарках и каноэ проходил на канале в Крылатском и, как большинство турниров подобного уровня, не собрал зрителей. На отличных трибунах сидели человек тридцать, и все они имели какое-то отношение к соревнованиям. Недалеко от канала на лужайках расположились загорающие. Им было все равно, что там за медали будут разыграны.

    Гребной канал в Крылатском построен к Олимпиаде – 1980, но, к счастью, реконструируется и будет приведен в божеский вид в самое ближайшее время. Впрочем, унылости на канале нет. Не исключено, что и из-за погоды. На улице плюс 36, ярко светит солнце. И как-то не обращаешь внимания на то, что асфальт на дорожках не меняли после смерти Леонида Брежнева, как и табло.

    Табло, кстати, во время чемпионата России не включали, и это правильно. Эта та венгерская модель, которая стояла в «Лужниках» до реконструкции. Запчасти к нему уже не выпускаются, а запасные лампочки как раз привезли после реконструкции сооружения на Воробьевых горах.

    Табло скоро заменят, да и вообще многое переделают. Все-таки здесь в 2014 году пройдет самый настоящий чемпионат мира, а значит, надо исполнять требования международной федерации. Кроме табло, нужно установить хорошую и современную электронную систему для фиксации результатов. Возможно, пророют еще один канал для того, чтобы спортсменам было удобнее добираться до старта.

    – Но у нас очень хороший канал, спроектирован удачно, – рассказывает тренер Сергей Федоров. – Вообще на многих трассах мира очень много зависит от расположения, от погоды. Подует ветер, пойдет волна – результаты мгновенно изменятся. Потому, кстати, у нас не фиксируются мировые рекорды, а только лучшее время на трассах. Но в Москве, если нет каких-то экстремальных погодных условий, плыть удобно всем.

    Гребцы рассказывают о своем виде спорта с неподдельной любовью. То ли соскучились по журналистам, то ли действительно хотят заразить всех уважением к байдаркам и каноэ.

    – А вот во время чемпионата России к нам приезжал Никита Джигурда, – рассказывает пресс-атташе федерации Александра Федорова. – Покатался на каноэ.

    – И не упал? Жаль.

    – Нет, не упал, довольно уверенно шел.

    Тут раздается звонок, и одна телекомпания говорит, что хочет привезти еще одного артиста. Чтобы он покатался на байдарке. Начинается поиск оборудования.

    – Мы точно не найдем свободную байдарку и не будем просить ни у кого из спортсменов, – говорит человек, которого вызвали на короткое совещание.

    Решено, что актер поедет на «Драконе». Это специальная лодка с большим количеством гребцов. Все соглашаются, что это идеальный вариант. Пожалуй, с байдарки он мог бы и навернуться. Неподготовленный же.

    Иногда случаются завалы

    Падают и профессиональные спортсмены, которые занимаются своим видом спорта не один год. Но если на байдарке упасть труднее, то на каноэ – запросто. Мне долго объясняют, как именно нужно держаться на лодке, как грести, как держать равновесие. Ясно, что я даже не рискну. Купаться в канале совсем не хочется.

    – Судейский катер, подойдите к старту, там перевернулся участник, – объявляют на стадионе, и кто-то из арбитров едет спасать человека. Точнее, не спасать, а помогать ему снова встать на старт. Если ты упал до начала стартов, то тебя не дисквалифицируют. И финиш ты должен пересечь в лодке.

    На канале – катера, которые, наверное, тоже нуждаются в серьезном обновлении. Хотя выглядят они не так убого, как табло. Да и жалоб нет. На коротких дистанциях арбитры контролируют по две дорожки. Участник должен идти точно посередине, не приближаться к буйкам. Тебя не снимают, если ты не пересек буйки, но такой шанс есть. Вот посчитают арбитры, что спортсмен слишком близко приблизился к конкуренту, – прощай, медаль.

