За двое суток до матча Лиги Европы «Зенит» — «РБ Лейпциг» главный тренер немецкой команды дал эксклюзивное интервью «Спорту День за Днем».
Бывший нападающий сборной Австрии рассказал о специфике трансферной работы своего клуба, объяснил, почему Паредес и Ригони вряд ли появятся в «Лейпциге» и предложил видеть в футболистах не машин, а людей.
Присутствие Паредеса не повлияет на наши цели
— Херр Хазенхюттль, всего один день отделяет вас от ответного матча в Петербурге с «Зенитом». Как на данный момент вы оцениваете первую игру дома и что ждете от встречи в Петербурге?
— Мы сыграли в прошлый четверг с очень сильной командой. И гол, пропущенный перед самым финальным свистком, был очень обидным для нас. Он изрядно ухудшил расклады перед выездом. Мы стоим, скорее всего, перед необходимостью забивать в Петербурге. Попытаемся сделать это, такая задача нас не выбивает из колеи. Первая встреча показала, что мы можем создавать немало шансов и забивать голы. Но давайте исходить из того, что игра завтра обещает быть равной. И шансы на выход — 50 на 50. Все расклады возможны.
— Ваш коллега Роберто Манчини жаловался после матча в Лейпциге на игру своей команды. Согласны ли вы с ним и видите ли вы моменты, которые могут изменить игру «Зенита» к лучшему в ответной встрече?
— Но ведь они на выезде играли. Хотя, конечно, соперник был довольно пассивен, и на протяжении довольно длительных отрезков матча нам уступал. Но в том числе и потому, что мы многое на поле делали правильно. Сейчас уже мы сыграем на чужом поле и я не сомневаюсь, что нас ждет совершенно другой «Зенит». Но и несмотря на это мы будем играть на победу. Мы доказывали, что способны и на европейском уровне побеждать на выезде. Достаточно вспомнить «Монако» или «Наполи».
— Есть ли на ваш взгляд у «Зенита» игрок, который мог бы сделать на поле разницу? После первой игры вы согласились с Манчини, что ему не хватило Леандро Паредеса.
— Это действительно футболист, отсутствие которого в Лейпциге нашему сопернику не помогло. Особенно в атаке. При участии Паредеса в ответной встрече нам будет сложно. Но и это не отменяет нашей цели пройти дальше.
— Можно ли считать игру в Петербурге некоторым полезным разнообразием после четырех безвыигрышных матчей в бундеслиге подряд?
— Я расцениваю нас не по четырем безвыигрышным матчам, а то, как мы провели прошлую неделю — у нас две ничьи и одна победа, а играли мы на выезде со «Штутгартом» и дома с «Боруссией» (Дортмунд) и «Зенитом». В настоящий момент у нас в бундеслиге, быть может, и есть проблемы, потому что в матчах, где должны побеждать, не используем свои моменты. И с Дортмундом, и в Штутгарте мы были хороши на мяче, но, возможно, не столь решительны и опасны, как, к примеру, в Лиге Европы. Кроме того, стоит заметить, что в Петербурге нам предстоит сыграть уже 38-й по счету матч в сезоне, и как раз поэтому иногда не хватает какой-то пары процентов, чтобы вырывать победы в «тесных» матчах. Но если вы посмотрите, что произошло с другими немецкими клубами, что имели двойную нагрузку в этом сезоне из-за выступлений в еврокубках, поймете, что кроме Дортмунда и «Баварии» перед нами, по сути, никого нет.
Иногда не получается брать очки там, где должны. Например, недосчитались их в домашних встречах с «Гамбургом» и «Кельном», потеряли пять, хотя победы были близки. Но мы знали еще летом, что нас ждет новый вызов, новые требования, понимали, что придут такие фазы, как сейчас. Считали, что будет здорово при такой двойной-тройной нагрузке провести сезон без серьезных осложнений. И пока у нас все так и получается.
— Давление на команду в еврокубках меньше, чем в бундеслиге? Ведь в первый сезон в топ-классе «Лейпциг» произвел фурор…
— А сейчас в еврокубке мы все еще можем что-то выиграть. В бундеслиге, став вице-чемпионом, уже не победишь. И это как раз облегчает психологически жизнь для моих парней в Лиге Европы. Так что нет худа без добра.
— И еще есть шанс попасть в Лигу чемпионов через этот турнир…
— Да, если все удачно сложится. Но пока что мы сфокусированы на матче в Петербурге.
Иванаускас олицетворял менталитет русских
100% — недостаточно! Как работает академия «Лейпцига»
— Представим себе, что вы прошли дальше. Как насчет встречи с «братским» «Зальцбургом» на следующей стадии?
— Если вдруг мы выйдем дальше, то мне абсолютно все равно, с кем играть. Выход в четвертьфинал станет для клуба историческим достижением, свидетельством его развития и прогресса. Кто знает, когда такая ситуация повторится снова.
— Вернемся тогда к «Зениту». Что почувствовали, когда он достался во время жеребьевки?
— Подумал о том, какой замечательный город предстоит посетить. Мне всегда хотелось увидеть Петербург, хотя, конечно, у нас совсем не будет времени по-настоящему с ним познакомиться. И еще здорово сыграть на современном стадионе, полном зрителей.
— Вы имели представление о русской лиге?
— Вижу русские команды прежде всего в европейских турнирах, все-таки внутренний чемпионат у нас мало где увидишь по ТВ. Как тренер я сталкивался с российскими клубами в товарищеских матчах. Они играют в жесткой силовой манере, но при этом весьма качественно. Есть достаточно команд с хорошими возможностями. Бюджет «Зенита» позволил бы быть одним из топов в бундеслиге. Так что в русской лиге есть и качество, и потенциал. Если получится пройти «Зенит», я бы приравнял этот успех к тому, что мы достигли в противостоянии с «Наполи».
— В свое время вы играли в «Аустрии» с выходцами из СССР: Вальдасом Иванаускасом, Робертасом Фридрикасом. Какими они были партнерами?
— У нас тогда было очень интересное созвездие на поле. С литовскими ребятами мы даже стали чемпионами. Они были безусловно сильные футболисты с выраженным честолюбием. Особенно Иванаускас, очень динамичный игрок, я бы сказал, в хорошем смысле зверь. Тогда он мне казался олицетворением менталитета русских.
— Совсем скоро в России начнется чемпионат мира. Чего ждете от него? Какие игроки, считаете, могут удивить?
— Россия — очень интересная страна с точки зрения проведения в ней чемпионата мира. Огромная, с разными часовыми поясами. Вызов стране брошен серьезный, но уверен, что чемпионат пройдет на высшем уровне. Если об игроках, то верю по-настоящему в Тимо Вернера, ведь проявлять себя он будет, возможно, в одной из лучших команд турнира. Правда, не знаю, может ли он еще именно удивить чем-то, просто жду отличного выступления. Уверен в Форсберге и Поульсене, может удивить Брума, если окажется в сборной Португалии. Он здорово прогрессирует, последний год это подтверждает.
Тимо Вернер отдал голевой пас в финале Кубка конфедераций Германия — Чили в Санкт-Петербурге (1:0)
Кокорин играл бы серьезную роль в бундеслиге
— Можете провести параллели между «Зенитом» и «РБ Лейпциг»? Со стороны выглядит так: оба клуба всегда ставят высокие задачи и не скупятся ради их решения…
— Думаю, клубы все же идут совершенно разными путями. Мы ставим на молодых игроков, которых сами и выводим на высокий уровень. Меньше ставим на готовых звезд.
— Тем не менее, Роберто Манчини все время ссылается на то, что он не получил всех игроков, которых хотел. Вам не хочется так же иногда пожаловаться?
— Каждый клуб всегда сталкивается с такой проблемой: все хотят дотянуться до верхней полки в магазине, но пробиться тяжело, потому что на нее уже претендуют более крупные клубы. Вряд ли есть хоть один клуб, где тренер может сказать, что получил всех игроков, каких хотел. Поэтому эта тема всплывает везде, на любом уровне. Каждый хочет иметь лучших футболистов, но лучшие отправляются по адресам топ-клубов. Лучших нельзя получить просто так, как само собой разумеющееся.
— Но трансферные планы «Лейпцига» совпадают с общим видением?
— Посмотрим, что предложит рынок, кто нас может усилить.
— Это гипотетически могут быть игроки из России?
— Если мы говорим о «Зените», мне нравится Кокорин. Сильный форвард, который играл бы серьезную роль в бундеслиге. Хороший уровень показывали бы Ригони или Паредес. При этом у нашего клуба несколько иная философия, соответственно, другой, скажем так, строительный проект. Будем и дальше ставить на молодых перспективных футболистов. Даже с риском, что кому-то из них может понадобиться времени больше на развитие, что будут ошибки, которые могут стоить пары очков. Мы собираемся следовать этой идее на сто процентов.
— Можете себе представить себя на месте Роберто Манчини, что вы возглавили такой клуб, как «Зенит». И столкнулись, скажем, с языковым барьером.
— Языковой барьер — это дополнительная трудность. Я много что могу себе представить в будущем, но моя речь, язык, относятся к рабочим инструментам. Мне сложно себе представить, что поеду в страну, где не буду понимать язык. Скажем, окажись я во Франции, где говорят только на французском, дело пойдет очень сложно. Общаться только через переводчика — это неэффективно.
— То есть, в России мы вас не увидим?
— Что ж, многое может зависеть от нюансов. Манчини не говорит по-русски, но если можно по-английски, то почему нет.
Социальные сети — проявление общества
От Слуцкого до Манчини. Кто из тренеров конфликтовал с болельщиками
— Манчини попал в заголовки, устроив перебранку с недовольным болельщиком «Зенита» в социальной сети. Как у вас обстоят дела с общением в соцсетях?
— У меня так далеко в соцсетях не заходило, чтобы я реагировал на какие-то анонимные высказывания. Начни я это делать, точно получил бы проблемы. Социальные сети — это платформа для анонимных постов. Попросту — проявление современного общества. Но каждый должен для себя решить, насколько близко к сердцу это все воспринимать. Лично я вообще о подобного рода постах даже не задумываюсь.
— Возможно, эта тема вызвана фактом психологической нагрузки, давления, которое сейчас оказывается на профессиональных футболистов и тренеров. В связи с этим чемпион мира Пер Мертезакер уже дал громкое интервью, в котором признавался, что иногда перед выходом на поле у него трясутся колени, и что раз в год спортсмен должен иметь право взять отпуск без объяснения причин. Что можете сказать об этом?
— Мы часто говорим о том, какую нагрузку футболист испытывает в течение года и какое давление на него оказывается. Поэтому стоит внимательно относиться к этой проблеме, иногда обуздывать себя. Не важно, сколько игрок получает, не важно, что требует рынок. Нельзя забывать, что люди — не машины, которые выезжают на поле. У них есть чувства, эмоции, случаются взлеты и падения. Это очень, очень волнующий вопрос. И как раз поэтому мы должны чуть больше поддерживать игроков. Следует раз и навсегда понять: речь-то всего лишь о футболе, а не о жизни и смерти. Футбол нужен, чтобы вдохновлять людей, и это пытаются делать игроки каждый раз, когда выходят на поле. И часто у них это получается. Если когда-то не получается, то не потому, что не хотели, а, возможно, потому что в этот день не могли. Нельзя об этом никогда забывать и лучше немного задумываться, в какой форме стоит выражать критику.
— В «РБ Лейпциг» эту проблему не обходят стороной, в клубе работает психолог. И ваши игроки, тот же Тимо Вернер (нападающий сборной Германии подвергается обструкции с тех пор, как в матче прошлого сезона с «Шальке» симулировал пенальти. — «Спорт День за Днем»), часто становятся целями для агрессии и оскорблений.
— Очень грустно, что это происходит, причем в случае Вернера уже на протяжении столь долгого времени. Уникальная ситуация для немецкого футбола, что игрок получает постоянно за один эпизод, хотя каждую неделю что-то подобное происходит с другими. В «Лейпциге» стараются поддерживать игроков в разных ситуациях, в том числе психологически. Я рад, что у нас поставлено все на профессиональные рельсы.
— Когда вы были игроком, нуждались в психологической поддержке?
— Я довольно рано женился и всегда пользовался поддержкой жены (улыбается). Она вынуждена была выслушивать от меня разное. Разумеется, иногда это необходимо. У нас много молодых ребят, которые еще не обзавелись семьями, у некоторых нет даже постоянных подруг. Иногда, в силу возраста, им непросто ориентироваться в жизни. И как раз поэтому у нас в команде принято помогать друг другу.
— То есть, вы можете быть на одной волне с игроками?
— Когда я играл, тоже испытывал давление. Как нападающий, сталкивался с периодами, когда мяч не шел в ворота, и тогда появлялись определенные заголовки в газетах, реакция публики бывала очень жестокой. Этот опыт сформировал меня, сделал тем, кто я есть сейчас. Ведь только пройдя те периоды — жизни, я смог многое узнать о себе. О себе и об окружающем мире в целом.
Лейпциг
Личное дело
Ральф Хазенхюттль
Родился 9 августа 1967 года в Граце (Австрия)
Гражданство: Австрия
Амплуа: нападающий
Воспитанник клуба: ГАК (Грац)
Карьера игрока: ГАК (1985-1989), «Аустрия» (Вена, 1989-1994), «Аустрия» (Зальцбург, все — Австрия, 1994-1996), «Мехелен» (1996-1997), «Льерс» (оба — Бельгия, 1997-1998), «Кельн» (1998-2000), «Гройтер» (2000-2002), «Бавария» II (все — Германия, 2002-2004)
Достижения: чемпион Австрии — 1990/91, 1991/92, 1992/93, обладатель Кубка Австрии — 1989/90, 1991/92, 1993/94
В сборной Австрии — 8 матчей, 3 гола
Карьера тренера: «Унтерхахинг» (2004-2007— юношеская команда, ассистент главного тренера; 2007, октябрь — 2010, главный тренер), «Аален» (2011-2013), «Ингольштадт» (2013-2016)
«РБ Лейпциг» возглавляет с июля 2016 года. Под его руководством команда заняла второе место в бундеслиге.
Использованы фото: DPA/Vostock-photo; EPA/Vostock-photo; ФК «Зенит»