    Гребля на байдарках и каноэ лучше всего смотрится по телевизору, когда камера едет на одном уровне с участниками. Места на трибуне находятся посередине трассы, а не возле финишной линии, и ближе к окончанию заездов никак нельзя понять, кто же выигрывает. Только истинные профессионалы могут определить лидера, находясь в любом месте стадиона.

    На чемпионате России тренеры не так активны, как на более крупных соревнованиях, но наблюдать за ними интересно. Чаще всего они на велосипедах. Перебираются на другой берег канала и следят за процессом гонки, катаясь вдоль трассы.

    – Ох, там иногда такое случается, – смеется Александра. – Даже завалы из велосипедистов бывают. Им нельзя подсказывать, но они все равно умудряются.

    Правда, тут подсказывай – не подсказывай, изменить тактику во время гонки чрезвычайно трудно.

    «Грузило надо было делать»

    Очень много интересного возле вагончиков, где располагаются спортсмены. Точнее, это больше похоже на гаражи, только вместо машин там байдарки и каноэ. Там же отдыхают спортсмены, прячась от солнца. Хотя зной лучше переносится у воды, на соревнованиях дежурит карета скорой помощи.

    – Страшно было в прошлом году, когда чемпионат страны проходил во время смога, – вспоминает Александра Федорова. – Было жарко, душно. Тогда вот у врачей было очень много дел. Сейчас же, конечно, тоже печет, но все-таки и ветер есть, да и вообще не так тяжело.

    Большинство спортсменов – в головных уборах. Прекрасной соломенной шляпой оживляет вид Максим Опалев. Узнав, что им интересуются журналисты, он прячет шляпу.

    К Опалеву все относятся с нескрываемым уважением. Например, с ним никто не заговаривает, опасаясь, что это нарушит настрой мастера. Но он охотно болтает с какими-то знакомыми после победы в полуфинале. Стоит, обтирает каноэ, на котором выведено его имя, не спеша говорит.

    Все носят свои лодки сами. Да они не такие уж и тяжелые. Арбитры, которые взвешивают снаряды для допуска, назубок цитируют регламент. Самое тяжелое каноэ-двойка – 20 килограмм. Четверки – до 30 килограмм. Они могут весить и больше, но меньше нельзя.

    Тут же подходит байдарочник. Весы показывают 11 килограмм 990 грамм.

    – Придумывай что-нибудь, – говорят ему арбитры. – Ищи десять грамм.

    Тот начинает волноваться, что-то откручивать, что-то прикручивать. Мимо идет тренер.

    – И что ты тут делаешь?

    – Так у меня недовес. 10 грамм.

    – Я тебе еще вчера сказал, чтобы ты грузила сделал. Ты сделал?

    – Да сейчас, я быстро.

    Тренер расстроенно машет рукой и уходит. Я потом проследил за спортсменом, он после первого заплыва пришел предпоследним. И не попал в следующий круг. К соревнованиям надо готовиться заранее.

    Судьи также проверяют, не намазана ли лодка каким-нибудь удивительным средством, чтобы было лучшее скольжение по воде. По дну проводят пальцем, а если есть подозрения, то и монеткой. Смухлюешь – поедешь домой.

    Но мухлевать невыгодно. Федерацию возглавляет человек, который является близким другом президента России. А всем известно, что Дмитрий Медведев когда-то в молодости занимался греблей. Теперь этот вид спорта если не купается в роскоши, то лишен множества мелких бытовых проблем. У федерации мощный спонсор и, как уже сказал Опалев, довольно быстро решается любая проблема.

    Более того, спортсмены нацио­нальной команды и те, кто входит в расширенный список, зарабатывают весьма неплохие деньги. Точные цифры никто не называет, но с учетом всех надбавок получается где-то сто тысяч рублей. Для гребли на байдарках и каноэ это приличная сумма.

    Дорогой инвентарь

    Тут же возле судейского столика – доска объявлений. Указаны протоколы, время заездов (не говорите гребцам «заплыв» – убить могут). Висит реклама, мол, продается подержанная байдарка за 55 тысяч рублей. Дорого? Да ничуть. Но вряд ли кто-то купит. Спортсмены высокого уровня лишены проблем с инвентарем. Да все в порядке и у тех, кому еще далеко до сборной.

    Лодки качественные. И служат долго. Интересно, что взаимоотношения со своим спортивным снарядом не столь близкие, то есть на какие-то европейские соревнования свои лодки везут, но вот если приходится преодолевать значительные расстояния, то не рискуют. На месте выдадут новую. А вот весла у всех свои. К ним привыкли.

    Пока перерыв – байдарку или каноэ кладут на специальную стойку, чтобы они сушились. Небольшой порыв ветра – и одна из лодок летит на землю.

    – Это моя упала, – доносится из ангара голос спортсменки. Она выходит и кивает головой. Точно – ее. Как только догадалась по звуку?

    В России очень сильные каноистки, но не все виды женского каноэ включены в олимпийскую программу. Нет там и эстафеты, хотя это наверняка очень зрелищный вид. Там нет палочки, а команду на этапе дает арбитр.

    Федерация отправила в министерство по спорту и туризму план на Лондон, где смело указано, что команда будет претендовать на шесть медалей. Две золотые, две серебряные, две бронзовые. Была бы их воля – не отправляли бы, а просто работали на победу. Все планы в байдарках и каноэ – от лукавого. Спрогнозировать победу абсолютно невозможно. Конкуренция просто дикая.

    – Там ведь все от мелочей зависит. Попала водоросль на весло – сразу скорость снижается, – объясняет Сергей Федоров. – Да, от водорослей водоем чистят, но ведь всякое случается. Ветер, волна – это серьезные факторы. Плюс у каждой страны есть талантливый спортсмен, который на определенном старте просто может прыгнуть выше головы.

    Да взять того же Опалева. До Пекина он, неоднократный победитель различных турниров, никак не мог выиграть главный старт. И не потому, что был плохо готов. Такой, как Опалев, есть в каждой стране.

    Конкуренция и в сборной такая, что позавидует любой вуз страны. Вот чемпионат России за год до Олимпиады определил лишь состав национальной команды на чемпионат мира. Там все будут бороться за лицензии для страны. А через год тут же, в Крылатском, пройдет чемпионат России, где будут разыграны путевки в Лондон. Опалев вот потому особо и не переживал из-за поражения. У него есть шанс через год. А на турнир едут по одному, максимум по два человека на дистанцию. Там вообще сложная система, но на одно место будет претендовать по 20 человек.

    И из-за этого важна каждая мелочь. Так, мне показали лодку, у которой нос был покрашен в красный цвет, что выглядело несколько странным. Ничего удивительного. На фотофинише белый цвет может отсвечивать и не будет видно, что ты пересек ленточку на миллиметр раньше, чем соперник. Вот и перекрасили.

    На спортсменов приятно смотреть. Плечи и руки у них обес­смысливают жизнь бодибилдеров, которые делают специальные уколы и не выходят из душного зала. Такими руками бы гордились любые борцы или боксеры. Правда, в связи с тем, что в гребле многое зависит от силы человека, обеспечено и пристальное внимание со стороны антидопингового комитета. Ребят они мучают внезапными проверками. До ситуаций, как с пловчихой Чаун, не доходило, но некоторым ребятам предупреждения вынесли.

    И главное – ведь по пустякам. Гребцы обязаны рассказывать о своих передвижениях не только в соревновательный период, но и во время отпуска. Ты должен реально рассказывать, где будешь находиться. Пошел к девушке – доложи, пошел на дискотеку – предупреди. Отсюда и непонимание. Приезжают из комитета, а спортсмена нет дома. Скандал. А любой скандал портит настроение.

    К счастью, в гребле на байдарках и каноэ выгодно не обеспечивать единичный результат, а показывать свой уровень стабильно. Допинг поставит крест на благополучном существовании.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №30 (10-16 августа 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров